Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Особенности земли как объекта правовых отношений влияют и на особенности земельных отношений, формируя особую структуру. В частности, нужно иметь в виду, что в предмет земельного права входят и управленческие (административные) отношения, и имущественные, и финансовые (плата за землю), специфику которых определяют особенности предмета регулирования — земли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА ……………………………………………………………….
1.1. Понятие земельного права ……………………………………
1.2. Предмет земельного права ……………………………………
1.3. Методы земельного права …………………………………….
Глава 2. ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА…
2.1. Принципы земельного права ………………………………….
2.2. Система земельного права ……………………………………
Глава 3. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА ………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по з.п..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что отраслевые принципы земельного права в настоящее время являются нестабильными и претерпевают изменения  в связи с проведением различных  реформ, текущим изменением законодательства. [4;7]

Согласно ст. 5 Кодекса о земле земельные отношения осуществляются на основе следующих принципов:

- государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;

- обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;

- единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

- использования земельных участков по целевому назначению;

- приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;

- эффективного использования земель;

- охраны земель и улучшения их полезных свойств;

- платности землепользования;

- установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

- гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;

- защиты прав землепользователей.

К отраслевым принципам относятся  следующие:

1) множественность  и правовое равенство форм  собственности на землю. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. [1]

 Ст. 2 Кодекса  Республики Беларусь о земле  (далее — Кодекс о земле)  указывает, что собственность  на землю в Республике Беларусь  выступает в государственной  и частной формах. Право на  приобретение земли в собственность  предоставлено и иностранным государствам. Земля также может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности;

2) нахождение земли в гражданском обороте.

3) государственное  регулирование и управление в области использования и охраны земель.

Данный принцип  вытекает из территориального верховенства, являющегося неотъемлемым элементом  государственного суверенитета. Государственное  регулирование и управление землями  распространяется как на используемые, так и на неиспользуемые земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем владении или пользовании они находятся. В процессе управления землями уполномоченные государственный органы осуществляют ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, землеустройство, предоставление и изъятие земель, разрешают земельные споры, привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; [4;8]

4) обязательная  государственная регистрация земельных  участков, прав на них и сделок с ними;

5) единый  порядок изъятия и предоставления  земельных участков;

6) использование  земельных участков по основному  целевому назначению, под которым  понимаются установленные законодательством  порядок, условия и ограничения  использования земельного участка для конкретных целей;

7) приоритет  использования сельскохозяйственных  земель для ведения сельского  хозяйства;

8) эффективное  использование земель, т. е. использование  земель, приносящее экономический,  социальный, экологический или иной  полезный результат;

9) охрана  земель и улучшение их полезных  свойств;

10) платность  землепользования.

Целью введения платы за землю является обеспечение  экономическими методами рационального  использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории;

11) защита  прав землепользователей и возмещение  убытков, причиненных нарушением  их прав;

12) установление  ограничений (обременении) прав  на земельные участки в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов других лиц;

13) гласность  и учет общественного мнения  при принятии решений государственными  органами об изъятии и предоставлении земельных участков, прав на земельные участки, установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан; [4;8]

14) соблюдение  землепользователями земельного  законодательства и ответственность за его нарушение;

15) экологизация  земельного права.

Данный принцип  реализуется путем внедрения  экологических требований в земельно-правовые нормы. Принцип экологизации позволяет  обеспечить применение природоохранных  технологий производства, осуществление комплексных мер по охране земель от вредных процессов на почве (например, заболачивания, засоления и т. д.). [4;8]

 

2.2. Система  земельного права

Система отрасли земельного права — это совокупность земельно-правовых институтов. Земельно-правовой институт состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные виды земельных отношений.

В земельном праве традиционно  выделяют Общую и Особенную части.

Общую часть земельного права составляют институты, включающие общие положения, действие которых распространяется на большинство регулируемых земельных отношений. Например, к общей части относятся следующие институты:

1) право собственности  на землю;

2) право владения  и пользования землей;

3) право аренды  земельного участка;

4) право земельного  сервитута;

5) государственное  управление землями;

6) охрана земель;

7) предоставление  и изъятие земель;

8) разрешение  земельных споров и т. д.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, закрепляющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению. Например, к особенной части относятся следующие институты:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; [4;12]

2) правовой режим  земель населенных пунктов, садоводческих  товариществ и дачного строительства;

3) правовой режим  земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного  назначения;

4) правовой режим  земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим  земель водного фонда;

6) правовой режим  земель лесного фонда;

7) правовой режим  земель запаса. [4;13]

Институт земельного права - относительно самостоятельная и имеющая свое ядро совокупность норм регулирующих однородные земельные отношения.

Совокупность  институтов земельного права, органически  связанных между собой и расположенных  в определенной последовательности, образует его систему.

Институты земельного права могут быть простыми и сложными. Последние включают несколько простых институтов. Сложными являются институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом и ряд иных. Система земельного права постоянно изменяется, наполняется новым содержанием. [6;28]

Земельное право  как регулятор экономических  земельных отношений устанавливает  в нормах права режим земельного фонда и основные требования по его  использованию, а также отношения  по присвоению и реализации результатов  труда на земле.

Место того или  иного института в Общей и  Особенной частях земельного права  не может быть определено произвольно. Оно определяется значением и  ролью конкретного института  в системе земельного права; зависит  от роли и значения отдельных категорий  земель, правовой режим  которых определяется этим институтом; расположение институтов определяется местом его норм в структуре  главного земельного закона — Кодекса, о земле. [6;29]

Специальные нормы  определяют правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Действующее земельное  законодательство содержит значительное число норм, охватывает своим регулированием значительное число общественных отношений. Так вполне сформировались такие  институты земельного права, как  институт возмещения убытков собственникам владельцам и пользователям земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. В системе норм земельного права можно выделить институт прав собственности, владения и пользования землей физически лиц; институт права собственности и пользования землёй юридических лиц. В стадии становления находятся институты земельных сервитутов, ограничения права землевладения и землепользования.

Система науки  земельного права шире его отрасли. Наука изучает не только нормы и институты данной отрасли, но и предмет и метод правового регулирования, основные принципы и источники, историю становления в развития земельного права и земельного законодательства, теоретические взгляды на те, или иные институты и нормы земельного права. [6;30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.

 

Земельное право  является частью правовой системы Республики Беларусь и находится в тесной взаимосвязи с иными отраслями  права.

1. Земельное право связано с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы. Конституционное право определяет исходные положения для всех отраслей правовой системы. [4;10]

Для земельного права значение имеют нормы Конституции, гарантирующие каждому право собственности, неприкосновенность законных владений граждан, право взыскать в судебном порядке имущественный вред и т. д. [4;11]

2. Связь земельного права с административным правом имеет место в сфере государственного управления земельным фондом, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административно-правовых нарушений земельного законодательства.

Представляя собой  часть государственного управления в целом, государственное управление земельным фондом входит одновременно в административное и земельное право.

Административное  право определяет систему органов  государства, осуществляющих управление землями, порядок и формы их деятельности. В нормах земельного права определяются содержательная сторона деятельности государственных органов управления, основные направления их деятельности по эффективному (рациональному) использованию и охране земель, составляющие функции управления землями. [4;11]

Земельное право  отграничивается от административного  права по предмету, методу, принципам, источникам разового регулирования. Использование в земельном праве административно-правового метода не лишает эту отрасль права самостоятельного существования. Эти отрасли разграничиваются, в первую очередь, предметом и методом правового регулирования. Причем предмет регулирования представляется основой разграничения и основным критерием выделения земельного и административного в самостоятельные отрасли, а метод правового регулирования - дополнительным. Критерий предмета правового регулирования разграничивает нормы административного права на три главные подотрасли: управленческое право, полицейское право, право административной юстиции. Управленческое право составляют нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Полицейское право как совокупность административно-правовых норм регулирует общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности. Право административной юстиции - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих судебный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами (либо организацией), с одной стороны, и органов государственной власти - с другой. [6;36]

3. Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с гражданским правом. Соприкосновение земельного права с гражданским проявляется в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на земельный участок с правом на посевы, насаждения, строения, находящиеся на земельном участке, в судебной защите земельных прав, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. [4;11]

Информация о работе Земельное право как отрасль права