Основы безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Задачи БЖД:
идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Работа содержит 1 файл

Основы безопасности жизнедеятельности.docx

— 30.82 Кб (Скачать)

Основы безопасности жизнедеятельности


Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Задачи БЖД:

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности


Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение  данных проблем очень важной для  нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая  перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической  проблемы необходимо:

  • Увеличить рост ВВП
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Содержание БЖД


По данным Всемирной организации  здравоохранения индивидуальная продолжительность  жизни человека во многом связана  с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение 
    Выбор места жительства 
    Соблюдение правил и норм охраны труда 
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности 
    Безопасные условия деятельности 
    Защита населения от техногенных и естественных катастроф 
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания 
    Рациональное использование ресурсов и отходов 
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности  — наука о комфортном взаимодействии человека стехносферой.

В жизни современного человека все  большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились  многочисленные негативные факторы  антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки  — объективная потребность современного общества.

 

Безопасность  жизнедеятельности как наука


На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в  целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них —  актуальнейшая проблема, в решении  которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и  государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью  понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться.Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается  на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства  и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого  недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях  существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить  методами частных наук или простым  суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области  человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина


Учебная дисциплина «Безопасность  жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования  с другими областями знаний и  дисциплинами. Представляется, что  в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область  знаний естественно интегрируются  соответствующие разделы философии  и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских  знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и  прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические  основы безопасности жизнедеятельности  в системе «человек — среда  обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические  последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных  ситуаций; средства и методы повышения  безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических  процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических  систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно  опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические  и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической  эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь  и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение  и выводы


На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему  мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия  их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского  хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для  жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться  с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет  к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности  человека. Антропогенные изменения  окружающей среды приобрели такие  размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно  отражается на эффективности труда  и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной  техносфере формируются такие факторы  условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические  возможности человека.

Нередко условия труда  работающих не отвечают санитарно-гигиеническим  нормативам по уровню содержания вредных  веществ в воздухе рабочей  зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и  опасные производственные факторы  становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой  в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с  профессиональной патологией стало  самим высоким в мире.

Информация о работе Основы безопасности жизнедеятельности