Земельная реформа и пути ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.

Содержание

Введение
1. История реформирования земельного строя России
1.1. Крестьянская реформа 1861 г.
1.2. Столыпинские реформы земельного
правопорядка России
1.3. Земельное законодательство советского периода
2. Причины и особенности земельной реформы
2.1. Современная земельная реформа в
Российской Федерации
2.2. Принципы современной земельной реформы и
земельных правоотношений Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая земельное право.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

    Кроме того, земельное законодательство провозглашает  принцип приоритета охраны земли. Имеется  в виду необходимое ограничение  хозяйственной свободы участников рынка земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что  каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

    Необходимо  выделить принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, который логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.

    Земельный кодекс в отличие от Закона РФ «Об  охране окружающей среды», который  предоставляет общественным экологическим  организациям (объединениям) лишь право  содействования государственным органам  в борьбе с нарушениями природоохранительного  законодательства (п. 2 ст. 11), значительно  расширяет эти права. Граждане и  общественные организации (объединения) имеют право принимать участие  в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной  власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие. Этот принцип, по сути, воспроизводит положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст. 17 и 27).

    ЗК  РФ провозглашено общеизвестное положение гражданского права - «принадлежность следует судьбе главной вещи». В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Но возможны исключения из этого правила. Так, ст. 35 ЗК РФ допускает переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

    Принцип сохранения особо ценных земель и  территорий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31 и др. ЗК РФ, но и Законом  от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

    Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим  названием «Платность использования  земли» понимает земельный налог  и арендную плату, между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то только на основании закона. Арендная плата - предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю.

    Принадлежность  земель к той или иной категории (их по Земельному кодексу семь (ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

    Разграничение государственной собственности  на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований - необходимое условие земельного строя страны. В настоящее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

    Без учета природных, социальных, экономических  и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безликим, неопределенным, а порядок  использования и охраны земель был  бы недифференцированным.

    Статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах  ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный же кодекс в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60 - 63).

    И наконец, ЗК РФ в ст.1 подп. 11 п. 1 устанавливает  принцип разграничения действий норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании  земельных отношений. Суть этого  разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования  имущественных отношений, в том  числе и земельных, а земельное  законодательство устанавливает специальные  нормы регулирования земельных  отношений. Поэтому если есть специальная  норма, содержащаяся в Земельном  кодексе или в каком либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая  норма гражданского законодательства не может применяться. Например, гражданское  законодательство допускает свободный  торговый оборот имущества, в то время  как земельное законодательство устанавливает множество ограничений  для такого оборота земель (ст. 27 ЗК РФ дает конкретный перечень ограничений  оборотоспособности земельных участков). По гражданскому праву переход права  собственности от одного субъекта к  другому происходит свободно в процессе совершаемых сделок. В земельном  праве государственные земли  могут быть переданы (проданы) в частную  собственность только путем приватизации в установленном законом порядке. 
 
 
 

    Заключение 

    В курсовой работе была рассмотрена история реформирования земельного строя России, причины и особенности земельной реформы.

    Первая  крупная веха в истории земельного права России – аграрная реформа 1861 г. Ее цель состояла в разрушении феодально-крепостнических отношений  в аграрном секторе государства. Правовое значение преобразований состояло в том, что они заложили основы становления земельного законодательства Российской Империи. Наиболее значимыми нормативными актами признаются:

    1. Манифест царя Александра II от 19 февраля 1861 г., в котором была закреплена концепция земельных и социальных преобразований в государстве.

    2.  Положение от 19 февраля 1861 г., в  котором объявлялось об освобождении  крестьян от крепостной зависимости.

    3. Закон от 26 июля 1863 г., об освобождении  удельных крестьян, находившихся  в феодальной зависимости от  царя.

    4.  Закон от 18 января 1866 г., об освобождении  государственных крестьян.

    Этими и другими нормативными актами была заложена основа нового земельного строя  России. Ввелась новая основная форма организации землепользователей – сельская община.

    Следующий этап становления земельного законодательства связан со Столыпинской аграрной реформой. Ее целью было разрушение сельской общины, которая в ХХ веке утратила прогрессивное значение и стала  тормозом в развитии производственных отношений в агросфере.

    Нормативно-правовую базу реформы составили:

    1. Указ от 3 ноября 1905 г., которым допускалась  распродажа земель крестьянам.

    2. Указ от 12 августа 1906 г., согласно  которому допускалась распродажа  удельных (царских) земель1.

_____________________________

1 Королев С.Н.: Курс лекций-Екатеринбург: Изд. УИЭУиП, 2008 г., с.31

    3. Указы от 4 марта и 15 ноября 1906 г., допускавшие образование индивидуальных  крестьянских хозяйств.

    4. Положение от 29 мая 1911 г., об отрубном  и хуторском землевладении.

    Законодательство  закрепило новые формы земельного строя России, создало реальные условия  для развития капиталистических  отношений в аграрном секторе  экономики, но реформа не была доведена до конца в связи с гибелью  П.А.Столыпина, с начавшейся  I мировой войной и последовавшей за ней Октябрьской революцией1.

    С 1917 г. начинается этап развития советского законодательства. «Декрет о земле» устранил весь земельно-правовой строй  Российской империи, изъял землю  из гражданского оборота и объявил  национализацию земли. В 1922 г. был принят первый Земельный кодекс РСФСР. В 1970 г. был принят второй, а в 1991 г. последний  Земельный кодекс РСФСР. К 90-м годам  земельное законодательство с точки  зрения формы было достаточно совершенным, но содержание правовых норм оставалось консервативным, идеологизированным, что сдерживало развитие производственных отношений в обществе.

    Цель  современной земельной реформы  состоит в преобразовании земельных  отношений на основе многообразия форм собственности и форм хозяйствования на земле. Современные земельные  реформы реализовали такие задачи как развитие правового режима земель сельскохозяйственного назначения, муниципализация. Ликвидирована монополия  государства на землю, образован  специальный уполномоченный орган  управления земельным фондом, появились  новые формы хозяйствования на земле, приватизация земель.

     Мировой опыт со всей очевидностью показывает, что земельная реформа, чтобы  быть успешной, должна проводиться  на основе научно обоснованной государственной  программы. Отсутствие такой программы  неизбежно рождает целый ворох  проблем, делает земельную реформу  недостаточно системной, где-то фрагментальной, не вполне понятной и доступной для  населения.

________________________________

1 Королев С.Н.: Курс лекций-Екатеринбург: Изд. УИЭУиП, 2008 г., с.32

     Список  использованной литературы 

    1. Ерофеев Б.В. Земельное право России. М., 2000.
    2. Крассов О.И. Земельное право. М.: Юристъ, 2006.
    3. Земельное право. Учебник / Под ред.С.А.Боголюбова. – М.:ООО «ТК Велби», 2002.
    4. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО

         «Профобразование», 2001.

    5. Земельный кодекс Российской Федерации по состоянию на

         15 сентября 2010 г.

    6. Королев С.Н.: Курс лекций-Екатеринбург: Изд. УИЭУиП, 2008 г.

    7. Конституция  РФ.

    8. Учебно-методический  комплекс «Земельное право», С.Н.Королев,

         Екатеринбург, 2007 г. 
     
     

Информация о работе Земельная реформа и пути ее развития