Методология построения концепции обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:52, доклад

Описание работы

На всех уровнях или государства, или политических партий, предприятий, иных субъектов общественных отношений подходы к обеспечению безопасности практически базируются на вычленении в качестве объекта безопасности тех или иных проблем, решение которых является их жизненно важным интересом. Иными словами, фактически реализуется общий методологический подход к построению концепции национальной безопасности на основе анализа реально существующих жизненно важных интересов и отношений как объекта безопасности.

Работа содержит 1 файл

Методология построения концепции обеспечения национальной безопасности.docx

— 14.13 Кб (Скачать)

Методология построения концепции обеспечения национальной безопасности

Одним из основополагающих вопросов анализа и построения концепции  безопасности, имеющих общеметодологическое значение, является проблема вычленения «объекта» национальной безопасности.

На всех уровнях или  государства, или политических партий, предприятий, иных субъектов общественных отношений подходы к обеспечению  безопасности практически базируются на вычленении в качестве объекта безопасности тех или иных проблем, решение которых является их жизненно важным интересом. Иными словами, фактически реализуется общий методологический подход к построению концепции национальной безопасности на основе анализа реально существующих жизненно важных интересов и отношений как объекта безопасности.

В общем плане интересы определяются как совокупность потребностей, формирующихся у индивидов, социальных общностей и иных субъектов общественных отношений под влиянием системы  отношений и побуждающих их к  активной общественной деятельности. Удовлетворение важных, значимых потребностей обуславливает процесс функционирования и развития как отдельных стран, их союзов, так и жизнедеятельности отдельного индивида-производителя.

Не менее важное методологическое значение для построения концепции  национальной безопасности наряду с  ее объектом имеет вопрос о реальных и потенциальных угрозах жизненно важным интересам, условиям и возможностям их реализации. Разработка концепции должна основываться на учете всею комплекса угроз национальной безопасности, а именно - формирующихся условий и факторов, негативно воздействующих на прогрессивное развитие страны, препятствующих или исключающих возможность реализации жизненно важных интересов личности, общества, государства, системы общественных отношений между ними. Иначе система обеспечения безопасности будет запаздывать с мерами защиты или принимать неадекватные угрозам действия.

Вычленение процессов  и факторов общественного развития, представляющих угрозу национальной безопасности республики или ее «субъектов, должно базироваться на оценке степени их влияния на условия и возможности  реализации жизненно важных интересов.

Для построения концепции  национальной безопасности методологическое значение также имеет и вопрос об определении «носителей», источников или субъектов угроз, чьи именно действия и направлены против жизненно важных интересов общества и государства. И если в одном случае их носителями являются природные силы, объективные процессы и факторы политического, экономического или социального развития, то в другом таковыми являются конкретные субъекты угроз.

В качестве же субъектов угроз национальной безопасности, чьи конкретные действия наносят ущерб жизненно важным интересам республики, следует, на наш взгляд, рассматривать:

национальных  юридических лиц (предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации; государственные предприятия и пр.); «физических лиц, профессионально выполняющих социально значимую деятельность (частные производители и предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; руководители, осуществляющие от имени предприятий хозяйственные операции; сотрудники государственных и общественных организаций, учреждений и пр.);

иностранных юридических  лиц, организации, фирмы, спецслужбы и т.д.;

организованную  преступность, действующую как внутри республики, так и за рубежом.

Жизненно важным направлением формирования концепции национальной безопасности на современном этапе  для республики, является не просто законодательное определение приоритетных интересов, но и, соответственно, уголовно-правовая оценка действий, которые могут представлять реальные или потенциальные угрозы национальной безопасности государства  и общества. Только на этой основе можно четко определить как всех субъектов угроз, так и степень их уголовной, административной, экономической, общественной или иной ответственности, а также возможные меры противодействия им.

Концепция обеспечения национальной безопасности во всех ее составляющих должна включать в качестве элементов  деятельность и механизмы, обеспечивающие:

выявление угроз и субъектов  угроз безопасности в современных  условиях;

определение объектов защиты;

механизм выявления жизненно важных политических, социальных, экономических  информационных интересов республики;

выявление субъектов, чья  деятельность наносит ущерб жизненно важным интересам личности, общества и государства (субъекты угроз-действий) или угроз-процессов и угроз-факторов;

определение признаков, свидетельствующих  о совершении действий, наносящих  ущерб жизненно важным интересам  республики;

определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере  обеспечения национальной безопасности;

анализ особенностей и  механизмов нанесения ущерба жизненно важным интересам республики;

определение компетенции  и взаимоотношений органов, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности;

формирование системы  мер по реализации жизненно важных общественных интересов;

деятельность по противодействию  угрозам и локализации их последствий

 


Информация о работе Методология построения концепции обеспечения национальной безопасности