Государственная система управления охраной труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.
2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.

Содержание

Введение……………………………………………………...………………………3
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
1.1 Понятия и определения в области охраны труда …….…………….5
1.2 Основные законодательные акты по охране труда………….…….…7
Глава 2. Структура системы государственного управления охраны труда
2.1 Межотраслевая подсистема……...…………………………………...14
2.2 Функциональная подсистема……….......……………………………17
2.3 Отраслевая подсистема…………………..……………………….…..18
Глава 3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда
3.1 Стандарты в области охраны труда……………………………….…21
3.2 Меры пресечения нарушений в области охраны труда………….…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………...…………30
Приложения………………………………………………………………………....33

Работа содержит 1 файл

первый курс.doc

— 380.00 Кб (Скачать)
fy">• защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

• координация деятельности в области охраны труда;

• распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

• государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

• подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

• обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

• международное сотрудничество в области охраны труда;

• проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

• установление порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Данный закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного данным законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

• определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

• установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению тре­бований безопасности;

• проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

• определение ответственности работодателя за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, ответственности за не­выполнение нормативных правовых требований по охране труда;

• предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

• определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законо­дательных и нормативных правовых актов по охране труда;

• приостановление или закрытие производственной деятельно­сти предприятий за нарушение законодательных и норматив­ных правовых актов по охране труда.

Нормативная документация определяет требования к ус­ловиям труда, т. е. к уровню вредных производственных фак­торов. Нормативно-техническая документация обеспечивает за­щиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и применению средств защиты. Требования нормативной и нормативно-технической до­кументации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и проведения тех­нологических процессов, так и на этапе их проектирования.

Нормативная документация представлена нормами и пра­вилами Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ и стандартами Федерального агентства по техничес­кому регулированию и метрологии. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стан­дарты. Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые. Действие единых норм и правил распространяется на все отрасли на­родного хозяйства. Они принимаются федеральными дирек­тивными органами совместно или по соглашению с Федера­цией профсоюзов и содержат важнейшие требования, еди­ные для всего народного хозяйства Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяю­щихся на несколько отраслей либо на отдельные виды про­изводства или работ во всех отраслях Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия.

 



3

 

Глава 2. Структура системы государственного управления охраной труда

 

Наиболее соответствует действительности концепция определения современной структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, предложенная кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской Федерации», исходя из существа основных принципов государственной политики в области охраны труда и направлений деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по реализации этой политики, система государственного управления охраной труда образует три подсистемы управления: государственную межотраслевую, функциональную и отраслевую.

2.1 Межотраслевая подсистема управления охраной труда

Данную подсистему представляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, а точнее Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), утверждаемые Правительством РФ. Задачи и функции Минздравсоцразвития, Департамента и Роструда, которые также утверждаются Правительством РФ, которые закреплены в соответствующих положениях [4, 8, 9, 17]

На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минздравсоцразвития:

      осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

      разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;

      представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;

      разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;

      разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

      осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;

      организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;

      разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

      проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

      представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

      организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;

      разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.

Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Министерством здравоохранения и социального развития России. [4]

Основная задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

 

 

2.2 Функциональная подсистема управления охраной труда

Большое количество федеральных министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской Федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда [14]. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование [13]. Министерство здравоохранения РФ осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда [8,9]. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования [10]. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [27,33]

К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств, таких как Госгортехнадзор или Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда является надзор и контроль, но в рамках этой работы они более подробно будут рассмотрены в 3 главе.

2.3 Отраслевая подсистема управления охраной труда

С отказом  от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики уменьшилось количество отраслевых министерств и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые, по сути, взяли на себя функции Министерств.

В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию. В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.

Отраслевые ведомства при методической поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ: [9]

      принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

      разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

      определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;

      участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

      организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;

Информация о работе Государственная система управления охраной труда