Негосударственные организации и угрозы национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:02, реферат

Описание работы

Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопас-ностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, об-щества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.

Работа содержит 1 файл

Гражданская оборона.Реферат.docx

— 86.77 Кб (Скачать)

     Важнейшими  составляющими национальных интересов  России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в воен- ное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Угрозы  национальной безопасности России 

     Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выра-женных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государст-венной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российс-кого общества и криминализация общественных отношений, рост организованной прес-тупности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и ослож-нение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В связи с этим основная задача системы националь-ной безопасности - защита национальных интересов от различного рода угроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопаснос-ти невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возмож-ностей общества и государства.

     Угроза  безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциаль-ная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опас-ности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безо-пасности.

     В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер, на-пример, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.

     Основные  угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:   стремление отдельных государств, особенно США и их союзников, и межгосударствен-ных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международ-ной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, эко-номического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия, страны Балтии и др.) ; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эс-калация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников Содружества Независимых Государств (Афганистан, Аб-хазия, Нагорный Карабах и др.); притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония и др.).

     Угрозы  национальной безопасности Российской Федерации в международной сфе-ре проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации на-циональных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавка-зье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

     Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономи-ческой сфере являются приоритетными направлениями политики государства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существен-ным сокращением в России внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сек-тора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергети-ческой составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребле-ния, включая предметы первой необходимости.

     Процесс обеспечения национальной безопасности России в экономической сфере  следует рассматривать как через  ее внешнеэкономическую, так и через  внутриэкономи-ческую деятельность. Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направле-ниями являются: создание благоприятных условий для международной интеграции рос-сийской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Не-зависимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защита интересов отечест-венных товаропроизводителей, а также осуществляется регулирование деятельности инос-транных банковских, страховых и инвестиционных компаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям место-рождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и това-ропроводящих сетей.

     Во  внутриэкономической деятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма кон-троля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государствен-ного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению послед-ствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологи-ческого и производственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальная задача – удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятности техноген-ных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной проду-кции, подъему благосостояния народа.

     Основными путями решения указанных задач  являются: концентрация финансовых и  материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, ока-зание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капи-тала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализация программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию ре-зультатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллекту-альной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

     Другим  не менее важным направлением является обеспечение безопасности Рос-сийского государства в социальной сфере с учетом следующих угроз: глубокое расслое-ние общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алко-голя и наркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и средней продолжитель-ности жизни в стране; деформация демографического и социального состава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства; ослабление фундаменталь-ной ячейки общества – семьи; снижение духовного, нравственного и творческого потен-циала населения.

     С целью парирования вышеперечисленных  угроз военно-политическое руковод-ство России проводит работы по обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурное достояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственной политики в области духовного и нравственного воспитания насе-ления (одним из примеров является Государственная программа «Патриотическое вос-питание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и ее дальнейшая пролон-гация на 2006-2010 годы). Особое внимание уделяется контролю, к сожалению, пока с низкой эффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирую-щих низменные проявления, а также осуществлению противодействия негативному вли-янию иностранных религиозных организаций и миссионеров. В отдельное направление выделена программа сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов госу-дарств – участников Содружества Независимых Государств.

     В области охраны и укрепления здоровья граждан усиливается внимание общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и  муниципальной) страховой и частной  медицинской помощи, осуществ-лению государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевти-ческой промышленности, реализации федеральных программ в области санитарии и эпи-демиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помо-щи, медицины катастроф.

     В последнее время на повестку дня  вышли новые угрозы безопасности России, свя-занные с информационной сферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стрем-ление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытесне-нию России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом госу-дарств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального фун-кционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

     Исходя  из этого, важнейшими задачами обеспечения  безопасности Российской Фе-дерации в информационной сфере являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствова-ние и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в ми-ровое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противобор-ства в информационной сфере.

     Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представ-ляет терроризм (в т.ч. и международный) и угроза криминализации общественных отно-шений. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилиза-ции ситуации в России. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики пра-вонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увели-чивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

     Кроме того, серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре-форм в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовер-шенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового конт-роля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законо-дательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаро-проводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и корруп-цией имеет не только правовой, но и политический характер.

     В этих условиях важнейшими задачами в  области борьбы с преступностью  являют-ся: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступ-ность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, созда-ние необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление сис-темы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих органи-зованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельнос-ти; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

     Решения и меры, принимаемые органами государственной  власти в области борьбы с преступностью, сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Во главу угла этой работы поставлено равенство всех перед законом  и неотвра-тимость ответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.

     В целях предупреждения коррупции  и устранения условий для легализации  капита-лов, нажитых незаконным путем в стране создается действенная система финансового контроля, совершенствуются меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отрабатывается механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независи-мо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

     Борьба  с терроризмом, особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основе общегосударственного комплекса  контрмер по пресечению этих видов  преступной деятельности. Основываясь  на международных соглашениях, Рос-сия эффективно сотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. В этих целях широко используется международ-ный опыт борьбы с этим явлением, вырабатывается скоординированный механизм проти-водействия международному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступле-ния из-за рубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентный успех, и теракты на территории России еще не стали достоянием истории.

     Несмотря  на принимаемые меры, возрастают уровень  и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этому способствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в Российской Федерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промыш-ленного комплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовер-шенство нормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения уком-плектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой; острота социальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в ранг страте-гической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны от-ветственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, увеличивающийся техно-логический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию во-оружений и военной техники нового поколения, а также активизация деятельности на тер-ритории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, корен-ного изменения форм и способов ведения военных действий.

Информация о работе Негосударственные организации и угрозы национальной безопасности