Информационная безопасность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:04, реферат

Описание работы

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5
2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны………..6
3. Источники угроз для информационной безопасности. ……………………..7
4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности…………..11
5. Информационная безопасность и информационные войны……………….13
6. Проблемы СМИ в информационной безопасности страны………………..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Рефера.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности…..5

2. Основные цели и  объекты информационной безопасности  страны………..6

3. Источники угроз  для информационной безопасности. ……………………..7

4. Основные задачи  обеспечения информационной безопасности…………..11

5. Информационная безопасность  и информационные войны……………….13

6. Проблемы СМИ в  информационной безопасности страны………………..20

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях модернизации экономического, политического и  социального устройства российского  общества, преобразования всех государственных  и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела проблема обеспечения национальной безопасности Российского государства, в том числе и в такой специфической и жизненно важной сфере, как информационная.

Проблемы обеспечения  информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Вот уже более десятка  лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.

Наряду с тем, что  в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Важнейшую роль в обеспечении  информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности

 

Развитие глобального  процесса информатизации общества, которое  наблюдается  в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие  интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации  уже в настоящее время в  значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия  на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью  в дальнейшем понимается состояние  защищенности информационной среды  общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А  под информационными угрозами –  факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между  состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших  интересов человека и общества произошло  совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности.

Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и  отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается  в достижении и сохранении общественного  согласия, повышении созидательной  активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства  состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

 

2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны.

 

Основными целям обеспечения  информационной безопасности страны (например, России) являются:

  1. защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере;
  2. бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;
  3. предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов;
  4. обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Для достижения целей  обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно  определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся:

  1. информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;
  2. информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);
  3. система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране;
  4. система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации;
  5. права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а так же защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

 

3. Источники  угроз для информационной безопасности.

 

Источниками угроз для  информационной безопасности страны могут  являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних  угроз относятся следующие:

  1. политика ряда стран, направления на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологической зависимости России от стран Запада в информационной сфере;
  2. разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
  3. деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;
  4. преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;
  5. развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источнике  внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь  наиболее важным являются следующие:

  1. существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;
  2. технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;
  3. недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;
  4. снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;
  5. усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Возможными последствиями  воздействия перечисленных всех внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты.

  1. в области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства.
  2. в области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе.
  3. в области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки.
  4. в области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чужой идеологии и моральных ценностей, проявление бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.
  5. в области обороноспособности и национальной безопасности страны такими последствиями могут быть: нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой; снижение технологического уровня развития оборонной промышленности; снижение морального духа личного состава Вооруженных сил и работников предприятий оборонного комплекса.

Нетрудно заметить, что  все перечисленные выше возможные  последствия являются весьма серьезными для жизни и деятельности каждого  гражданина страны, а не только для  элиты или же политического руководства. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества должна стать в современных условиях делом всего народа. А для этого она должна быть, в первую очередь, четко сформулирована и доведена до сознания широких масс населения через систему образования и средства массовой информации.

Информация о работе Информационная безопасность в РФ