Основы безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Задачи БЖД:
идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
защита от опасности;
ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Работа содержит 1 файл

Основы безопасности жизнедеятельности.docx

— 30.82 Кб (Скачать)

В соответствии с прогнозом  Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности  работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие  потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим  кризисом следует главный экономический  вывод: требуется существенное (в  несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев  на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности  и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все  работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели  обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует  организации обучения по охране труда  в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования.

В последние десятилетия  для всех промышленно развитых стран  характерно нарастание опасностей и  угроз в природно-техногенной  сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые  составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические  потери общества от природных и техногенных  катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер  уже к середине XXI в. величина ущербов  от катастрофических явлений на Земле  может превысить прирост глобального  валового продукта. Поэтому одной  из важнейших проблем, от решения  которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных  и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных  докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального  экономического ущерба, который с  учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных  и природных катастроф в последнее  время вполне соизмерим с чрезвычайными  ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и  диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты  и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет  существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз  национальной безопасности. Особую опасность  приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий  терактов в Нью-Йорке обусловлены  в первую очередь именно технологической  уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно  классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как  профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и  ликвидацией их последствий, так  и обучения населения умелым действиям  в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты  федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов  местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области  защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них  — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует  приобретения человеком навыков  обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо  только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования  и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия  по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов  управления РСЧС.

Нередко условия труда  работающих не отвечают санитарно-гигиеническим  нормативам по уровню содержания вредных  веществ в воздухе рабочей  зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и  опасные производственные факторы  являются причиной профессиональных заболеваний  и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время  производственные вредные и опасные  факторы осуществимо ликвидировать  или снизить их до допустимого  уровня. Обеспечение охраны труда  является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий  и организаций различных форм собственности. Государство содействует  организации обучения по охране труда  в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования.

Для современного состояния  как России, так и других промышленно  развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной  сфере, а техногенные и природные  катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и  политики.

Анализ опасностей и угроз  природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу  показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться  высокая степень риска возникновения  крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется  в целом триллионами рублей в  год. Это будет существенно тормозить  экономический рост в стране, переход  России к стратегии устойчивого  развития.

Предварительный прогноз  основных опасностей и угроз для  России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения  техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что  в последние годы в наиболее ответственных  отраслях потенциально опасные объекты  имеют выработку проектного ресурса  на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается  возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных  аварий и катастроф.

Техногенные и природные  чрезвычайные ситуации являются существенными  источниками риска для жизнедеятельности  населения. Поэтому необходимым  условием достижения безопасности жизнедеятельности  является компетентность людей в  мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в  результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования  и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем  и у человека есть достаточно средств  и способов защиты от связанных с  ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной  и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению  опасностью во многом связаны с ограниченными  знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого  безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной  и исполнительной власти, предприятий  и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете  оказывается конкретный человек, его  образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими  на риск чрезвычайных ситуаций.


Информация о работе Основы безопасности жизнедеятельности