Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:01, курсовая работа
Гражданская война - это война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и веросповедания. Чаще всего гражданские войны вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности.
Гражданская война может привести к смене власти в государстве, привести к образованию нового или нескольких новых государств. Победа в гражданской войне, как правило, окончательная: побежденная сторона истребляется или изгоняется за рубеж, в любом случае лишаясь возможности реванша.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования гражданской войны
как разновидности политического конфликта 5
Понятие и критерии определения гражданской войны 5
Политический конфликт: понятие, типология, функции 6
2 История возникновения и протекания гражданских войн
в Европе 12
2.1 Классовая борьба как форма гражданской войны
в Испании (1936—1939) 12
2.2 Гражданская война в Греции (1946—1949) 15
2.3 Классовая борьба в Боснии (1992—1995)27
3 Гражданские войны как разновидность политических
конфликтов: ситуация в России 31
3.1 Гражданская война в России под углом зрения
политической конфликтологии 31
3.2 Современные методы гражданской войны в России 41
Заключение 44
Список использованной литературы 4
Помимо конфликта в верхах фактически расколотой оказалась коммунистическая компания северных районов страны, прежде всего Македонии, где среди большой части коммунистов были сильны про югославские, по сути — антигреческие настроения. Компартия Греции предприняла последнюю попытку преодолеть раскол. Пленум компартии, прошедший в начале 1949 г., принял решение о вхождении Македонии как равноправного государства в планируемую Балканскую федерацию. Правительственные СМИ Греции без сокращений процитировали сообщение радиостанции КПГ, прекрасно понимая, что теперь для большинства греков победа компартии будет ассоциироваться с расчленением страны.
Не воспринял решение
греческих коммунистов и
Греческие коммунисты не
нашли ничего лучшего, как обвинить
Тито в сговоре с «
Таким образом, поражение партизан было неминуемо. Коммунисты лишились не только своих вооруженных сил, но, что еще более важно, народной поддержки. Компартия попыталась «сохранить лицо» официальным заявлением, что сама приняла решение прекратить военные действия ради спасения греческого населения от взаимного уничтожения. Однако в условиях всеобщей изоляции коммунистического движения внутри страны это был уже запоздалый шаг.
В январе 1951 г. еженедельная газета генерального штаба Греции «Стратиотика» опубликовала обобщенные цифры потерь в ходе классовой борьбы. Правительственные войска потеряли 12 777 убитыми, 37 732 ранеными и 4257 пропавшими без вести. По этим же данным, греческими партизанами было убито 4124 гражданских лица, в том числе 165 священников. На минах подорвался 931 человек. Были взорваны 476 обычных и 439 железнодорожных мостов. Уничтожено 80 железнодорожных станций. Потери партизан составили около 38 тысяч человек, 40 тысяч были захвачены в плен или сдались.
Классовая борьба в Греции окончилась полным разгромом коммунистических сил. В условиях начавшейся «холодной войны» между двумя мирами Греция вместе с Турцией и Югославией вошла в сферу стратегических интересов США. Москва оказалась «выдавленной» с Балканского полуострова, хотя и сохранила свои позиции в Албании, Болгарии и Румынии. Таким образом было достигнуто определенное военно-политическое равновесие двух сверхдержав в этом традиционно крайне взрывоопасном по меркам не только Европы, но и всего мира, регионе [11].
2.3 Классовая борьба в Боснии (1992—1995)
Боснийская война (6 апреля 1992—14 сентября 1995) — острый межэтнический конфликт на территории Боснии и Герцеговины (республика бывшей Югославии) между вооружёнными формированиями сербов (Войско Республики Сербской), мусульман-автономистов (Народная Оборона Западной Боснии), бошняков (Армия Боснии и Герцеговины) и хорватов (Хорватское вече обороны). На начальном этапе войны участие также принимала Югославская Народная Армия. В дальнейшем в конфликт были вовлечены Армия Хорватии, добровольцы и наёмники со всех сторон и вооружённые силы НАТО.
18 ноября 1990, после проведения в Боснии и Герцеговины первых за послевоенный период выборов на многопартийной основе (в составе СФРЮ), коммунисты передали власть коалиционному правительству, состоявшему из представителей трех политических партий: политической партии демократического действия (ПДД), за которой стояла основная масса мусульман-боснийцев; Сербской демократической политической партии (СДП) и Хорватского демократического содружества (ХДС). Таким образом, антикоммунистическая коалиция получила 202 из 240 мест обеих палат Скупщины Боснии и Герцеговины (ПДД – 86, СДП – 72, ХДС – 44).
После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей политических партий всех трех боснийских национальных общин. В выборах в Президиум м по мусульманской квоте победили Ф.Абдич и А.Изетбегович, по сербской квоте – Н.Колевич и Б.Плавшич, по хорватской – С.Клюич и Ф.Борас. Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман А.Изетбегович (р. 1925), еще до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.
Премьер-министром Боснии и Герцеговины был избран хорват Ю.Пеливан, председателем парламента – серб М.Краишник. Тактическая предвыборная коалиция распалась уже в начале 1991, поскольку мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете Боснии и Герцеговины, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение ее в составе Югославии. Так, общегосударственная Сербская демократическая политическая партия под руководством Радована Караджича еще до формального объявления независимости республик провозгласила своей целью объединение предприятий всех сербов в одном государстве. Уже к осени 1991 под впечатлением войн в Хорватии мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость Боснии и Герцеговины, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались «национальными меньшинствами». Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог – «Скупщину сербского народа». 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики Боснии и Герцеговины (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали ее президентом Радована Караджича (р. 1945). Эти решения были приняты с учетом результатов плебисцита в сербской части Боснии и Герцеговины.
В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля – 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причем 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделенных правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС, хотя не все вопросы о соотношении трех конституционных составляющих частей (по национальному признаку) единого государства были решены.
С марта 1992 в Боснии и
Герцеговины начались военные столкновения,
связанные с блокировкой
12 мая 1992 Скупщина боснийских
сербов приняла решение о
3 июля 1992 хорватское население Боснии провозгласило создание Хорватского содружества Герцег-Босна во главе с президентом Крешимиром Зубаком. Обострившаяся внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине потребовала вмешательства международных сил – ООН и ОБСЕ.
В 1992–1993 правительство Боснии и Герцеговины искало поддержку у Евро союза, США и ООН. В стране были размещены небольшие по численности силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры, которыми руководили лорд Д.Оуэн (Англия) и С.Вэнс (США), представлявшие соответственно ЕС и ООН. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной общества со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть ее боснийцам-мусульманам. С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые еще не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против «сербских агрессоров».
К осени 1993 Оуэн вместе со сменившим Вэнса норвежским дипломатом Т.Столтенбергом предложили новый план, в соответствии с которым единая Боснии и Герцеговины строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты. Поскольку некоторые районы контролировались сербскими вооруженными формированиями, их следовало сначала освободить, и с этой целью состав миротворческих сил был увеличен до 35 тыс. военнослужащих при ведущем участии стран НАТО. 27 февраля 1994 ВВС НАТО сбили 4 сербских самолета, а 10 и 11 апреля нанесли бомбовые удары по позициям сербов.
Первоначально столкновения носили позиционный характер, но в июле войска боснийских сербов захватили анклавы мусульман Сребреницу и Жепу, угрожая Горажде.
В августе – сентябре 1995 авиация НАТО приступила к бомбардировке позиций боснийских сербов. Это привело к форсированию переговоров, которые проводились при посредничестве США. Правительство Боснии и Герцеговины впервые за время войны согласилось признать автономию сербской общины (на 49% территории Боснии и Герцеговины). В свою очередь, Сербия и Хорватия признали Боснию и Герцеговину. Переговоры заложили базу для соглашения между этими тремя политическими силами по вопросу об окончательных границах спорных территорий. После гибели 37 человек 20 августа 1995 в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединенные хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей Боснии и Герцеговины.
Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 на авиабазе близ Дейтона (шт. Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединенную делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Ф.Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбеговичем Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. На территории государства оставлялся миротворческий контингент. Мировое сообщество в Боснии и Герцеговины представляют гражданские лица – Верховный представитель по координации гражданских аспектов Дейтонских соглашений, глава миссии ОБСЕ, специальный представитель генсека ООН, представители отдельных стран, а также 60-тысячный военный контингент, ядром которого являются войска НАТО. Международное военное присутствие сдерживало прежде враждовавшие стороны от продолжения боевых действий. Однако правительства обоих государственных образований в Боснии и Герцеговине не стремились к сотрудничеству. Несмотря на международную финансовую помощь, для экономики страны были характерны полный развал промышленности, торгово-промышленной деятельности и других отраслей экономики, высокий уровень безработицы. Кроме того, многие беженцы не могли или не желали возвращаться в свои дома. Мусульманам была передана сербская часть Сараево, которую покинули примерно 150 тыс. человек.
В целом война в Боснии и Герцеговины унесла более 200 тыс. человеческих жизней, погибли и более 200 миротворцев. Из восточной части Боснии было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей – ок. 600 тыс. сербов, а из центральной – ок. 300 тыс. хорватов [9].
3 Гражданские войны как
Современная конфликтология базируется на в целом несложной мысли: о функциональности конфликта для социальных систем. Эта методологическая посылка дала «долгое дыхание» исследованиям по многим направлениям. В их числе — политическая конфликтология, которая интенсивно нарабатывает собственный специфический инструментарий. Развиваются и такие смежные отрасли, как историческая, военная конфликтология.
В данном параграфе
нами с точки зрения
Гражданская война в столь сложно организованном обществе, как Российская империя, неизбежно оказалась мультисубъекной. Общеизвестно, что В.И.Ленин настойчиво подчеркивал необходимость слияния разных потоков «освободительного движения», чтобы наиболее эффективно мобилизовать потенциал конфликтности, накопленный в России за многие годы. В значительной степени большевикам это удалось, и гражданская война предстает в виде ряда «подмененных конфликтов» (по терминологии М.Дойча), что и делает ее весьма непростой для изучения. Недаром в современной историографии события 1918 — 1920 гг. в России все чаще характеризуются как «смута». Коварство запущенного революционного процесса заключается, прежде всего, в отсутствии в нем чисто «страдательных» персонажей. Взаимное сведение счетов, «самостийное» политиканство оборачиваются ростом ожесточенности и углублением логики борьбы на уничтожение.
Изучение гражданской войны в России осложняется еще одним обстоятельством. С одной стороны, события 1917 г. вписываются в многовековой всемирно исторический процесс (дехристианизация жизни и, соответственно, наступление либерализма, социализма и т.п.) и встают в один ряд с революциями в других странах, поражая иногда удивительными совпадениями отдельных эпизодов. С другой стороны, эти события невозможно объяснить участием внешних сил и интригами великих держав — их следует рассматривать как пароксизм отечественной истории, ибо все, что проявилось в смутные годы, было укоренено в ментальных характеристиках народа и обусловлено развитием государства.
Информация о работе Гражданская война как вид политического конфликта