Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 03:00, аттестационная работа
Ранее существовало законодательное требование об обязательном введении должности инженера по охране труда на предприятиях с численностью работающих 100 человек. Существенное усиление требований по обязательному введению должности инженера по охране труда (практически в два раза) создало ситуацию, когда на мелких и средних предприятиях появится освобожденный специалист, обязанностью которого будет профессионально заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда персонала.
Введение 3
1. Сущность, цели и задачи аттестации и рационализации рабочих мест 4
2. Учет, аттестация и рационализация рабочих мест 12
3. Вопросы пожарной безопасности в рамках мероприятий по аттестации рабочих мест. 19
Заключение 28
Литература 29
Около двух десятилетий назад кандидат технических наук А.Д. Зарецкий ставил вопрос о том, что при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда должны учитываться требования пожарной безопасности. В журнале «Безопасность труда в промышленности» №1 за 1988 год им была опубликована специальная Методика оценки пожарной безопасности рабочих мест, которая на тот период времени соответствовала нормативной базе в сфере противопожарной защиты.
Методикой предусматривалось пять критериев, по которым проводилась оценка пожарной безопасности рабочих мест при их аттестации.
Общий уровень пожарной безопасности рабочего места К общ.=К1+К2+К3+К4+К5/5
Методика оценки пожарной безопасности рабочих мест при аттестации
При полном соответствии положения на рабочем месте каждому из указанных показателей ставится оценка 1, при частичном - 0,5, при несоответствии - 0.
В тех случаях, когда в технологическом
процессе не применяются легковоспламеняющи
Рабочее место можно считать аттестованным по пожарной безопасности, если Кобщ>0,8 и все основные критерии больше 0.
Полученные данные позволяют определить состояние пожарной безопасности (минимальный уровень) и наметит конкретные мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности.
Сегодня ситуация изменилась и предлагаемую методику нельзя воспринимать как некую догму. Она требует адаптации к уровню требований сегодняшнего дня, тем более что в пункте 4 ныне действующих Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) имеется серьезное новшество. Оно звучит следующим образом: «Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений».
Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. Допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам».
Все это позволяет ставить на повестку дня вопрос о прозрачности методик, по которым определяется «требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей» и их гармонизации с требованиями «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Хотелось бы особо подчеркнуть, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это своеобразный аудит в сфере охраны труда. Рабочее место не может быть аттестовано, если на нем не обеспечены требования охраны труда и не выполнены требования нормативных актов в этой сфере деятельности. Можно предположить, что, объединив пожарный аудит с аттестацией рабочих мест по условиям труда, удастся сделать эти два механизма более востребованными и действенными для обеспечения безопасности. Совмещение позиций пожарного аудита и аттестации рабочих мест по условиям труда удобно для хозяйственных структур, ибо это будет комплексно и менее накладно с точки зрения финансовых затрат. Это также выгодно органам Госпожнадзора, которые при предъявлении требований по обеспечению безопасности могут аппелировать не только к Федеральному закону «О пожарной безопасности», но и к Трудовому кодексу РФ, который является настольной книгой большинства руководителей.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 мая 2006 года №345 утвержден План проведения научно-исследовательских работ (НИР) по охране труда. В нем была предусмотрена разработка Концепции технического задания и проекта федерального закона «Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации».
К идее о подготовке и принятии отдельного федерального закона по аттестации рабочих мест благосклонно отнеслись отдельные депутаты Госдумы РФ. Это дает основание надеяться, что такой закон может появиться в обозримом будущем.
Заключение
Аттестация рабочих мест является неотъемлемой частью мероприятий по организации, рационализации и охране труда на предприятиях всех форм собственности. Позволяет определить направления по улучшению условий труда на рабочих местах, не соответствующих требованиям, стандартам, условиям организации труда.
ЛИТЕРАТУРА
ПМФ ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда»
Минздравсоцразвития России
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
Саратов 2011