Обеспечение безопасности труда на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Каждую секунду на Земном шаре в рамках производственной деятельности травмируются 4 человека, и каждые 15 секунд один из них получает смертельную травму. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний1. Но если от заболеваний умирают в основном люди старших возрастов, то от несчастных случаев гибнут, как правило, трудоспособные люди, которым еще жить и жить.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 135.41 Кб (Скачать)

     Прежде  всего, следует обратить внимание на список работодателей, ответственных за обеспечение безопасных условий и охраны труда.  Помимо организаций (юридических лиц) работодателями признаются и индивидуальные предприниматели, и физические лица.

     Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в данном качестве и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Законодатель уточняет, что к работодателям - физическим лицам - относятся также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Причем если физические лица, осуществляя предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и (или) лицензии, вступили в трудовые отношения с работниками, то они не освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 22, 212, 217 и др.) [6, C. 54].

     Обязанности по обеспечению охраны труда, возложенных на работодателя ст. 212 ТК РФ разделяют на следующие группы:

  1. организация охраны труда;
  2. аттестация рабочих мест по условиям труда;
  3. обучение, инструктирование, стажировка;
  4. медицинские и психиатрические осмотры;
  5. СИЗ (средства индивидуальной защиты): выдача, приобретение, применение;
  6. ЧП и несчастные случаи на производстве;
  7. ГИТ (государственная инспекция труда) и другие органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора;
  8. ответственность работодателя за неисполнение обязанностей по обеспечению условий охраны труда.

     В соответствии со ст. 21 и ст.214 Трудового  кодекса РФ работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка
  • соблюдать трудовую дисциплину
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда,
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровья людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять СИЗ и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профзаболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры (обследования), а также проходить внеочередные медосмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

     При уклонении работника от прохождения  медосмотра или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, а также при не прохождении работником медосмотров администрация не должна допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей [1, C. 106-107].

     Правовое  регулирование в сфере охраны труда осуществляется прежде всего в соответствии с разделом Х ТК РФ, который отвечает нормам международного права - Конвенции МОТ № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде". В данной сфере действуют также многочисленные иные нормативные правовые акты.

     В обеспечении безопасных условий  труда в той или иной степени  участвуют обе стороны трудовых отношений. Кроме того, охрана труда  является одним из направлений государственной  политики. Однако основная нагрузка по обеспечению безопасных условий  труда лежит на работодателе [7, C. 17]. 

    1. Правовые  основы деятельности профсоюзов по обеспечению  охраны труда
 

     В соответствии с Трудовым кодексом РФ  (статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются   представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

     Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее «О профессиональных союзах») наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ).

     Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников, при этом профсоюзы имеют право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров. Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров или соглашений.

     Статья 14 Федерального закона "О профессиональных союзах" дает профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

     При разрешении индивидуальных трудовых споров права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса РФ.

     В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О профессиональных союзах" они имеют возможность участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в социально-трудовой сфере. Профсоюзы могут подготавливать предложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, участвовать в предварительных консультациях» экспертизе проектов законов и других нормативных правовых актов и их согласовании.

     В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О профессиональных союзах» профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. 

     При осуществлении контроля за соблюдением  законодательства о труде и охране труда они имеют право посещать и осматривать организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, требовать и получать от руководителей и иных должностных лиц предприятия, учреждения, организации соответствующие документы, сведения и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.

     Право на информацию является одним из важнейших  прав профсоюзов. Статья 17 ФЗ "О профессиональных союзах" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

     На  основании Федерального закона «О профессиональных союзах» профсоюзные органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда уточняют, что представления профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению.

     При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и  здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязан незамедлительно выполнить такое требование.

     Профессиональные  союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Эти организации обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о принятых мерах.

     Федеральный закон "О профессиональных союзах" предоставляет профсоюзам полномочия участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

     Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное расследование [9, С. 6]. 

     Права профсоюзов в области обеспечения охраны труда см. прил. 2. 

    1. Государственное регулирование и  нормативные требования в сфере охраны труда
 

     Государство гарантирует работникам защиту их права  на труд в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, состоит в том, что конкретизируя данное право (ст.219 ТК РФ), государство одновременно с этим устанавливает его гарантии (ст.220 ТК РФ) и возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников (ст.212 ТК РФ), а также предусматривает необходимость государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны и устанавливает ответственных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда (ст.419 ТК РФ) и меры воздействия на организации в связи с нарушением ими требований охраны труда. Поэтому объем гарантий права работника на охрану труда содержанием ст.220 ТК РФ не исчерпывается.

     Обязанности по обеспечению безопасных условий  труда для работников организаций  всех форм собственности возложены  на работодателей.

     Порядок и условия финансирования мероприятий  по охране труда закреплены в ст. 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий  по улучшению условий труда осуществляется из бюджетов всех уровней; из внебюджетных источников; а также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Работодатели (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда путем отчислений в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда использовались средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда [3, C. 12].

     Государственные нормативные требования охраны труда  – важнейшее для современной  практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия  труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с  ними оценивает государственная  экспертиза труда, ибо государственный  надзор и контроль осуществляется над  их соблюдением и т.п. Это не так  давно появившееся понятие стало  столь важным, что законодатель в  новой редакции Трудового кодекса  РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда.

     Законодатель  не дал детальное и всеобъемлющее  определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

     Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них [2, С. 103-104].

Информация о работе Обеспечение безопасности труда на современных предприятиях