Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:17, реферат
В проблеме осуществления научно-технического прогресса значительная роль отводится подъемно-транспортному машиностроению, перед которым поставлена задача широкого внедрения во всех областях народного хозяйства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, ликвидации ручных погрузочно-разгрузочных работ и исключения тяжелого ручного труда при выполнении основных и вспомогательных технологических операций.
Основные параметры
Параметрами называют технические данные, характеризующие конструктивные особенности крана. К основным параметрам относится длина стрелы, вылет и высота подъема грузового крюка, грузоподъемность, грузовой момент, скорости подъема и опускания груза и вращения поворотной части крана.
Длина стрелы — расстояние (в метрах) между центрами оси пяты стрелы и оси головных блоков. От длины стрелы и угла
наклона ее к горизонту зависят вылет и высота подъема крюка.
Вылет грузового
крюка — расстояние (в метрах)
от оси вращения крана до вертикальной
оси, проходящей через центр тяжести
поднимаемого груза (крюковой обоймы).
Свободный вылет крюка —
Высота подъема крюка — наибольшая высота, на которую можно поднять крюк над уровнем площадки, на которой установлен кран, при рабочем положении стрелы.
Грузоподъемность
крана — максимальный вес груза,
который можно поднять краном
без нарушения прочности его
конструкции и потери устойчивости.
Величина грузоподъемности зависит
от длины стрелы и вылета грузового
крюка. У автомобильных кранов грузоподъемность
при наименьшем вылете крюка в
несколько раз превышает
Грузовой момент определяют как произведение расчетно-допустимой грузоподъемности крана (Т) на величину вылета крюка (м), при которой поднимают указанный груз. Грузовой момент измеряют в тонно-метрах (Т-м). Этот параметр характеризует технологические возможности крана, так как он показывает, на каком расстоянии от оси вращения крана может быть размещен груз весом, соответствующим вылету крюка.
Скорость подъема и опускания груза — величина пути перемещения груза (в метрах) по вертикали в единицу времени. Она измеряется в метрах в минуту (м/мин) или в метрах в секунду (м/сек).
Скорость вращения поворотной части измеряется числом оборотов поворотной части крана в единицу времени (об/мин).
Организация работы автомобильных кранов
Общие сведения
Под организацией работы автомобильных кранов понимается система мероприятий, обеспечивающих их рациональное использование при минимальных затратах труда и предусматривающих качественное выполнение работ в планируемые сроки с соблюдением требований безопасности труда. Работа автомобильных кранов организуется в соответствии с проектом производства работ (ППР), который составляют на основе инструкции СН 47 — 74 с использованием передового опыта применения этих машин в народном хозяйстве.
Работы, выполняемые автомобильными кранами, входят в состав единого технологического процесса в строительстве и сводятся к трем видам: погрузочно-разгрузочные, монтажные и вертикальный транспорт материалов.
Работа автомобильных кранов осуществляется по планам трестов и управлений механизации. При их составлении выявляют объемы монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подлежащих выполнению автомобильными кранами, и определяют число машин, необходимое для выполнения планируемых объемов работ на объектах. При этом руководствуются заявками строительных организаций, предприятий промышленности и транспорта, а также наличным парком машин эксплуатационной базы.
Выполнение работ
автомобильными кранами производится
на основании договоров с
Наиболее часто краны применяют на следующих строительных объектах:
сельскохозяйственные здания и сооружения (производственные здания и сооружения комплексов; жилые дома, здания культурно-бытового назначения);
линейно-протяженные сооружения (подземные коммуникации, системы мелиорации, системы энергоснабжения, транспортные коммуникации, магистральные трубопроводы);
отдельно стоящие здания и сооружения на территории жилых массивов и промышленных объектов (тепловые пункты и распределительные пункты городских элёктросетей; ограждения площадок и участков предприятий и зданий; инвентарные здания; строительные машины и оборудование);
здания, сооружения, территории с ограниченным рабочим пространством (здания павильонного типа, площадки монтажа технологического оборудования, технологических трубопроводов и металлоконструкций, внутри дворовые площадки);
небольшие жилые и гражданские здания;
пункты грузопереработки (базисные склады, базы подразделений материально-технической комплектации, приобъектные склады, площадки укрупнительной сборки конструкций).
Объекты, на которых
работы автомобильными кранами выполняются
с наибольшей эффективностью по сравнению
с другими кранами аналогичного
назначения, называются областями рационального
применения. К объектам, входящим в
области рационального
Научная организация труда и бригадный подряд
Работа автомобильных кранов должна осуществляться в соответствии с принципами научной организации труда (НОТ). Задача НОТ — установление на. объекте рациональных взаимосвязей между трудовыми приемами, рабочей средой, технологическим процессом, материальным обеспечением процесса и рабочими движениями крана, при которых достигаются экономия времени, материальных ресурсов, повышение качества работ и облегчается труд рабочих.
Научная организация труда предполагает:
совершенствование форм организации труда (разделение и кооперация труда, подбор оптимального состава и специализация бригад и звеньев рабочих);
изучение и распространение передовых методов труда, сокращение потерь рабочего времени по неуважительным причинам (из-за отсутствия материальных ресурсов, своевременных указаний технического персонала, в результате нарушения трудовой дисциплины);
улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
обеспечение наиболее благоприятных условий труда;
совершенствование нормирования труда, принятие встречных планов;
применение прогрессивных форм и систем оплаты и моральное стимулирование труда;
постоянное повышение квалификации рабочих, овладение смежными профессиями;
укрепление трудовой дисциплины, развитие социалистического соревнования, воспитание трудящихся в духе коммунистического отношения к труду, социальное развитие производственных коллективов.
Важным направлением улучшения организации работы автомобильных кранов является составление и внедрение планов НОТ на рабочих местах. Передовые машинисты автомобильных кранов работают по планам НОТ, составленным на основании «Руководства по разработке и внедрению бригадных планов НОТ».
Задача машиниста
состоит в том, чтобы быть активным
участником в проведении мероприятий,
обеспечивающих повышение производительности
труда, улучшение его организации
и повышение эффективности
Одним из важнейших
мероприятий по росту производительности
труда и повышению
Ежемесячную заработную плату бригады определяет производитель работ совместно с бригадиром промежуточным расчетом, исходя из объема работ, выполненного в отчетном периоде. Окончательный расчет по заданию, включая выплату премии, производится по завершении и приемки порученного бригаде комплекса работ.
Время пребывания средств механизации, в том числе автомобильных кранов, направляемых на объект, где работы ведутся по методу бригадного подряда, рассчитывают по существующим нормам выработки машин на основе проекта производства работ. С учетом этих сроков распределяют общую сумму затрат на механизированные работы по объекту в целом и для каждого объема работ.
Затраты на эксплуатацию автомобильного крана определяют, исходя из фактически отработанного количества машино-смен на основании сменных рапортов, подписанных мастером (производителем работ) и бригадиром. В состав бригады включают машинистов всех строительных машин, работающих на объекте, в том числе и машинистов автомобильных кранов.
При включении в
состав хозрасчетной бригады машиниста
автомобильного крана доплата разницы
между его заработком в бригаде
и заработком по системе оплаты труда
в управлении механизации производится
этим управлением механизации, а
строительно-монтажная
Таким образом, метод
бригадного подряда поставил рабочий
коллектив в такие условия, когда
для достижения своих личных и
коллективных целей он должен проявлять
максимум энергии и инициативы, постоянно
искать резервы повышения
Складирование материалов и конструкций
Автомобильные краны применяют для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ во всех отраслях народного хозяйства, но наибольшее применение краны находят в строительстве. Применительно к строительному производству грузы можно разделить на следующие три основные группы: строительные материалы, строительные конструкции и оборудование.
Строительные материалы подразделяются на сыпучие, пластичные и штучные.
К сыпучим материалам относятся шлак, песок, щебень, гравий, камень бутовый. Перемещение сыпучих материалов (погрузка и выгрузка) осуществляется при помощи челюстных ковшей (грейферов).
Пластичные строительные материалы (раствор и бетон) доставляют на строительный объект автотранспортом или же приготовляют на месте. Автомобильные краны перемещают пластичные материалы к месту их укладки в специальных ящиках — контейнерах бункерного типа.
К штучным строительным
материалам относятся стеновые материалы
(кирпич, блоки, перемычки, плиты), кровельные
(рубероид, шифер, железо), а также
отдельные строительные элементы, балки,
колонны, башмаки и т. п. Штучные
грузы перемещают пакетами с применением
специальных контейнеров и
Строительные конструкции подразделяются на деревянные, металлические и железобетонные.
К деревянным конструкциям относятся столярные изделия, (например, дверные и оконные рамы, двери, оконные переплеты, доски для настила полов).
Металлические конструкции представляют собой строительные элементы, изготовленные из листовой или профильной стали (фермы, балки, решетки различного назначения, трубы).
К железобетонным строительным конструкциям относятся стеновые блоки и панели, плиты перекрытия, фундаментные блоки, колонны, балки, фермы и др. Деревянные, металлические и железобетонные конструкции в зависимости от веса их и грузоподъемности крана перемещают поштучно или же небольшими пакетами с применением стропов и захватов различной конструкции.
Оборудование подразделяется на санитарно-техническое, устанавливаемое одновременно с возведением здания (узлы и агрегаты отопления, водопровода, канализации, вентиляции), и технологическое, предусмотренное проектом для осуществления организации производственного процесса в строящемся объекте. Перемещают и монтируют оборудование с применением специальных стропов.
При эксплуатации крана очень важно правильно определить вес перемещаемых материалов, конструкций и оборудования. Вес строительных конструкций и оборудования определяют расчетом при их проектировании и указывают в технической документации на эти виды груза.
Для хранения необходимого запаса материалов, строительных элементов и конструкций на каждом строительном объекте имеется приобъектный склад. Размеры склада и номенклатура хранящихся на нем грузов зависят от принятой на данном объекте организации и технологии строительных работ.
Если здание или сооружение возводится по типовому проекту из сборных элементов и принята прогрессивная схема монтажа «с колес», то на приобъектном складе хранится небольшое количество необходимых для осуществления технологического процесса материалов (песка, щебня, цемента, раствора). Строительные конструкции доставляются автотранспортом к строящемуся зданию по графику и подаются монтажным краном к месту установки их непосредственно с транспортных средств.