Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:09, лекция

Описание работы

Одна из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в военное время. Нельзя сказать, что в нашей стране данными вопросами не занимались, но в этой сфере деятельности органов управления, да и в науке проявлялась инертность подходов и оценок объективно складывающихся современных условий опасности для человека.

Содержание

1. Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности.
2. Основные понятия термины, определения.
3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».
4. Воздействие на человека потоков жизненного пространства.
5. Опасности и их последствия.
6. Системный анализ безопасности жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.doc

— 273.50 Кб (Скачать)


Лекция 1. Введение. Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности

Вопросы:

1.                   Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности.

2.                   Основные понятия термины, определения.

3.                   Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

4.                   Воздействие на человека потоков жизненного пространства.

5.                   Опасности и их последствия.

6.                   Системный анализ безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

1.                            Безопасность жизнедеятельности : учебник для студентов высших учебных заведений / Э. А. Арустамов [и др.] ; под ред. Э. А. Арустамова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 495 с.

2.                            Безопасность жизнедеятельности : учебник для студентов высших учебных заведений / С. В. Белов [и др.] ; под ред. С. В. Белова. – М. : Высшая школа, 2001.

3.                            Емельянов В. Н. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / В. Н. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. – М. : Академический проект, 2003.

4.                            Безопасность жизнедеятельности : учебно-методические рекомен-дации / В. М. Рудник, А. А. Турушев. – Омск : ОмА МВД России, 2004.

 

 

Введение

Одна из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в военное время. Нельзя сказать, что в нашей стране данными вопросами не занимались, но в этой сфере деятельности органов управления, да и в науке проявлялась инертность подходов и оценок объективно складывающихся современных условий опасности для человека. К сожалению, следует признать, что наше поколение живет в окружении постоянных угроз – глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и проходящих. На смену одним приходят другие. Ослабла опасность мировой ядерной войны, появились криминальные, террористические, экономические и другие угрозы.

Техногенные риски. Стало очевидным, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния общества, но и приводит к возрастанию риска аварий сложных технических систем.

Если говорить о самых массовых и распространенных чрезвычайных ситуациях  (пожары, дорожно-транспортные происшествия), то есть основания серьезно задуматься. Ведь они в России ежегодно уносят более 50 тыс. жизней и наносят увечья более чем 250 тыс. человек.

Сегодня разрушительный потенциал отдельных крупных технологических катастроф становится угрозой национального характера. Достаточно сказать, что Чернобыль, по мнению некоторых экспертов, явился одной из причин распада СССР.

В перспективе следует ожидать обострения обстановки в сфере техногенной безопасности. Сегодня риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако с подъемом экономики фактор старения технологий и оборудования может стать определяющим в росте ЧС. Так, за последние 10 лет количество ЧС в западных странах уменьшилось в 8 раз, в России же возросло в 6 раз.  В 2000 г. только на АЭС произошло 68 аварийных ситуаций, в том числе в сентябре – на Белоярской АЭС. 97 аварий произошло на химически опасных объектах.

Природные катаклизмы. И здесь утешительного мало. Природа мстит человеку за пренебрежительное к ней отношение. В среднем за пятилетие количество ЧС природного характера выросло примерно в 2 раза. Это обусловлено рядом причин и прежде всего антропогенным воздействием, а также наблюдающимся глобальным изменением климата Земли. Следует отметить, что эта тенденция характерна для всех стран нашей планеты.

Вооруженные конфликты. Нельзя не отметить еще одну наболевшую во всем мире тенденцию – рост количества военных столкновений. Частота войн в 20 веке превысила среднюю частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине века – в 2,5 раза. В 90-х годах в мире ежегодно происходило порядка 35 крупных вооруженных конфликтов.

После второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибли 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавших в мировых войнах. Растет доля потерь среди мирного населения.

Все это свидетельствует о том, что защита населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальной безопасности России.

В связи с тем, что эта проблема затрагивает интересы всего общества, ее масштабы слишком велики и многогранны, она решается на уровне государственной политики. Основные ее направления следующие:

1.                   Создание и совершенствование соответствующих организационных структур для противодействия угрозам. В настоящее время существуют система гражданской обороны для решения задач в военное время и новая система РСЧС (Российская система предупреждения и ликвидации ЧС), ориентированная на решение задач мирного времени. В перспективе возможен переход к единой государственной системе – системе Гражданской защиты, которая бы решала задачи как мирного, так и военного времени.

2.                   Дальнейшая работа по созданию нормативно-правовой базы.

3.                   Создание механизма экономического регулирования предупреждения ЧС: декларирование, лицензирование и страхование опасных производств.

4.                   Создание научно-фундаментальной базы для решения крупных стратегических проектов в области предупреждения и ликвидации ЧС.

5.                   Усиление региональных и местных органов РСЧС для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС.

6.                   Создание системы таких сил, которые бы эффективно противостояли стихиям и катастрофам (развитие поисково-спасательных служб в регионах, разработка системы использования в случае необходимости сил и средств других министерств и ведомств, привлечение добровольцев и общественных организаций).

Изложенный спектр проблем показывает актуальность задачи и подчеркивает необходимость дальнейшего развития и совершенствования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, как в мирное, так и в военное время.

В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной  с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.

 

1. Предмет и задачи БЖД

 

С наступлением нового века в российском обществе наконец осознан приход нового постиндустриального этапа безопасности человека. Эволюция общественного сознания, настоятельное и непрерывное давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных обеспечением безопасности – все это вместе взятое обеспечило преодоление определенного порога. Стало ясно, что подготовка молодежи к повседневному решению задач безопасности становится в 21 веке судьбоносной для общества на всех его уровнях.

Основы безопасности жизнедеятельности отнесены к естественно-научной области знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими.

Сегодня дисциплина БЖД опирается на осознанную, но стихийно обозначившуюся потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. Сегодняшние законы государства, являющиеся частью политики, потребности и правила поведения могут изменяться со временем. Поэтому в основе новой общеобразовательной области, предназначенной для подготовки молодежи к жизни должна быть наука – систематизированное и обобщенное знание об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества. Именно научный подход позволяет понимать и прогнозировать процессы и явления, эффективно действовать в данной сфере жизнедеятельности. Эта наука должна быть самостоятельной и иметь свои методологические подходы.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом.

Важно подчеркнуть, что человек как индивид-личность не может рассматриваться вне социума – общества. Человек для нас – самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и среды обитания создание на Земле.

Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.

Специфической особенностью науки о безопасности жизнедеятельности является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук. Естественно-научная ориентация науки о безопасности жизнедеятельности выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании – в биологии, физике, химии, медицине и т.д. Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, охватывая такие науки, как история, политология, философия, психология, социология, экономика и др. Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений – от техники безопасности при производственных процессах до информатики и кибернетики.

В методологическом плане наука о безопасности жизнедеятельности по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что   исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки о безопасности жизнедеятельности проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований разрабатываются такие практически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих мероприятий, методов и процедур.

Наука о безопасности жизнедеятельности – интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности жизнедеятельности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества.

К основным задачам дисциплины БЖД следует отнести:

1. Изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц в части их реализации.

2. Исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях возможной ЧС, так и в повседневной деятельности.

3. Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны на объектах экономики и защиты населения в условиях мирного и военного времени.

4. Защита человека в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях.

5. Освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

6. Придание профессиональной направленности и повышение уровня обученности основам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера. В условиях подготовки современного руководителя знание всего комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является несомненно актуальной и одной из важнейших задач современности. Вся деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций должна быть направлена на решение этой задачи.

 

2. Основные понятия, термины и определения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» введена в учебные планы в начале 90-х годов прошлого столетья, объединила ряд предметов, которые ранее преподавались в ВУЗе как отдельные самостоятельные направления. Это:

                   охрана труда (ОТ);

                   техника безопасности (ТБ);

                   пожарная безопасность (защита) ПЗ;

                   гражданская защита (ГЗ);

Информация о работе Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности