Информационная безопасность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5
2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны………..6
3. Источники угроз для информационной безопасности. ……………………..7
4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности…………..11
5. Информационная безопасность и информационные войны……………….13
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Рефера.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального  процесса информатизации, неизбежной глобализации мирового сообщества и перехода развитых стран к информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее.

 

4. Основные  задачи обеспечения информационной  безопасности

 

Основными задачами государства  и общества по предотвращению, парированию  и нейтрализации внешних и  внутренних угроз информационной безопасности является:

    1. создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;
    2. проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;
    3. создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;
    4. создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения.  В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.

При этом учитывается  как их национальная специфика, так  и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

    1. развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует  также соответствующей ориентации системы образования, науки и  общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

    1. разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий, прежде всего, должны входить:

  1. открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;
  2. разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению  информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в  себе не столько мероприятия идеологического  и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания

 

5. Информационная безопасность  и информационные войны.

 

В последнее время  достаточно часто звучат слова о  том, что необходимо усилить информационную безопасность, правда, при этом часто смешивают два понятия "компьютерная безопасность" и "информационная безопасность". Причем первое является составной частью второго. Да, компьютерная безопасность (в смысле безопасность самих компьютеров и компьютерных сетей) - вещь, безусловно необходимая, но недостаточная в нынешних условиях.

Во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году американцы активно применяли современные информационно-психологические средства для поражения армии противника. В этом случае они действовали в соответствии с новой концепцией вооруженной борьбы, когда важность и протяженность первого (подготовительного) этапа, во время которого ведется активная информационно-психологическая обработка, на порядок возрастают. Кстати сказать, что эта обработка ведется в обоих направлениях: внешнем и внутреннем. Внешнее воздействие рассчитано на армию противника и его население, а внутреннее воздействие на собственную армию и свое население.

 Перечислим набор средств, которые входят в информационное оружие:

  1. программное и информационное обеспечение;
  2. программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;
  3. каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;
  4. интеллект человека и массовое сознание.

Отметим, что информационной оружие обладает наибольшей избирательностью, поражаемостью и требуемой масштабностью. Это объясняется такими свойствами информационной сферы, которые кардинально  отличают ее от других компонентов  жизненной среды:

  1. неисчерпаемость и восполняемость инфоресурсов;
  2. возможность их быстрого копирования с высокой степенью достоверности;
  3. возможность перемещения больших объемов этих ресурсов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния;
  4. компактность источников и носителей информации;
  5. мгновенная, но бескровная реакция (отклик) информационной сферы на трудно идентифицируемое (в отношении источника) воздействие и другое.

Характерно, что к числу  воздействующих на инфосферу можно  отнести и невоенные средства, куда входят:

  1. идеологические;
  2. религиозно-культурные;
  3. политические;
  4. дипломатические;
  5. торгово-экономические;
  6. финансово-кредитные;
  7. военно-экономические;
  8. промышленно-технологические;
  9. научно-технические;
  10. асоциальные.

В целом под информационным оружием понимается совокупность специальных средств, технологий, информации и дезинформации, применяемой для деструктивных воздействий на менталитет населения и информационно-техническую инфраструктуру государства. К видам информационного оружия можно условно (по отношению к основным объектам воздействия) отнести пять соответствующих совокупностей или групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др.) информационных воздействий:

  1. средства массовой информации (СМИ: радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.) как вид информационного оружия массового поражения, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны и, в первую очередь, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также - для создания препятствия аналогичным действиям противника;
  2. психотронные средства (специальные генераторы, специальная видеографическая и телевизионная информация, видеосредства НИТ типа “виртуальная реальность” и др.), предназначенные для дистанционного зомбирования населения и военно-технического персонала противостоящей стороны, а также для возбуждения психических и психофизиологических расстройств людей - пользователей систем НИТ (видеографических и др.) на основе специальной комбинации цветовой гаммы, дискретности и интенсивности излучения на экранах ЭЛТ мониторов, эффекта “25 кадра” (воспринимаемого только на подсознательном уровне) и др.
  3. электронные средства (оптико- и радиоэлектронные средства - специальные передающие устройства и излучатели электромагнитных волн и импульсов, и др.; электронно-вычислительные средства -“компьютерные вирусы”, разрушающие программные закладки-“черви” и др.). Радиоэлектронные средства предназначены для радиоэлектронного подавления и поражения радиоэлектронных средств и сил противника, а также для защиты своих радиоэлектронных средств от радиоэлектронного поражения и подавления. Оптикоэлектронные - для подавления и поражения оптикоэлектронных средств противника. Электронно-вычислительные средства или средства компьютерных технологий предназначены для повышения эффективности действия своих информационных систем и средств (в частности, систем оружия и средств распознавания целей и их принадлежности на поле боя), а также для разрушения или искажения информационных массивов данных, используемых в автоматизированных информационно-ударных системах противника;
  4. лингвистические средства (языковые единицы, “специальная” терминология, обороты речи, имеющие семантическую неоднозначность при переводе на другие языки и др.), предназначенные, главным образом, для использования высококвалифицированными специалистами при ведении международных переговоров, подписании и выполнении договоров между сторонами. Данные средства могут обеспечить долговременный и эффективный результат;
  5. психотропные средства (специально структурированные лекарства, психофармакологические и психодислептические средства, транквилизаторы, антидепрессанты, галлюциногены, наркотики, алкоголь и др.), предназначенные для воздействия на психику человека на генном или хромосомном уровнях: транквилизаторы разрывают связь между информационно-психическими и физическими процессами в организме человека, галлюциногены вызывают психические расстройства и др.”.

Отсюда основными задачами информационной борьбы можно считать:

    1. в мирное время - обеспечение информационной безопасности государства и его ВС путем укрепления и повышения информационно-технологического потенциала своей страны, поддержания устойчивого управления экономикой, войсками и оружием, воздействия на общественное сознание для активизации моральных стимулов населения к необходимости вооруженной защиты Отечества в случае вооруженной агрессии, а также поддержка (инспирирование) вялотекущих деструктивных процессов в сфере государственного управления противника, которые изнашивают его информационно-технологический ресурс;
    2. в военное время - обеспечение информационного превосходства государства и его ВС путем активного воздействия (информационно-психологического, радиоэлектронного, программно-компьютерного, психотронного и др.) на системы государственного и военного управления противника и источники информационных угроз для блокирования (нарушения работы, разрушения) стратегических систем управления (ракетно-ядерным оружием и др.) и введения противника в заблуждение о сроках начала, характере и масштабах предстоящей военной кампании в целом и отдельных операций, снижения морально-психологической устойчивости и боевого духа войск противника при одновременном предупреждении, парировании и нейтрализации негативных информационных воздействий, осуществляемых противником.

В этой связи, отметим, что  опасность такого рода войн признается руководством России и частично решение  проблем закреплено в нескольких нормативных документах. К таковым  можно отнести Концепцию национальной безопасности и Доктрину информационной безопасности.

Согласно Концепции  национальной безопасности национальные интересы России в информационной сфере  заключаются в соблюдении конституционных  прав и свобод граждан в области  получения информации и пользования  ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Серьезную опасность  представляют собой:

    1. стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
    2. разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;
    3. нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Информация о работе Информационная безопасность в РФ