Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Содержание

Введение 3
Глава I. Правовое регулирование в области безопасности 4
1.1 Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации 4
1.2 Характеристика отдельных нормативно-правовых актов и их групп в области безопасности 5
1.3 Отдельные направления нормативно-правового регулирования общественных отношений в области безопасности 7
Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности 9
2.1 Принципы обеспечения безопасности 9
2.2 Методы обеспечения безопасности 10
Выводы 10
Заключение 11
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 43.86 Кб (Скачать)

 

 

Тема:

Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности  населения

 

Оглавление

Введение 3

Глава I. Правовое регулирование  в области безопасности 4

1.1 Нормативно-правовые  акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации 4

1.2 Характеристика  отдельных нормативно-правовых актов  и их групп в области безопасности 5

1.3 Отдельные направления  нормативно-правового регулирования  общественных отношений в области  безопасности 7

Глава II. Принципы и  методы обеспечения безопасности 9

2.1 Принципы обеспечения  безопасности 9

2.2 Методы обеспечения  безопасности 10

Выводы 10

Заключение 11

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12

 

 

Введение

Нормативно-правовая база обеспечения  безопасности жизнедеятельности населения  и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.  
«Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу, перерабатывается  научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд». Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное  регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером,  который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан. 
Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные  с обеспечением безопасности жизнедеятельности  в условиях природных и техногенных  ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение  дел не вызывает оптимизма и требует  своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов  обеспечения безопасных условий  жизнедеятельности является строгое  соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов  РФ, иных правовых актов, современный  руководитель может добиться высокой  организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности  для сотрудников и подчиненных. 
Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой  законодательства в области обеспечения  безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент. 
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • Федеральные законы.
  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • Правовые акты субъектов РФ  и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

 

Глава I. Правовое регулирование в области безопасности

1.1 Нормативно-правовые  акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации

Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные  акты – Указы Президента РФ, Постановления  Правительства РФ и т.д., а также  нормативно-правовые акты субъектов  РФ.

Помимо этой юридической  классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению  безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных  правовых актах формулируется базовый  понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной  политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция  Российской Федерации, в которой  содержатся основополагающие положения  и принципы защиты прав человека и  гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным  нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных  законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой  области, следует назвать, закон  Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система  безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения  безопасности при трансформации  отдельных видов опасностей в  ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации  и финансирования органов обеспечения  безопасности, а также контроля и  надзора за законностью их деятельности.

К этой же группе актов относится  закон Российской Федерации "О  страховании" (действующий в некоторых  положениях до сих пор), устанавливающий  цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических  лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют  от страхователя соблюдения норм и  правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска  и связанного с ним ущерба. При  соблюдении этих норм и правил закон  предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя  прямо или косвенно понесенный им ущерб.

Специального упоминания заслуживает Федеральный закон  Российской Федерации "О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления  № 738 "О порядке подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной  системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее  важны и постановления Правительства  России от 1996 г. № 924 "О силах и  средствах единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О  классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.

Вместе с тем следует  отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения  ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования  в своей основе концепции приемлемого  риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных  опасностей до экономически и социально  приемлемого уровня. Конечно, для  изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого  региона России они будут различны), были определены, что является задачей  экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной  базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.

Среди частных нормативных  актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них  объединяет законы и подзаконные  акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях – законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности – законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.

Стоит отметить наличие практически  во всех перечисленных группах частных  нормативных актов, как и в  общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений  заключается в стремлении нормативным  путем стимулировать меры по раннему  выявлению и минимизации риска  здоровью и жизни граждан, социальному  и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые  признаются в установленном порядке  неприемлемыми по критерию допустимого  интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует  также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью  контролирующих, надзорных и инспекционных  органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных  актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных  законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных  видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.

1.2 Характеристика  отдельных нормативно-правовых актов  и их групп в области безопасности

Полноту номенклатуры соответствующих  нормативно-правовых актов и степень  их детализации, в частности, чёткость и комплексность критериев безопасности, в России трудно признать удовлетворительными. В большинстве своем они содержат лишь самый общий перечень требований и далеко не всегда предусматривают  конкретный механизм ответственности  за их несоблюдение. Кроме того, стандарты, от которых призваны отталкиваться  эксперты при оценке интегрального  риска, нередко пересматриваются, причем в сторону ослабления.

Среди нормативных актов  и их статей важное место занимают законы, подзаконные акты и их положения, касающиеся планирования (регулирования) землепользования и лицензирования строительства предприятий и  сооружений, включая выдачу разрешений на их эксплуатацию. Размещение населенных пунктов, хозяйственных и иных объектов на территориях с повышенным уровнем интегрального или частного рисков регулируется конкретными положениями федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", а также строительными стандартами "Строительными нормами и правилами" (СНиП), утвержденными ведомственными нормативными документами и правительственными постановлениями.

Информация о работе Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения