Ведь в дальнейшем,
по мере развертывания глобального
процесса информатизации, неизбежной глобализации мирового
сообщества и перехода развитых стран
к информационному образу жизни, значение
данной проблемы будет проявляться все
сильнее и сильнее.
4. Основные
задачи обеспечения информационной
безопасности
Основными задачами государства
и общества по предотвращению, парированию
и нейтрализации внешних и
внутренних угроз информационной безопасности
является:
- создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;
- проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;
- создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;
- создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения. В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.
При этом учитывается
как их национальная специфика, так
и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских
стран рекомендации «Критерии оценки
безопасности информационной технологии».
Можно надеяться, что выполнение этих
исследований позволит сделать защиту
национальных информационных ресурсов
России более надежной и эффективной;
- развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.
Решение этой проблемы помимо
экономических усилий потребует
также соответствующей ориентации
системы образования, науки и
общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области
престижной и социально привлекательной.
Только таким образом можно будет обеспечить
приток в эту сферу людских ресурсов и
подготовку необходимого количества специалистов
и научных работников;
- разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.
В число этих мероприятий,
прежде всего, должны входить:
- открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;
- разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.
Таким образом, меры по обеспечению
информационной безопасности страны должны
быть комплексными и содержать в
себе не столько мероприятия идеологического
и воспитательного характера, направленные на соответствующую
ориентацию общественного сознания
5. Информационная безопасность
и информационные войны.
В последнее время
достаточно часто звучат слова о
том, что необходимо усилить информационную
безопасность, правда, при этом часто смешивают два понятия "компьютерная
безопасность" и "информационная
безопасность". Причем первое является
составной частью второго. Да, компьютерная
безопасность (в смысле безопасность самих
компьютеров и компьютерных сетей) - вещь,
безусловно необходимая, но недостаточная
в нынешних условиях.
Во время операции "Буря в пустыне"
в 1991 году американцы активно применяли
современные информационно-психологические
средства для поражения армии противника.
В этом случае они действовали в соответствии
с новой концепцией вооруженной борьбы,
когда важность и протяженность первого
(подготовительного) этапа, во время которого
ведется активная информационно-психологическая
обработка, на порядок возрастают. Кстати
сказать, что эта обработка ведется в обоих
направлениях: внешнем и внутреннем. Внешнее
воздействие рассчитано на армию противника
и его население, а внутреннее воздействие
на собственную армию и свое население.
Перечислим набор средств, которые
входят в информационное оружие:
- программное и информационное обеспечение;
- программно-аппаратные, телекоммуникационные и другие средства информации и управления;
- каналы связи, обеспечивающие циркуляцию информационных потоков и интеграцию систем управления;
- интеллект человека и массовое сознание.
Отметим, что информационной
оружие обладает наибольшей избирательностью,
поражаемостью и требуемой масштабностью.
Это объясняется такими свойствами
информационной сферы, которые кардинально
отличают ее от других компонентов
жизненной среды:
- неисчерпаемость и восполняемость инфоресурсов;
- возможность их быстрого копирования с высокой степенью достоверности;
- возможность перемещения больших объемов этих ресурсов практически без потерь, с высокой скоростью и на огромные расстояния;
- компактность источников и носителей информации;
- мгновенная, но бескровная реакция (отклик) информационной сферы на трудно идентифицируемое (в отношении источника) воздействие и другое.
Характерно, что к числу
воздействующих на инфосферу можно
отнести и невоенные средства,
куда входят:
- идеологические;
- религиозно-культурные;
- политические;
- дипломатические;
- торгово-экономические;
- финансово-кредитные;
- военно-экономические;
- промышленно-технологические;
- научно-технические;
- асоциальные.
В целом под информационным
оружием понимается совокупность специальных средств, технологий,
информации и дезинформации, применяемой
для деструктивных воздействий на менталитет
населения и информационно-техническую
инфраструктуру государства. К видам информационного
оружия можно условно (по отношению к основным
объектам воздействия) отнести пять соответствующих
совокупностей или групп средств, применяемых
для деструктивных (дезориентирующих,
дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих,
разрушающих, подавляющих и др.) информационных
воздействий:
- средства массовой информации (СМИ: радио, пресса, телевидение) и агитационно-пропагандистские средства (видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии и др.) как вид информационного оружия массового поражения, предназначенного для целенаправленного нанесения информационного ущерба, главным образом, духовно-нравственной жизни населения противостоящей (враждебной) стороны и, в первую очередь, его исторической памяти, мировоззрению, морально-нравственным идеалам с целью возможного управления его поведением, а также - для создания препятствия аналогичным действиям противника;
- психотронные средства (специальные генераторы, специальная видеографическая и телевизионная информация, видеосредства НИТ типа “виртуальная реальность” и др.), предназначенные для дистанционного зомбирования населения и военно-технического персонала противостоящей стороны, а также для возбуждения психических и психофизиологических расстройств людей - пользователей систем НИТ (видеографических и др.) на основе специальной комбинации цветовой гаммы, дискретности и интенсивности излучения на экранах ЭЛТ мониторов, эффекта “25 кадра” (воспринимаемого только на подсознательном уровне) и др.
- электронные средства (оптико- и радиоэлектронные средства - специальные передающие устройства и излучатели электромагнитных волн и импульсов, и др.; электронно-вычислительные средства -“компьютерные вирусы”, разрушающие программные закладки-“черви” и др.). Радиоэлектронные средства предназначены для радиоэлектронного подавления и поражения радиоэлектронных средств и сил противника, а также для защиты своих радиоэлектронных средств от радиоэлектронного поражения и подавления. Оптикоэлектронные - для подавления и поражения оптикоэлектронных средств противника. Электронно-вычислительные средства или средства компьютерных технологий предназначены для повышения эффективности действия своих информационных систем и средств (в частности, систем оружия и средств распознавания целей и их принадлежности на поле боя), а также для разрушения или искажения информационных массивов данных, используемых в автоматизированных информационно-ударных системах противника;
- лингвистические средства (языковые единицы, “специальная” терминология, обороты речи, имеющие семантическую неоднозначность при переводе на другие языки и др.), предназначенные, главным образом, для использования высококвалифицированными специалистами при ведении международных переговоров, подписании и выполнении договоров между сторонами. Данные средства могут обеспечить долговременный и эффективный результат;
- психотропные средства (специально структурированные лекарства, психофармакологические и психодислептические средства, транквилизаторы, антидепрессанты, галлюциногены, наркотики, алкоголь и др.), предназначенные для воздействия на психику человека на генном или хромосомном уровнях: транквилизаторы разрывают связь между информационно-психическими и физическими процессами в организме человека, галлюциногены вызывают психические расстройства и др.”.
Отсюда основными задачами
информационной борьбы можно считать:
- в мирное время - обеспечение информационной безопасности государства и его ВС путем укрепления и повышения информационно-технологического потенциала своей страны, поддержания устойчивого управления экономикой, войсками и оружием, воздействия на общественное сознание для активизации моральных стимулов населения к необходимости вооруженной защиты Отечества в случае вооруженной агрессии, а также поддержка (инспирирование) вялотекущих деструктивных процессов в сфере государственного управления противника, которые изнашивают его информационно-технологический ресурс;
- в военное время - обеспечение информационного превосходства государства и его ВС путем активного воздействия (информационно-психологического, радиоэлектронного, программно-компьютерного, психотронного и др.) на системы государственного и военного управления противника и источники информационных угроз для блокирования (нарушения работы, разрушения) стратегических систем управления (ракетно-ядерным оружием и др.) и введения противника в заблуждение о сроках начала, характере и масштабах предстоящей военной кампании в целом и отдельных операций, снижения морально-психологической устойчивости и боевого духа войск противника при одновременном предупреждении, парировании и нейтрализации негативных информационных воздействий, осуществляемых противником.
В этой связи, отметим, что
опасность такого рода войн признается
руководством России и частично решение
проблем закреплено в нескольких
нормативных документах. К таковым
можно отнести Концепцию национальной
безопасности и Доктрину информационной безопасности.
Согласно Концепции
национальной безопасности национальные
интересы России в информационной сфере
заключаются в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области
получения информации и пользования
ею, в развитии современных телекоммуникационных
технологий, в защите государственных
информационных ресурсов от несанкционированного
доступа.
Серьезную опасность
представляют собой:
- стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
- разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;
- нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.