Гражданская война как вид политического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Гражданская война - это война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и веросповедания. Чаще всего гражданские войны вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности.
Гражданская война может привести к смене власти в государстве, привести к образованию нового или нескольких новых государств. Победа в гражданской войне, как правило, окончательная: побежденная сторона истребляется или изгоняется за рубеж, в любом случае лишаясь возможности реванша.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования гражданской войны
как разновидности политического конфликта 5
Понятие и критерии определения гражданской войны 5
Политический конфликт: понятие, типология, функции 6
2 История возникновения и протекания гражданских войн
в Европе 12
2.1 Классовая борьба как форма гражданской войны
в Испании (1936—1939) 12
2.2 Гражданская война в Греции (1946—1949) 15
2.3 Классовая борьба в Боснии (1992—1995)27
3 Гражданские войны как разновидность политических
конфликтов: ситуация в России 31
3.1 Гражданская война в России под углом зрения
политической конфликтологии 31
3.2 Современные методы гражданской войны в России 41
Заключение 44
Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Заключение

Таким образом, гражданская война - это боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны, все классы, слои и группы общества.

Гражданские войны происходили  на территории большинства государств мира на протяжении многих веков, но до сих пор у большинства историков  нет четкого определения, что  такое «гражданская война»  и чем она отличается от иных военных действий (см. Война).

Так, марксисты видят  в гражданских войнах способ продолжения  классовой борьбы пролетариата и  буржуазии: именно последняя, отчаянно сопротивляясь, навязывает войну передовому, победившему классу. Именно в таких терминах и описывались события 1918–21 гг. в России: гражданская война и иностранная интервенция стали реакцией свергнутой российской буржуазии и мирового капитала на социалистические преобразования в стране.

Однако данная схема  совершенно неприемлема для описания событий в тех странах, где  гражданская война вовсе не является следствием революции, а, напротив, становится ее причиной. Этот подход оказывается  совершенно бессильным, когда речь идет о войнах религиозных или, например, крестьянских бунтах. По всем признакам последние являются войнами гражданскими — в них были втянуты все слои и классы общества, боевые действия происходили на территории отдельно взятой страны и сопровождались немыслимыми даже для «традиционных» войн между государствами зверствами и бесчинствами.

Грань, которая отделяет гражданскую войну от войны за защиту Отечества, крайне подвижна. Например, героические действия дружин рязанского и владимирского князей в 1237 г. против Батыя можно рассматривать и как акт отражения внешней агрессии, но также и как фрагмент не прекращавшейся более 150 лет гражданской войны на Руси, названной в отечественной историографии «междоусобицей».

Не удивительно, что на протяжении XIII–XV вв. (времени «ига») Русь страдала не столько от внешних врагов, сколько от распрей князей, которые регулярно для решения своих династических проблем привлекали татар. Точно так же и Орда привлекала для подобных целей русских князей — сначала их деньги, а потом и вооруженные силы. 

Спор между претендентами на престол — одна из наиболее распространенных в Средние века причин гражданских  войн. Характерно, что иррациональность любой гражданской войны приводит по ее окончанию к тем результатам, которых не ожидал никто из ее инициаторов.

Так, в Англии в XV в. после кровопролитной войны Алой и Белой Розы власть досталась не какой-либо из противоборствующих партий — Ланкастеров или Йорков, взаимно истребивших друг друга, а Тюдорам.

Революционеры 1789 г. во Франции, свергнувшие  короля и ввергнувшие страну в  гражданскую войну (контрреволюция в Вандее), сами были истреблены пришедшим  им на смену режимом Наполеона  Бонапарта. Вообще же в этой войне  погибло по разным оценкам от 10 до 25% населения Франции.

В основе пугачевского бунта 1773–75 гг. в России также лежали отнюдь не классовые или социальноэкономические причины. Идеологические мотивы, которыми руководствовались Е. Пугачев и  его сподвижники, базировались на распространенном в Средние века династическом праве — стремлении согнать узурпатора с трона и занять престол на «законном основании».

Еще более ранними по времени  возникновения являются гражданские  войны, развязанные по религиозным  мотивам. Борьба против ересей неизбежно разрасталась до размеров крупномасштабной войны. Так было во время крестовых походов против альбигойцев на юге Франции, то же самое происходило и в Византии во времена иконоборчества.

Яркими примерами масштабных гражданских войн, поводом к которым послужили религиозные разногласия, являются военные действия  в Германии в период Реформации, Английская буржуазная революция XVII в., смуты в Арабском халифате после убийства последнего «праведного халифа» Али и возникновения шиизма. Религиозный фактор до сих пор остается одной из главных причин гражданских войн в мире (например, в конце XX — начале XXI в. — в Югославии, Ираке).

В сочетании с иными — социальными, идеологическими, экономическими и  прочими мотивациями, религия как  особая форма общественного сознания, вопреки присущим ей нравственным нормам, постулирующим абсолютный пацифизм, в условиях гражданских войн становится одним из самых совершенных видов оружия массового уничтожения.

Введенное в последние  годы в массовое сознание  понятие «международный терроризм»  (до сих пор не получившее четкого определения в мировом праве) отчасти констатирует тот факт, что гражданские войны на планете продолжаются под знаменами защиты веры. Сейчас практически нет военных столкновений внутри страны, спровоцированных под лозунгами «классовой борьбы», «социальной справедливости» и т. п. Реальные социальные противоречия неизбежно облекаются в религиозную форму или принимают характер межплеменной борьбы. Этнические войны, так же как и религиозные, тоже являются формой гражданских войн и по своим последствиям не менее разрушительны. В XX в. давняя межплеменная вражда во многих странах стала причиной гражданских войн, где противоборствующие стороны откровенно использовали националистические лозунги.

Жертвами многовекового  противостояния основных бантуязычных народов небольшого восточноафриканского государства Руанды — тутси и хуту — в 1994 г. стали сотни тысяч человек. Лозунги этнократии до сих пор являются определяющими для большинства сепаратистских движений Африки. Получившие во второй половине XX в. независимость государства Черного континента унаследовали от колониального прошлого искусственно проведенные границы, не учитывающие особенностей территориального расселения народов, и многие из этносов оказались разделенными. Это в обозримом будущем неизбежно станет причиной межэтнических конфликтов, гражданских войн и межгосударственных столкновений.

Межнациональные конфликты  лежат в основе длящейся не одно десятилетие гражданской войны  в Афганистане. Ни одна из попыток  великих держав военной силой  консолидировать афганское общество — Британии в XIX в., Советского Союза в XXв. и США в XXI в. — успеха не имела. Страна до сих пор представляет собой конгломерат различных по происхождению народов — пуштунов, таджиков, узбеков, хазарейцев, лишь формально интегрированных в единое государство.

Немалую роль этнический фактор сыграл и в Гражданской войне Севера и Юга в США в 1863–65 гг. Считается, что одним из поводов к ее началу стал вопрос о ликвидации рабства. Рабами были исключительно чернокожие жители Америки — предки вывезенных из Африки невольников. На самом деле вопрос «свободы рабов» был вопросом тактики борьбы между Севером и сепаратистами Юга. Освобождение негров стало способом создать «пятую колону» в стане южан и способом пополнить армию северян чернокожими добровольцами. Но эмансипация негров, ставшая итогом войны, привела и к другим значительным последствиям для этнической истории Америки, которая сейчас стоит на пороге серьезных проблем, связанных с миграционным ростом.

В качестве «классического» (в марксистском понимании) типа гражданских  войн можно рассматривать события 1918–21 гг. в России. Но и здесь столкновение противоборствующих классов выливалось в форму религиозных и межнациональных конфликтов. К разжиганию гражданской войны в России приложили руку и финансово-промышленные группы США и Англии, и генштаб Германии, с которой Россия вела войну, и отечественные социалисты, либералы и большевики, и анархисты и проч. Всего в этой братоубийственной войне погибло от 8 до 10 млн чел., и она стала наиболее кровавой за всю новейшую мировую историю. Ни гражданская война в Испании, ни гражданская война в Камбодже, ни в Афганистане, ни в Югославии не привели к таким чудовищным жертвам.

Современные гражданские  войны, однако, все чаще протекают  без боевых действий. Реализация целей, которые преследуют их участники, нередко осуществляется в форме ненасильственных действий — демонстраций, массовых акций протеста, гражданского неповиновения. В 1940-е гг. именно таким способом (т. н. «сатьяграха») М. Ганди и его сторонникам удалось добиться независимости Индии от британского владычества.

Аналогичная тактика  используется и активистами т. н. «бархатных революций» на пространстве бывшего соцлагеря и стран  СНГ. В арсенале современных способов ведения современных гражданских  войн — информационно-политические технологии, финансы, психологическая обработка населения. Однако изощренность методов ведения гражданских войн не отменяет того факта, что все они развиваются не по сценариям их инициаторов, а, как правило, выходят из-под их контроля и носят иррациональный характер.

Список использованной литературы

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: междисциплинарный подход / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. – М. : ЮНИТИ,  2009. – 463 с.
  2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: Тетра – системс, 2009. – 420 с.
  3. Балдин, К.В. Очерки русской смуты: в 5 т. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2009. – 280 с.
  4. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2008. – 311 с.
  5. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник для вузов / Н.В. Гришина. – М.: «Дашков и К», 2009. – 395 с.
  6. Грязнова, А.Г. Гражданская война: взгляд сквозь годы / А.Г. Грязнова. – М.: Инфра-М. , 2009. – 456 с.
  7. Жарковская, П.Л. Белое движение в годы гражданской войны в России / П.Л. Жарковская. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
  8. Зуб, А.Т. История России: проблемы цивилизационного развития / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.
  9. Кожевников, Н.Н. Гражданские войны в современной истории / Н.Н. Кожевников. – М.: Академия, 2010. – 496 с.
  10. Крюков, Р.В. Политические конфликты / Р.В. Крюков. – М.: Приор, 2006. – 128 с.
  11. Михайлов, Л.М. Политические противостояния в современном мире – М.: Экзамен, 2008. – 224 с.
  12. Попов, Р.А. Конфликтология / Р.А. Попов. – М.: Высшая школа, 2008 – 275 с.
  13. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских. – М.: Механик, 2006. – 422 с.
  14. Таль, Г.К. Конфликтология: учебное пособие / Г.К. Таль. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 627 с.
  15. Управление конфликтами. Теория и практика: В. П. Шейнов — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 - 912 с.
  16. Чуликов А.Н. Управление конфликтом : учеб. пособие / А.Н. Чуликов. – М. ЮНИТИ, 2009. – 639 с. 
  17. Шатский, Г.Ю. Основные  понятия и проблемы управления конфликтами / Проблемы теории и практики управления, 2007. №4. С. 17-23.
  18. Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2007.-№ 6. С. 55-57.
  19. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 520 с.

Этингер Я.  Это невозожно  забыть: Воспоминания. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 366 с.




Информация о работе Гражданская война как вид политического конфликта