Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Содержание

Введение 3
Глава I. Правовое регулирование в области безопасности 4
1.1 Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации 4
1.2 Характеристика отдельных нормативно-правовых актов и их групп в области безопасности 5
1.3 Отдельные направления нормативно-правового регулирования общественных отношений в области безопасности 7
Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности 9
2.1 Принципы обеспечения безопасности 9
2.2 Методы обеспечения безопасности 10
Выводы 10
Заключение 11
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 43.86 Кб (Скачать)

Государственная инспекция  безопасности дорожного движения наделена специальными, контрольными, надзорными и разрешительными функциями  в области обеспечения безопасности дорожного движения и входит в  состав милиции общественной безопасности. Основной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства, иных нормативно-правовых актов в  сфере дорожного движения.

В сфере обеспечения пожарной безопасности населения основополагающим является Федеральный закон "О  пожарной безопасности" от 26.12.94 г. № 69-ФЗ. Функции по управлению пожарной безопасностью возложены на Министерство чрезвычайных ситуаций. В целях реализации положений Федерального закона "О пожарной безопасности" о необходимости проведения противопожарной пропаганды и информационного обеспечения в области пожарной безопасности, действуя на основании приказов Министра внутренних дел Российской Федерации № 735 от 11.11.1998г. и № 769 от 23.11.1998г., Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России издает научно-технический журнал "Пожарная безопасность".

В сфере принятия управленческих решений по поводу предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях  определяющим является Федеральный  закон "О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, находящегося на территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Функции по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций также возложены на МЧС.

В области борьбы с терроризмом  на данный момент основным является Федеральный  закон "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации  и ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые и  организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации  в борьбе с терроризмом. Функции  по борьбе с терроризмом возложены  на МВД РФ, органы ФСБ РФ, а также  на отдельные структурные подразделения  Министерства Обороны РФ.

Таковы наиболее важные направления  нормативно-правового регулирования  принятия управленческих решений в  области безопасности.

Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности

2.1 Принципы обеспечения  безопасности

Основополагающие руководящие  начала, идеи, условно можно разделить  на четыре группы:

·Ориентирующие - представляют собой исходные идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие информационной и методологической базой. К этим принципам относят: системность; информированность; классификация или категорирование (деление объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями); нормирование.

· Технические - направлены непосредственно на предотвращение действия опасных факторов и основаны на использовании законов физики. Эта группа принципов применима, прежде всего, к охране труда. К числу этих принципов относятся: защита расстоянием, количеством; экранирование; недоступность; блокировка; нейтрализация; герметизация и т.д.

·Управленческие - определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. Данные принципы непосредственно относятся к теме и цели данного реферата. К управленческим принципам относятся: плановость; контроль; эффективность; ответственность; аттестация и сертификация; стимулирование и т.д.

·Организационные  принципы - реализуют положения научной организации деятельности по принятию управленческих решений в области безопасности. К их числу относят: защита временем; резервирование; эргономичность; компенсация; эстетизация; зонирование и т.д.

2.2 Методы обеспечения  безопасности

Наличие потенциальной опасности  не всегда связано с её негативным воздействием на человека. К условиям реализации потенциальной опасности  можно отнести: реальное существование  опасности, нахождение человека в зоне действия опасности, отсутствие у человека возможности и средств для защиты от опасности.

К основным методам  обеспечения безопасности А.А. Раздорожный относит:

·   Пространственное или временное разделение зоны опасности. Данный метод реализуется посредством организации деятельности и инженерных решений;

·   Адаптация среды к возможностям человека. Этот метод реализуется посредством использования средств коллективной защиты;

·   Адаптация человека к окружающей среде, к сложившимся условиям и повышение его защищенности. Данный метод реализуется путем подготовки населения к возможным чрезвычайным ситуациям, а также путем использования средств индивидуальной защиты.

Стоит отметить, что данная методология относительно условна  и включает лишь основные методы обеспечения  безопасности.

Выводы

1. Нормативно-правовая база  обеспечения безопасности жизнедеятельности  регламентирует обязанности и  права государственных институтов  власти и граждан, закрепляет  и регулирует функциональное  предназначение всех органов  власти в области защиты от  ЧС, определяет степень и меру  ответственности.

2. Природная среда непосредственно  влияет на безопасность жизнедеятельности  человека, поэтому природоохранное  законодательство направлено на  ее охрану, предупреждение вредного  воздействия хозяйственной или  иной деятельности, оздоровление  и улучшение качества окружающей  природной среды.

3. Проблемным остается  регулирование в области ядерной  и экологической безопасности, влияние  неразумного вмешательства человека  в окружающую природную среду.

 

Заключение

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое  строение, то есть требования верхних  уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в  межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные  соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

статья N 3 "Каждый человек  имеет право на жизнь...";

статья N 23 "Каждый человек  имеет право на труд, на свободный  выбор работы, на справедливые и  благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно  представить следующим образом.

Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы  и здоровья человека.

Кодексы законов и отдельные  законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде  Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и  правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и  т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом  РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

 

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов:

1. Конституция РФ (принята  12 декабря 1993г.)

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

3. Трудовой Кодекс РФ  от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

4. Закон РФ "О безопасности" от 05.03.1992 г. – № 2446-I

5. ФЗ "О безопасности  дорожного движения" от 10.12.1995 г.  № 196-ФЗ

6. ФЗ "О защите населения  и территории от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера" от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ

7. ФЗ "О лицензировании  отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ

8. Закон РФ "О милиции"  от 18.04.1991 г. № 1026-I

9. ФЗ "О пожарной безопасности" от 26.12.1994 г. № 69-ФЗ

10. ФЗ "О противодействии  терроризму" от 6.03.2006 г. №35-ФЗ

11. ФЗ "О радиационной  безопасности населения" от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ

12. ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ

13. ФЗ "Об аварийно-спасательной  службе и статусе спасателя"  от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ

14. ФЗ "Об ипотеке (залоге  недвижимости)" от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ

15. ФЗ "Об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний"  от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ

16. ФЗ "Об охране окружающей  среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ

17. ФЗ "Об экологической  экспертизе" от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ

18. Постановление Правительства  РФ № 1113 "О единой государственной  системе предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций"

19. Постановление Правительства  РФ № 1094 "О классификации  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера"

20. Постановление Правительства  РФ № 738 "О порядке подготовки  населения в области защиты  от чрезвычайных ситуаций"

21. Постановление Правительства  РФ № 924 "О силах и средствах  единой государственной системы  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций"

22. Анофриков В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистратов Г.Д. – Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов – ГУУ – М.: ЗАО "Финстатинформ" - 1999 – 110 с.

23. Литвак Б.Г. – Разработка  управленческого решения: Учебник  – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело – 2004 – 416 с.

24. Поршнев А.Г., Румянцева  З.П., Саломатина Н.А. – Управление организацией: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М – 2005 – 716 с.

25. Проблема безопасности  при ЧС - Жур. – 1999 - №8

26. Раздорожный А.А. – Охрана труда и производственная безопасность: Учебное пособие – М.: Издательство "Экзамен" - 2005 – 512 с.

 

 


Информация о работе Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения