Информационная безопасность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5
2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны………..6
3. Источники угроз для информационной безопасности. ……………………..7
4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности…………..11
5. Информационная безопасность и информационные войны……………….13
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Рефера.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  1. реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;
  2. совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  3. противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Согласно Доктрины информационной безопасности России существует четыре основные составляющие национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере  включает в себя информационное обеспечение  государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере  включает в себя развитие современных  информационных технологий, отечественной  индустрии информации, в том числе  индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере  включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Подчеркнем, что государственные  и негосударственные органы и  средства массовой информации, которые  являются основным средством информационно-психологического влияния на население и руководство иных стран, должны стать инструментом информационного обеспечения геополитической деятельности России. При этом действия в идейно-религиозной, информационной, научной, культурной и дипломатической сферах ведутся непрерывно, вне зависимости от состояния отношений с иными государствами.

В целом к числу  практических методов информационного  нападения и защиты относят три  основных приема:

  1. полная подмена или дезинформация;
  2. частичная подмена или трансформация;
  3. оглушение или подача качественно иной (новой) информации.

 

6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны

 

Проблема безопасности, различных ее нарушений, восстановления и укрепления существует в любой сфере человеческой деятельности.

Официальная "Концепция  национальной безопасности РФ" (1997, с уточнениями 2000), отправляющаяся от положений Закона "О безопасности", закономерно получила продолжение и развитие в "Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" (2000) [5]. Появление "Доктрины", да еще с указанием на необходимость ее развития и совершенствования, крайне своевременно. В последнее время стала остро ощущаться совокупность ряда проблем функционирования СМИ, которая все более оборачивается для общества своей "безопасностной" стороной.

Пространство опасностей и угроз для массово-информационной безопасности (МИБ) громадно - от неразвитости системы СМИ и информационных служб до сбоев в доставке информационных продуктов потребителям, от непонимания журналистами их места в системе демократии, гуманистических императивов ориентации их деятельности до нежелания и неумения вести социальный диалог, от сбоев в методологической культуре объективного анализа до стремления манипулировать аудиторией с применением "грязных" информационных технологий, от пассивно-потребительского отношения аудитории к СМИ до наивной доверчивости к каждому высказанному в СМИ суждению, от растерянности аудитории перед многообразием позиций и взглядов до иронической отстраненности от всех и всяческих информационных воздействий. Опасности и угрозы, таким образом, могут возникнуть в любой сфере и на любом этапе журналистской деятельности и массово-информационного процесса.

 Угрозы могут исходить  извне и изнутри страны и  проявляются в такой массово-информационной  деятельности, которая приводит к сбоям в процессе и результатах информирования.

 Необходимо создание  оптимальных условий для функционирования  СМИ в перспективе обеспечения  прав граждан и общества на  получение, как зафиксировано  в подготовительной "Концепции", "достоверной, полной и современной информации, необходимой для принятия решений".

Массово-информационная безопасность - такое состояние системы  СМИ и характера ее функционирования, когда все социальные субъекты (прежде всего различные социальные группы и отдельные граждане), независимо от образования, языка, места жительства и других факторов, различных объективных и субъективных препятствий.

На пути к принятию и полнокровной реализации условий  МИБ много трудностей и препятствий. Плюрализм и достигаемое на основе диалога различных сил согласие (стоит принять для этого давно выработанное понятие моноплюрализм) есть обязательное условие безопасности. Иначе в условиях плюральности, а каждая из сил, действующих в СМИ, будет стремиться к победе своих подходов, оценок, решений над оппонентами, что чревато явной угрозой гражданскому миру.

 Особый класс задач  составляет обеспечение информационной  безопасности на международной  арене. Эпоха конфронтационной  пропаганды и контрпропаганды,  борьбы с информационной агрессией  и идеологическими диверсиями хотя в целом и ушла в прошлое, но рецидивы возможны и, пожалуй, даже порой и неизбежны. Следовательно, в этой области нужна современная концепция контрпропаганды, (что и зафиксировано в "Доктрине"). Государство должно поддерживать интернационализацию, глобализацию информационной деятельности масс-медиа, но при учете национальных интересов в этой сфере и, разумеется, противодействовать информационной экспансии.

 При рассмотрении  положений "Доктрины" нельзя, кажется,  не заметить и одной несогласованности. С одной стороны, согласно "Доктрине" можно судить, что государство берет на себя решение едва ли не всех проблем обеспечения информационной безопасности.

В "Доктрине" определено, что обеспечение массово-информационной безопасности осуществляется совместными  усилиями обеих составляющих демократической  структуры - государственных институтов, теоретически являющихся "всеобщим представителем", и гражданами - участниками многообразных институтов гражданского общества (партиями, союзами, ассоциациями, обществами и другими представителями частных интересов различных социальных сил). Задача объединить и тем более заставить действовать совместно государственные органы и институты гражданского общества в интересах всего общества при учете интересов различных сил, разумеется, необычайно трудна. Но иного не дано, и формирующееся на развалинах прежней системы российское общество, чтобы не только выжить, но и окрепнуть, развиться, занять достойное место в мировом сообществе, должно найти в себе силы сделать это.

 Считая одной из  угроз "неразвитость гражданского  общества", государство как бы  принимает на себя обязанность  помогать его развитию. Созданный  на паритетных началах Национальный совет способен выполнять множество функций. Среди них - мониторинг и анализ состояния и деятельности СМИ с точки зрения обеспечения информационной безопасности, выработка предложений по формированию положений национальной информационной политики, определение направлений нормотворческой деятельности и, в том числе, предварительная отработка и общественное обсуждение системы документов, в совокупности составляющих своего рода журналистскую конституцию, которая могла бы быть представлена в виде Хартии поведения журналистов, разрабатываемой под эгидой Национального совета по СМИ. Разумеется, важно вести постоянный контроль за их реализацией и выступать своего рода общественным третейским судьей, представительствовать в общественных (наблюдательных) советах различных СМИ. Естественно, возникает и нужда издавать специальный бюллетень или даже журнал по всем этим вопросам и даже вести собственную массово-информационную деятельность с общенациональных позиций (пусть для начала в виде "вкладышей" в другие издания или программные блоки для ТВ и РВ), а интегративной окажется задача теоретического, этико-правового, практического обустройства единого массово-информационного пространства России во имя информационного обеспечения демократии.

 

 

 

 

Заключение

 

Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.

Защита информационного  пространства должна стать одной из значимых задач модернизации российской государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику внутриполитических процессов в российском обществе, специфику самоидентификации Российского государства, определения его места и роли в трансформирующемся мировом сообществе.

Актуализация проблемы защиты информационного пространства и его влияния на информационную безопасность непосредственно связана  с существующими реальными и  потенциальными угрозами и вызовами безопасности государства, уровень и масштабы которых в последнее десятилетие многократно возросли и приобрели крайне опасный характер.

Информационный век  приносит много новых вопросов, которыми должны заняться законодательная и  исполнительные власти, - среди них  онлайновая безопасность и удостоверение личности, конфиденциальность и защита данных, юрисдикция в киберпространстве и налогообложение электронной коммерции, правовые аспекты коммуникационного общения и ответственность за киберпреступления.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Общая теория национальной безопасности: Учебник/ Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2005.-39 с.
    1. http://k-lan.narod.ru/Cryptografy.htm
    1. http://attachment:/17/krash_2.htm



Информация о работе Информационная безопасность в РФ