Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:10, реферат
Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.
Введение 3
Глава I. Правовое регулирование в области безопасности 4
1.1 Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации 4
1.2 Характеристика отдельных нормативно-правовых актов и их групп в области безопасности 5
1.3 Отдельные направления нормативно-правового регулирования общественных отношений в области безопасности 7
Глава II. Принципы и методы обеспечения безопасности 9
2.1 Принципы обеспечения безопасности 9
2.2 Методы обеспечения безопасности 10
Выводы 10
Заключение 11
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов: 12
В них также содержатся санитарные и экологические ограничения по планировке и застройке населенных пунктов, предусматривающие недопущение размещения вблизи них и создание буферных (санитарно-защитных) зон вокруг потенциально опасных промышленных, энергетических, транспортных и иных объектов, и требования к выдаче разрешений на эксплуатацию. Отметим, что в отличие от России в ряде зарубежных стран СНиП имеют более высокий правовой статус, поскольку введены в действие региональными и федеральными законами, такими как, например, Закон 1971 г. "О городском и сельском планировании" в Великобритании.
Перечисленные ранее подгруппы
частных нормативных актов
Однако в базовом Законе
о чрезвычайных ситуациях содержание
планирования не раскрыто (сам термин
"планирование" упомянут лишь дважды),
притом, что за рубежом ему обоснованно
посвящены либо большие разделы
соответствующих базовых
К числу таких нормативных
актов, которыми Россия пока не располагает,
следует отнести законы о снижении
риска стихийных бедствий в целом
и их наиболее опасных и разрушительных
видов, связанных с наводнениями,
подтоплением и землетрясениями. Это
тем более удивительно, что на
природные катаклизмы и опасности
приходится более 4/5 экономического ущерба
от всех ЧС как в России (здесь
доля достигает 90%), так и за рубежом,
где соответствующие законы действуют
достаточно давно. В России же упомянутые
вопросы регулируются либо соответствующими
положениями (статьями) общесистемных
законов, либо, чаще всего, указами Президента
России и постановлениями
Последние явно недостаточны и, кроме того, до недавних пор были посвящены почти исключительно вопросам ликвидации отдельных крупномасштабных природных катастроф. Проблема природного риска, не говоря об интегральном риске ЧС, не затрагивалась. Для смягчения данной проблемы по поручению МЧС России был разработан проект Федерального закона РФ "О стихийных бедствиях".
Наконец, среди нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности и снижения риска, особое место занимает страховое законодательство. Как отмечалось выше, в принципе это законодательство носит комплексный характер, юридически обеспечивая не только снижение ожидаемого от указанных ЧС ущерба за счет стимулирования выполнения мер безопасности населением и предприятиями в процессе страхования от аварий и т. п., но и компенсацию пострадавшим. Однако на практике его роль в СССР ограничивалась и в значительной мере в современной России лимитируется компенсационной функцией, причем реализуемой в своеобразной форме.
В условиях полностью огосударствленной централизованной экономики СССР до начала 1990-х годов страхование жизни и имущества от различных угроз и рисков было полностью монополизировано общесоюзной организацией Госстрах, которая в обязательном порядке взимала страховые премии с граждан и предприятий. Часть полученных сумм направлялась в резервный фонд, из которого осуществлялись затем выплаты пострадавшим, но не в форме страховых обязательств, а в виде пособий за потерю кормильца, на погребение, по инвалидности и т.п., тем самым, смягчая тяжесть потерь и ущерба. При этом порядок и размеры выплат определялись постановлениями правительства СССР, тогда как общесоюзный и республиканские законы в сфере страхования отсутствовали. Указанный порядок страхования и незначительные размеры пособий не стимулировали развитие страхового дела и предопределяли его незначительную роль в снижении интегрального риска, повышении эффективности предупреждения и ликвидации ЧС.
В 1990-е годы в России положение
несколько изменилось к лучшему:
были приняты и вступили в силу
федеральные законы: "О медицинском
страховании граждан в РСФСР",
"О страховании", "О страховании
военнослужащих" и некоторые другие.
В частности, страховые нормы
были зафиксированы в федеральном
законе "Об охране окружающей среды".
Тем не менее, страхование в России
продолжает выполнять преимущественно
компенсационную функцию (что лишний
раз подтверждает принятый летом 1998
г. Федеральный закон "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний"). Кстати, именно поэтому
Федеральный закон "О страховании"
был отнесен к группе общесистемных
актов с определенными
Несмотря на отмеченные положительные
сдвиги в вопросах страхования, в
России до сих пор отсутствует
ряд важных частных законов, касающихся
страхования граждан и
Среди частных правовых актов,
регулирующих вопросы безопасности,
следует особо выделить законы, подзаконные
акты и их отдельные положения, определяющие
статус и регулирующие хозяйственную
и иную деятельность людей в конкретных
зонах бедствия с целью снижения
там интегрального риска
1.3 Отдельные направления
нормативно-правового
Переходя к описанию отдельных
направлений законодательной и
правоприменительной
Характеристику отдельных
направлений нормативно-
CCБТ содержит общие требования безопасности к производственным процессам, производственному оборудованию; устанавливает нормы по видам вредных и опасных производственных факторов; определяет требования к средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.
Государственные стандарты
по охране труда во многих странах
мира, в числе которых и Российская
Федерация, разрабатываются на основе
рекомендаций Международной организации
по стандартизации и Международной
электротехнической комиссии. Это обеспечивает
международное научно-
Санитарные нормы
СНиП устанавливают
Управление охраной труда и контроль условий труда осуществляет Министерство труда РФ, а также Госгортехнадзор, Государственная санитарная инспекция, Государственная инспекция охраны водных источников, Госэнергонадзор, Государственная пожарная инспекция и др. Региональный, местный и локальный контроль осуществляют соответственно главы администраций и органы управления, а также администрации предприятий и их должностные лица.
Следующая сфера общественных отношений, подвергающаяся нормативно-правовому регулированию, - экологическая безопасность, являющаяся одним из важнейших компонентов национальной безопасности любого государства, в том числе и Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В Российской Федерации действует Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Данный Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Помимо этого Федеральный
закон "Об охране окружающей среды"
регулирует отношения в сфере
взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную
среду как важнейшую
Управление охраной окружающей среды на федеральном уровне осуществляют: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, а на региональном уровне – правоохранительные органы, органы рыбнадзора и т.д.
Безопасность дорожного
движения также является одной из
важнейших сфер нормативно-правового
регулирования принятия управленческих
решений в области
Федеральным органом исполнительной
власти по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Информация о работе Нормативно-правовая база безопасности жизнедеятельности населения