Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа
Особенности земли как объекта правовых отношений влияют и на особенности земельных отношений, формируя особую структуру. В частности, нужно иметь в виду, что в предмет земельного права входят и управленческие (административные) отношения, и имущественные, и финансовые (плата за землю), специфику которых определяют особенности предмета регулирования — земли.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА ……………………………………………………………….
1.1. Понятие земельного права ……………………………………
1.2. Предмет земельного права ……………………………………
1.3. Методы земельного права …………………………………….
Глава 2. ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА…
2.1. Принципы земельного права ………………………………….
2.2. Система земельного права ……………………………………
Глава 3. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА ………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
Нормы гражданского законодательства применяются к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством.
В гражданском законодательстве закреплены вещные права на недвижимое имущество, в том числе и на землю. Появились сделки с землей: купля, продажа, дарение, залог, наследование и др. Вместе с тем земельное и гражданское право - это две самостоятельные отрасли права. Предметом правового регулирования у гражданского права выступают имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие между равноправными и независимыми участниками гражданского оборота. Предметом земельного права выступают земельные отношения. Их особенности состоят как в объекте, так и в круге участников, содержании, основаниях возникновения, изменения и прекращения, способах правовой регламентации и др. Включение земли и земельной собственности в сферу гражданско-правового регулирования осложнило разграничение земельных отношений от гражданско-правовых. [6;31]
Среди объектов вещных правоотношений наука гражданского права называет природные объекты, включая землю, средства производства и результаты труда. На этом основании можно полагать, что земельное право поглощается гражданским, на деле же этого не происходит.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК Республики Беларусь земельные отношения, отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, которые отвечают признакам гражданско-правовых, регулируются гражданским законодательством, если земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное. [2]
Право земельной
собственности и право
Земля и имущество,
размещенное на ней, - объекты хотя
и сходных, но различных прав. При
приватизации зданий, сооружений, расположенных
на земле, может возникнуть право
собственности на них. Автоматического
же возникновения права собственно
Среди объектов права собственности граждан ГК Республики Беларусь называет земельные участки. Действующее гражданское законодательство подчеркивает, что земельные участки передаются в собственность граждан в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах п.3 ст. 129 ГК).
Для земельного права в целом характерно более жесткое правовое регулирование, чем для права гражданского.
Вместе с тем гражданское право, как и соответствующее законодательство, регулирует отношения земельной собственности и иные вещные права на нее только в самых общих чертах.
Гражданское право содержит общие подходы к урегулированию сделок с землей. Их конкретизация и наполнение реальным содержанием осуществляются нормами земельного права. Аналогичным образом может быть прослежена земельного и гражданского права и в арендных отношениях, наследовании земель и др. Нельзя не учитывать, и гражданское право как одна из главных отраслей в системе права возрождается в качестве частного права. Для земельно-правового регулирования характерны элементы публичного права. Деление права на частное и публичное всех развитых правовых системах рассматривается как основополагающее. Очевидно, что дальнейшее развитие этих отраслей пойдет по этому пути: гражданского как частного, а земельного - как публичного права. [6;34]
4. Тесная связь существует между водным и лесным правом. Общее между землей, водами, лесами как природными объектами, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе использования и охраны определяют собой единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. [4;12]
Существование земельного права как самостоятельной отрасли права явилось основой для формирования природно-ресурсного права и его составных частей: водного, лесного, фаунистического и других. У этих отраслей права много общего: институты государственной собственности, пользования, управления, охраны. Сходен и механизм регулирования лесных, земельных и водных и иных отношений.
Нормы земельного законодательства могут включаться и включаются в лесное, водное законодательство, законодательство о недрах, а нормы вышеназванных отраслей - земельное законодательство. Однако земельное право занимает центральное место в этой системе. [6;35]
5. Связь земельного права с экологическим правом, обусловливается положением земли как элемента окружающей природной среды, функционирующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в экологической взаимосвязи и взаимодействии со всей окружающей природной средой. [4;12]
Земельное право
до недавнего времени
От представления о земельном праве как совокупности норм следует отличать понятие земельного законодательства.
Земельное законодательство - совокупность законов, подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих нормы земельного права. Земельное право и земельное законодательство - во многом схожие, но разноплановые понятия. Ни одно из них нельзя недооценивать. Они имеют сходные цели и задачи по обеспечению рационального использования земель, улучшению окружающей среды, воспроизводству плодородия почв, равноправному развитию всех форм хозяйствования на земле, распределению и перераспределению земель между собственниками, владельцами и пользователями и другие. Общепризнанно, что первичным образованием в правовой системе является отрасль права, а отрасль законодательства - вторична.
Земельное законодательство, составляя совокупность разнородных земельно-правовых правил поведения, закрепляет определенный правовой режим земли.
Первичной ячейкой, звеном земельного права является земельно-правовая норма - правило, установление нормативного характера, где закрепляются права и обязанности участников земельных отношений.
Земельное право
как отрасль права имеет
Земельное законодательство состоит из законов и подзаконных нормативных актов, которые могут быть и несвязанными друг с другом. Земельное право в качестве отрасли регулирует земельные отношения, являющиеся однородными и образующие определенное единство. Земельное законодательство может регулировать - как чисто земельные, так и иные отношения. Пример тому — законодательство о мелиорации и рекультивации земель.
Земельное законодательство характеризуется значительным числом нормативно-правовых актов. [6;27]
Главенствующее
место в земельном
Земельное законодательство
относится к числу
Земельный закон
более подробно регулирует ряд земельных
отношений - отношения частной
Осуществляя комплекс мер, направленных на реализацию положений Кодекса о земле и земельной реформы, Совет Министров Республики Беларусь принял ряд нормативно-правовых актов. Ими установлен порядок систематического выявления земель, используемых не по целевому назначению, нерационально используемых или используемых способами, приводящими к снижению плодородных почв; определен порядок возмещения убытков собственникам, владельцам и пользователям земли в случае изъятия земельных участков; установлен порядок определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; утверждены основные положения землеустройства, порядок ведения земельного кадастра и мониторинг, земель, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; определены первоочередные меры по комплексному развитию территорий населенных пунктов Республики Беларусь. [6;30]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земельное право как отрасль права представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.
Изучение земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его предмета. Раскрыть предмет отрасли земельного права — значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права — земли.
Итак, из курсовой работы следует, что предметом отрасли земельного права является особый круг общественных oтношений по поводу земли (земельных отношений).
Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.
Регулирование
земельных отношений
К предмету правового
регулирования относятся также
волевые и поддающиеся
Также можно отметить, что в предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем.
И наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм.
При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулирует, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.
Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, принципы земельного права являются исходными началами в правовом регулировании земельных отношений. Данным принципам не могут противоречить конкретные нормы земельного права.
Системность принципов отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы земельного права и отраслевые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция республики беларусь: конституция республики беларусь, 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-1999.- № 1.- 1/0; 2004.- №142.- 1/5825.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., (с изменениями и дополнениями от 10.01.2011 г.) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №8, 2/1793).
3. Кодекс Республики
Беларусь о земле от 23.07.2008г.
№425-З (с изменениями и
Учебники
4. Бакиновская О.А. Земельное право, Изд. 2-е, перераб. - Минск: Издательство «ТетраСистемс», 2007. - 235 с.
5. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник, Изд. 9-е, перераб. – М.: Издательство «Юрайт-издательство», 2004. – 656 с.
6. Станкевич
Н.Г. Земельное право