Атомная энергетика: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 05:51, доклад

Описание работы

На Чернобыльской АЭС установлены ядерные реакторы РБМК-1000. Реактор этого типа был спроектирован в 60-х годах и используется в СССР (по данным 1989 г.) на нескольких атомных станциях. Тепловая мощность каждого реактора составляет 3200 мВт. Имеется два турбогенератора электрической мощностью по 500 мВт каждый (общая электрическая мощность энергоблока – 1000 мВт).

Работа содержит 1 файл

Атомная энергетика.doc

— 1.82 Мб (Скачать)

 
 

 
    
Что касается руководителей  города и области, то они доверяли информации Брюханова. В 10 ч утра 26 апреля в горкоме партии состоялось специальное  совещание. На нем присутствовали представители  разных организаций, которых убедили, что ничего опасного не произошло и жизнь в Припяти должна идти своим чередом. Впрочем, дети уже ушли в школу. На улицах бойко шла торговля, а в местном ресторане даже играли свадьбу.  
    
Директор ЧАЭС на этом совещании присутствовал и атмосферы благодушия не нарушал.  
    
На том и расстались, решив не пугать народ, никаких экстренных объявлений по радио не делать. Правда, определенные меры безопасности все-таки приняли. Город начали мыть поливальной машиной. С улицы убрали некоторые торговые точки. Детям в школе выдали йодистые препараты. Не очень организованно, но с обеда их получало уже и население.  
    
Некоторые горожане уже знали кто больше, а кто меньше о случившемся. Определенная тревога у людей, конечно, была, но абсолютно отсутствовали признаки паники. Припятчане, как показали и дальнейшие события, в большинстве своем оказались людьми мужественными. 

Чем же все-таки объяснить, что населению  г. Припяти более  суток не сообщалось об аварии и о необходимости  принятия некоторых  мер для защиты здоровья?  

По этому поводу уже достаточно много написано в советской и особенно в зарубежной печати. Написано преимущественно в тонах обвинительных. Дескать, почему не сказали правду, многие бы и сами уехали из Припяти и, таким образом, застраховали здоровье.  
    
Не будем вдаваться в полемику. Скажем лишь следующее. На территории ЧАЭС и в некоторых других местах действительно необходимо было принятие крайних мер для обеспечения безопасности людей. Но в самом г. Припять радиационная обстановка объективно еще не требовала немедленной эвакуации. И лишь на следующий день, когда эвакуация началась, уровни ионизирующего облучения стали выше тех значений, когда по инструкции необходимо ее проводить.  
    
Что касается самостоятельного выезда из города, то здесь людей подстерегала явная опасность. На некоторых подходящих к городу дорогах, в части ближайшего к городу леса, в районе железнодорожной станции имелись радиоактивные пятна, действительно опасные для жизни человека. Вот почему любые самостоятельные передвижения из города были недопустимы. И этот момент при общей оценке той сложной ситуации тоже необходимо учитывать.  
    
Вместе с тем, перестраховку в действиях руководства ЧАЭС, городских и областных властей, связанную с боязнью паники, нельзя оправдать.  
    
В дальнейшем эвакуация населения Припяти, Чернобыля, различных деревень Белоруссии и Украины показала, что люди, узнав наконец правду, в целом проявили выдержку и вели себя достойно.  
    
Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит как раз в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести. Как следует принимать те же препараты йода, чтобы не обжечь слизистую, не отравиться. Такое, увы, случалось.  
    
И все-таки надо откровенно сказать, что в той тяжелейшей ситуации потери с точки зрения сохранения человеческого здоровья оказались минимальными, если представить себе, какими они могли быть.  
    
Впрочем, 26 апреля трудно было еще делать какие-то серьезные выводы. Радиационная обстановка, поведение развалившегося реактора, характер и интенсивность его выбросов только-только изучались. Что же касается некоторых обвинений якобы в задержке эвакуации населения, то нужно иметь ввиду, что для того, чтобы одновременно вывезти из города  почти 50 тыс. человек, требовалась определенная подготовка. И ее провели за сутки. Для нас, однако, сейчас важен окончательный итог. А он заключается в том, что из сложнейшей ситуации припятчане вышли относительно благополучно. Но такой финал был обеспечен уже не местными, а прибывшими из Москвы силами. 

Не  происходили ли в  поврежденном ядерном реакторе какие-то активные процессы уже после аварии? 

26 апреля примерно  в 02 ч находившиеся поблизости от 4-го энергоблока люди услышали грохот. В районе поврежденного реактора что-то гудело, полыхало. Потом раздалось несколько глухих ударов.  
    
По оценке директора ВНИИ АЭС А. А. Абагяна, это могли быть реакции с паром или водородом, могло начаться активное загорание графита. Но в любом случае то был не ядерный процесс. Он закончился в момент основного взрыва. 

Как действовали органы внутренних дел после того, как получили сообщение о чернобыльской аварии?  

Вскоре после взрывов  на ЧАЭС в Припятском горотделе внутренних дел сработала сигнализация. Дежурный Я. Н. Шевченко тут же направил оперативную  группу к месту происшествия. В  нее входил старший участковый инспектор Л. Н. Колпак, инспектор Н. Я. Качан, старший оперуполномоченный уголовного розыска В. В. Беленок.  
    
Буквально через несколько минут ими было передано, что на АЭС пожар. Был поднят по тревоге весь личный состав горотдела. О происшествии немедленно сообщили в Управление внутренних дел Киевского облисполкома.  
    
Для оперативного руководства мероприятиями по охране общественного порядка на территории города и в районе АЭС был создан оперативный штаб, который возглавил начальник Припятского ГОВД майор милиции В. А. Кучеренко.  
    
В первые часы после аварии непосредственно в районе атомной станции дежурил наряд вневедомственной охраны во главе с младшим лейтенантом милиции А. Москаленко. Несмотря на сложные условия, никто самовольно не оставил своего поста. Более того, узнав о беде, находившийся в очередном отпуске лейтенант милиции Н. Матюша незамедлительно прибыл в горотдел, попросил, чтобы ему прервали отпуск и отправили на задание.  
    
Срочно были созданы контрольно-пропускные пункты, перекрыты дороги на ЧАЭС, сформированы дополнительные наряды патрульно-поисковой службы.  
    
А когда рассвело, на милицейском вертолете прибыли старший инспектор ГАИ УВД Киевского горисполкома капитан Игнатуша, майор Кушниренко, старшие лейтенанты Коновалов и Кишунов, которые заступили на дежурство в месте повышенной радиации, около автомобильного моста. Их задача состояла в том, чтобы перекрыть движение транспорта в опасную зону.  
    
26 апреля в 10 ч утра эксперты-криминалисты УВД Киевского облисполкома В. Я. Лукашенко и Припятского ГОВД В. И. Евтушенко осмотрели с вертолета АЭС и сделали первые цветные фотоснимки. Затем с участием заместителя прокурора области Г. П. Даниленко был составлен первый официальный документ – протокол осмотра места происшествия.  

 

 
    
Еще в 5 ч утра в  Припять прибыл заместитель министра внутренних дел УССР генерал-майор  милиции Г. В. Бердов. Он и взял в  свои руки руководство по охране общественного  порядка и организации службы госавтоинспекции. Из области были вызваны дополнительные силы.  
    
В боевом журнале МВД УССР записано, что на 8 ч утра 26 апреля было госпитализировано 38 работников милиции.  
    
О том, как они работали в тот напряженный момент, рассказывает генерал-майор милиции Бердов:  
    
«Скажу сразу, что Припятский горотдел внутренних дел предпринял все возможное, чтобы исключить радиационное поражение людей. Весь город был быстро оцеплен. Но мы еще полностью не сориентировались в обстановке, так как милиция своей дозиметрической службы не имела. А с АЭС сообщали, что произошел пароводяной выброс. Эта формулировка считалась официальной точкой зрения руководства атомной станции. Я туда подъехал часов в восемь утра.  
    
Сначала зашел в пустой кабинет Брюханова. Увидел полную беспечность. Окна распахнуты. Людей нашел уже в кабинете Фомина. На вопрос «Что произошло?» мне опять ответили: «Разрыв паропровода». Но, посмотрев на Фомина, я понял, что все серьезнее.  
    
Сейчас понимаю, что это была трусость, сопряженная с преступлением. Ведь они какую-то реальную картину уже имели, но нам честно об опасности не сказали. Может быть, тогда некоторые наши сотрудники и не попали бы в больницу.  
    
Вернулись мы в свой горотдел. Как раз начали прибывать дополнительные силы. А вскоре прилетел и министр Минэнерго СССР А. И. Майорец. Ему тоже, как выяснилось, не доложили полной картины.  

 
    
Конечно, была неразбериха. Например, бывший заместитель министра здравоохранения СССР товарищ Воробьев говорил: «Чего вы здесь паникуете?».  
    
В 16 ч в зале заседания бюро Припятского горкома партии появились Фомин и Брюханов. И впервые главный инженер сказал, что реактор взорван, а на территории станции обнаружен графит. В 15 ч к нам прибыл заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант внутренней службы В. И. Другов. Где-то к 19 ч прилетел Б. Е. Щербина, который после ознакомления с обстановкой принял решение об эвакуации населения Припяти». 

Как проводилась эвакуация  жителей г. Припяти? 

Когда обсуждались  вопросы эвакуации, выдвигались  разные варианты. Вносились, в частности, предложения широко использовать для этого теплоходы, поезда. Но, учитывая, что город достаточно компактен, предпочтение отдали автотранспорту. Было решено вывозить людей автобусами прямо от подъездов жилых домов. Организация вывоза легла в основном на органы внутренних дел.  
    
В ночь на 27 апреля участковые инспектора вместе с сотрудниками паспортного стола горотдела милиции совершили подворный обход всех жилых домов. Было определено количество жителей, проживающих в каждом подъезде, составлены соответствующие карточки.  
    
Расчеты показали, что в городе 160 домов с 540 подъездами. Общее число жителей составило 47 тыс. человек, из них 17 тыс. детей и 80 лежачих больных. Учтено было, кому и какую помощь придется оказать в пути.  
    
На основании полученных данных весь жилой массив города разбили на шесть секторов. За каждым из них закрепили ответственных работников милиции из начальствующего состава. Для организации эвакуации по месту жительства выделялось по одному-два работника милиции на каждый жилой подъезд.  
    
27 апреля на второстепенных дорогах в районе г. Чернобыля было сосредоточено более 1200 автобусов (из них 100 – резервных) и примерно 200 бортовых грузовых автомобилей. На железнодорожной станции Янов подготовил два дизель-поезда на 1500 мест.  
    
В 12 ч 20 мин в Припятском горотделе милиции состоялся инструктаж начальников эвакуационных секторов, их заместителей и старших нарядов. В 13 ч был проведен инструктаж всего личного состава, задействованного в проведении эвакуации. Особое внимание было обращено на строжайшее соблюдение вежливого и внимательного отношения к людям, недопущение каких бы то ни было конфликтных ситуаций.  
    
В 13 ч 10 мин по местному радио было передано сообщение Припятского горисполкома об эвакуации населения. К этому времени все необходимые планы и средства уже находились в полной готовности. Было, например, известно, что к сектору №1 подается 280 автобусов, к сектору №2 – 320 и т.д. Сопровождающие транспорт сотрудники милиции имели специальные карты с маршрутами движения, местом сбора в колоны, адресами расселения. Все организаторы были обеспечены радиостанциями и имели свои позывные. И как только поступила команда о начале эвакуации, вся разработанная система немедленно была приведена в действие. 

 

К моменту объявления эвакуации сотрудники органов внутренних дел повторно обошли жилой массив, разъяснили жителям порядок ее проведения. Всем рекомендовали закрыть окна, балконы, отключить бытовые электроприборы, перекрыть водопроводную сеть. Советовали также взять с собой документы, ценности, необходимые в дороге вещи. Одновременно проводился учет населения, выявлялись больные и престарелые люди.  
    
В 13 ч 50 мин жители города были собраны у подъездов своих домов. В 14 ч к подъездам были поданы автобусы, началась посадка. Затем в сопровождении машин ГАИ автобусы направились в путь до пунктов дезобработки в Иванковском, Вышгородском и других районах Киевской области, а оттуда – в места расселения в деревнях. В 16 ч 30 мин эвакуация г. Припяти была практически завершена. Большинство людей вывезли на автобусах, часть – поездами и теплоходами. Некоторые отбыли на личном транспорте. Во время эвакуации было прервано движение судов на р. Припяти и закрыта железнодорожная станция Янов. Для эвакуации населения военными саперами был дополнительно наведен понтонный мост через р. Припять. По нему и прошла часть автобусов.  
    
В 18 ч 20 мин был произведен повторный поквартирный обход с целью выявления лиц, которые по каким-либо причинам остались в городе. Определялись также не закрытые на замки двери.  
    
По прибытии на место эвакуированное население было с сочувствием встречено местными жителями и на какое-то время расселено в их домах.  
    
Расселение контролировалось специальной комиссией Киевского облисполкома по заранее подготовленным эвакуационным планам.  
    
Однако Припять полностью не опустела. В городе остались работники коммунальных и других служб (они покинули его после проведения неотложных работ по консервации городского хозяйства), члены Правительственной комиссии, оперативные группы различных министерств и ведомств.  
    
28 апреля Правительственная комиссия, оперативные группы и штабы передислоцировались в г. Чернобыль. 
 

Распространение радиации. Медицинские  аспекты аварии. 

В течение какого времени  происходил выброс радиоактивности  из поврежденного реактора в атмосферу? 

Выброс радионуклидов (вид неустойчивых атомов, которые  при самопроизвольном превращении  в другие нуклиды испускают ионизирующее излучение – это и есть радиоактивность) за пределы аварийного блока ЧАЭС представлял собой растянутый во времени процесс, состоявший из нескольких стадий.  
    
27 апреля 1986 г. высота загрязненной радионуклидами воздушной среды, выходящей из поврежденного энергоблока, превышала 1200 м, уровни радиации в ней на удалении 5 – 10 км от места аварии составляли 1000 мР/ч (миллирентген в час).  
    
Специалисты рассчитали суммарный выброс продуктов деления (без радиоактивных благородных газов). Он составил 50 мКи (мегакюри), что составляет 3,5% общего количества радионуклидов в реакторе на момент аварии. (Кюри (Ки) – единица, характеризующая скорость спонтанного деления или расщепления радиоактивного элемента и выделенную им энергию, что дает возможность ответить на вопрос, какова его активность (радиоактивность). 1 Ки = 3,7 х 10 в 10-й степени распадов в секунду. Мегакюри = 10 в 6-й степени Ки.)  
    
К 6 мая 1986 г. выброс радиоактивности в основном завершился. 

Информация о работе Атомная энергетика: история и современность