Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:10, реферат
Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.
Введение 3
Глава I. Правовое регулирование в области безопасности 4
1.1 Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации 4
1.2 Характеристика отдельных нормативно-правовых актов и их групп в области безопасности 5
1.3 Отдельные направления нормативно-правового регулирования общественных отношений в области безопасности 7
Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности 9
2.1 Принципы обеспечения безопасности 9
2.2 Методы обеспечения безопасности 10
Выводы 10
Заключение 11
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12
Тема:
Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения
Оглавление
Введение 3
Глава I. Правовое регулирование в области безопасности 4
1.1 Нормативно-правовые
акты по обеспечению
1.2 Характеристика
отдельных нормативно-правовых
1.3 Отдельные направления
нормативно-правового
Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности 9
2.1 Принципы обеспечения безопасности 9
2.2 Методы обеспечения безопасности 10
Выводы 10
Заключение 11
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12
Введение
Нормативно-правовая база обеспечения
безопасности жизнедеятельности населения
и защиты территорий регламентирует обяз
«Человек охватил своей жизнью, своей
культурой всю верхнюю оболочку планеты,
всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский,
- биосфера переходит в новое эволюционное
состояние – ноосферу, перерабатывается
научной мыслью социального человечества
… через организованный человеческий
труд». Жизнь человечества стала единой,
связь и транспорт охватили всю планету.
В эпоху ноосферы человек уже может и должен
«мыслить и действовать в новом аспекте,
не только в аспекте отдельной личности,
семьи, государства, но и в планетном аспекте».
В этих словах заложен активный оптимизм,
вера в разумное регулирование отношений
человека и природы. Этот оптимизм должен
быть закреплен и правовыми нормами. Ибо
только право является тем барьером, который
ограничивает беззаконие и произвол как
властных и хозяйствующих структур, так
и отдельных граждан.
Нормативно-правовая база в области защиты
населения и территорий от ЧС активно
разрабатывалась в последнее десятилетие
с учетом требований мировых стандартов
и четко вписывается в общее законодательное
поле государства. Однако, как показывает
практика, реальная жизнь часто опережает
законодательные инициативы. Поэтому
проблемы законодательного обеспечения
безопасных условий жизнедеятельности
в ряде случаев требуют своего решения.
В частности, проблемы ядерной и экологической
безопасности, рационального использования
природных ресурсов и многие другие.
Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.
Одним из важнейших принципов
обеспечения безопасных условий
жизнедеятельности является строгое
соблюдение законности. Только опираясь
на твердое и глубокое знание законов
РФ, иных правовых актов, современный
руководитель может добиться высокой
организованности, создать и обеспечить
безопасные условия жизнедеятельности
для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью
и обществом, руководителем и коллективом
в этом случае выступает право, т.е. государственная
воля, выраженная в системе общеобязательных
норм (правил поведения), установленных
или санкционированных государственными
органами и охраняемых от нарушений, при
необходимости, государственным принуждением.
Правовой основой
законодательства в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности является
Конституция – Основной закон государства.
Законы и иные правовые акты, принимаемые
в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом
Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности являются:
Глава I. Правовое
регулирование в области
1.1 Нормативно-правовые
акты по обеспечению
Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты – Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Помимо этой юридической
классификации нормативные
К этой же группе актов относится
закон Российской Федерации "О
страховании" (действующий в некоторых
положениях до сих пор), устанавливающий
цели, задачи и механизм защиты интересов,
связанных жизнью, здоровьем, имуществом
застрахованных физических и юридических
лиц при различных видах риска.
Условия страхования требуют
от страхователя соблюдения норм и
правил безопасности, ориентируют на
минимизацию интегрального
Специального упоминания
заслуживает Федеральный закон
Российской Федерации "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
(далее Закон о чрезвычайных ситуациях).
Его дополняют и конкретизируют
постановления Правительства
Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.
Вместе с тем следует
отметить, что ни один из упомянутых
нормативных актов не содержит определения
ключевого понятия "риск чрезвычайных
ситуаций". Действующее законодательство
пока еще далеко от использования
в своей основе концепции приемлемого
риска ЧС, подразумевающей снижение
ущерба от природных и техногенных
опасностей до экономически и социально
приемлемого уровня. Конечно, для
изменения положения
Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях – законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности – законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.
Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.
Это достигается в рамках
законодательных требований об экспертизе
решений, отсекающей те из них, которые
признаются в установленном порядке
неприемлемыми по критерию допустимого
интегрального риска (безопасности).
К профилактическим мерам следует
также отнести положения
1.2 Характеристика
отдельных нормативно-правовых
Полноту номенклатуры соответствующих
нормативно-правовых актов и степень
их детализации, в частности, чёткость
и комплексность критериев
Среди нормативных актов и их статей важное место занимают законы, подзаконные акты и их положения, касающиеся планирования (регулирования) землепользования и лицензирования строительства предприятий и сооружений, включая выдачу разрешений на их эксплуатацию. Размещение населенных пунктов, хозяйственных и иных объектов на территориях с повышенным уровнем интегрального или частного рисков регулируется конкретными положениями федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", а также строительными стандартами "Строительными нормами и правилами" (СНиП), утвержденными ведомственными нормативными документами и правительственными постановлениями.
Информация о работе Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения