Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:04, реферат
Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5
2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны………..6
3. Источники угроз для информационной безопасности. ……………………..7
4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности…………..11
5. Информационная безопасность и информационные войны……………….13
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………...25
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
Согласно Доктрины информационной безопасности России существует четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Подчеркнем, что государственные
и негосударственные органы и
средства массовой информации, которые
являются основным средством информационно-
В целом к числу практических методов информационного нападения и защиты относят три основных приема:
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны
Проблема безопасности, различных ее нарушений, восстановления и укрепления существует в любой сфере человеческой деятельности.
Официальная "Концепция национальной безопасности РФ" (1997, с уточнениями 2000), отправляющаяся от положений Закона "О безопасности", закономерно получила продолжение и развитие в "Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" (2000) [5]. Появление "Доктрины", да еще с указанием на необходимость ее развития и совершенствования, крайне своевременно. В последнее время стала остро ощущаться совокупность ряда проблем функционирования СМИ, которая все более оборачивается для общества своей "безопасностной" стороной.
Пространство опасностей и угроз для массово-информационной безопасности (МИБ) громадно - от неразвитости системы СМИ и информационных служб до сбоев в доставке информационных продуктов потребителям, от непонимания журналистами их места в системе демократии, гуманистических императивов ориентации их деятельности до нежелания и неумения вести социальный диалог, от сбоев в методологической культуре объективного анализа до стремления манипулировать аудиторией с применением "грязных" информационных технологий, от пассивно-потребительского отношения аудитории к СМИ до наивной доверчивости к каждому высказанному в СМИ суждению, от растерянности аудитории перед многообразием позиций и взглядов до иронической отстраненности от всех и всяческих информационных воздействий. Опасности и угрозы, таким образом, могут возникнуть в любой сфере и на любом этапе журналистской деятельности и массово-информационного процесса.
Угрозы могут исходить
извне и изнутри страны и
проявляются в такой массово-
Необходимо создание
оптимальных условий для
Массово-информационная безопасность - такое состояние системы СМИ и характера ее функционирования, когда все социальные субъекты (прежде всего различные социальные группы и отдельные граждане), независимо от образования, языка, места жительства и других факторов, различных объективных и субъективных препятствий.
На пути к принятию и полнокровной реализации условий МИБ много трудностей и препятствий. Плюрализм и достигаемое на основе диалога различных сил согласие (стоит принять для этого давно выработанное понятие моноплюрализм) есть обязательное условие безопасности. Иначе в условиях плюральности, а каждая из сил, действующих в СМИ, будет стремиться к победе своих подходов, оценок, решений над оппонентами, что чревато явной угрозой гражданскому миру.
Особый класс задач
составляет обеспечение
При рассмотрении
положений "Доктрины" нельзя, кажется,
не заметить и одной
В "Доктрине" определено,
что обеспечение массово-
Считая одной из
угроз "неразвитость
Заключение
Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.
Защита информационного пространства должна стать одной из значимых задач модернизации российской государственности, предопределяющей во многом содержание и динамику внутриполитических процессов в российском обществе, специфику самоидентификации Российского государства, определения его места и роли в трансформирующемся мировом сообществе.
Актуализация проблемы защиты информационного пространства и его влияния на информационную безопасность непосредственно связана с существующими реальными и потенциальными угрозами и вызовами безопасности государства, уровень и масштабы которых в последнее десятилетие многократно возросли и приобрели крайне опасный характер.
Информационный век приносит много новых вопросов, которыми должны заняться законодательная и исполнительные власти, - среди них онлайновая безопасность и удостоверение личности, конфиденциальность и защита данных, юрисдикция в киберпространстве и налогообложение электронной коммерции, правовые аспекты коммуникационного общения и ответственность за киберпреступления.
Список использованных источников: