Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:21, реферат
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
1. Введение ………………………………………………………………….. 2
2. Понятия, цели и задачи национальной безопасности …………………..5
3. Средства обеспечения национальной безопасности России…………..12
4. Заключение………………………………………………………………..15
5. Список литературы……………………………………………………….17
1. Введение ………………………………………………………………….. 2
2. Понятия, цели и задачи национальной безопасности …………………..5
3. Средства обеспечения национальной безопасности России…………..12
4. Заключение……………………………………………………
5. Список
литературы……………………………………………………
Термин
"национальная безопасность" в
российском научном и политическом
лексиконе появился недавно, в последнее
десятилетие новейшей истории страны.
Для обозначения социального
явления защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от опасностей и угроз, использовались
разные понятия: безопасность внутренняя
и внешняя, безопасность государственная,
материальное и духовное благосостояние
и др. Все эти понятия, с различных сторон,
прямо или косвенно, характеризуют явление
национальной безопасности.
Общее
понимание национальной безопасности
любой страны как состояния общественных
отношений и в теоретическом
и в практическом плане подводит
к необходимости выделения во
всей системе этих отношений проблем политической,
экономической, военной, научно-технической,
социальной, экологической и иной безопасности,
которые выступают как виды безопасности.
Страна представляет собой единый общественный
организм, состоящий из ряда подсистем
– политической, экономической, социальной,
духовной, в каждой из которых зарождаются
и развиваются противоречия вокруг основных
ценностей (материальных и духовных). Именно
эти противоречия, а точнее некоторые
из них, ведут в случае их обострения к
формированию источников опасности не
только и даже не столько для самой этой
сферы отношений, сколько для безопасности
страны в целом, для всей суммы жизненных
интересов общества. Для того, чтобы иметь
объективную возможность отслеживать
процессы возникновения и развития противоречий,
эффективно управлять этими процессами
и воздействовать на них, общество и государство
вынуждены классифицировать всю сумму
отношений, имеющих свою сущностную характеристику,
свои закономерности развития и поддающихся
системному и проблемному анализу. Отсюда
и возникает острая необходимость классификации
всей суммы отношений в сфере безопасности.
Цель работы - рассмотреть национальную безопасность России в современных условиях.
Для достижения цели нам помогут следующие задачи:
Актуальность темы данного реферата обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Учитывая
неоднократную смену
До
сих пор общественное мнение одних
россиян склоняется к идее русской
монархической
В
последние годы все заметнее и чувствительнее
для российского федерализма проявляет
себя на словах и на деле стремление отдельных
групп населения и национальной политической
элиты придерживаться этнической концепции
безопасности, основанной на приоритете
этнических ценностей, форм общности в
жизни человека и человечества в целом,
необходимости подчинения интересов личности
и общества интересам своего этноса. Экономическая
отсталость и неэффективность реформистской
деятельности правительства замедляют
формирование общественного мнения россиян
о национальной безопасности, базирующейся
на безусловной ориентации, на общенациональные
ценности, интересы и цели.
Проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий. Есть много определений понятия национальной безопасности. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.
Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строиться с учётом как внешних так внутренних угроз.
Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.
Стабильность, как и безопасность, – непременные условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности. Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.
Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
Обычно
под жизненно важными интересами
понимают потребности государства и общества,
от удовлетворения которых в прямой зависимости
находится само их существование и развитие.
К ним, как правило, относятся: сохранение
государственного суверенитета; обеспечение
территориальной целостности страны;
сохранение социально-политической стабильности
и незыблемости конституционного строя
государства; поддержание стратегической
стабильности и безопасности в прилегающих
к границам государства регионах и в мире
в целом; обеспечение беспрепятственного
доступа к важным для страны международным
экономическим и стратегическим зонам
и коммуникациям при строгом соблюдении
норм международного права; защита граждан
государства в зонах военных и других
конфликтов и в иных случаях угрозы их
жизни, связанных с вооруженным насилием,
и т.д.
Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектами
обеспечения безопасности понимаются
участники этого процесса, способные
действовать самостоятельно и свободно.
Основным субъектом обеспечения безопасности
является государство, осуществляющее
функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей.
Органы
законодательной власти формируют
законодательную базу в сфере обеспечения
безопасности; в пределах своего ведения
принимают решения по вопросам использования
сил и средств обеспечения безопасности,
в том числе применения военной силы; рассматривают
и принимают федеральные законы по вопросам
ратификации и денонсации международных
договоров Российской Федерации в области
безопасности.
Органы
исполнительной власти обеспечивают исполнение
законов и иных нормативных актов, регламентирующих
отношения в сфере безопасности; организуют
разработку и реализацию государственных
программ обеспечения безопасности; осуществляют
систему мероприятий по обеспечению безопасности
личности, общества и государства в пределах
своей компетенции; в соответствии с законом
формируют, реорганизуют и ликвидируют
государственные органы обеспечения безопасности.