Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:27, курсовая работа
В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.
Введение
1. История реформирования земельного строя России
1.1. Крестьянская реформа 1861 г.
1.2. Столыпинские реформы земельного
правопорядка России
1.3. Земельное законодательство советского периода
2. Причины и особенности земельной реформы
2.1. Современная земельная реформа в
Российской Федерации
2.2. Принципы современной земельной реформы и
земельных правоотношений Заключение
Список использованной литературы
2.
Причины и особенности
2.1.
Современная земельная реформа в Российской
Федерации
С 1990 г. в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики. Земельный правопорядок, основанный на монополии государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, препятствовал формированию рыночных отношений.
Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. При проведении земельной реформы предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Монополия государства на землю на территория РСФСР отменялась.
Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов облагались ежегодным земельным налогом.
Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка. Об этом указании было забыто еще до отмены этого исторического закона.
В процессе осуществления земельной реформы было разрешено создавать специальный земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота, или переведенных в менее ценные угодья.
Земельная
реформа осуществлялась одновременно
с аграрной,
предусматривавшей создание нового уклада
в сельском хозяйстве
Российской Федерации - крестьянских (фермерских)
хозяйств, реорганизацию колхозов и совхозов.
Был принят Закон РСФСР «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве». Он вводился в
действие с 1 января 1991 г.
Для
ведения крестьянского
Работникам, выходившими из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.
Период
с 1990 г. можно охарактеризовать как
время бурного
издания большого числа Указов Президента
Российской Федерации и
правительственных правовых актов, направленных
на конкретизацию
законодательных предписаний о направлениях,
порядке и правилах
осуществления земельной реформы и перераспределения
земель между
собственниками и пользователями земельными
участками. Особое место
среди законодательных предписаний в
реализации земельной реформы
стали занимать нормы Гражданского кодекса
РФ (части первая и вторая).
Они способствовали формированию земельного
рынка и реализации
сделок о перераспределении земельных
участков между
собственниками и землепользователями,
гражданами и юридическими
лицами.
В
ходе земельной реформы в Российской
Федерации произошли
Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства Российской Федерации, не доведена до конца. Поэтому была разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы»1. В ней было сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создание российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Правительством РФ от 15 августа 2003 г. № 1169 - р была утверждена Программа распоряжением социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). В ней сформулированы задачи по развитию инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости.
В 2003-2005 годах требуется решить ряд задач, связанных, прежде всего с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, устранения избыточного административного вмешательства в
_____________________________
1 СЗ РФ, 1999., № 27, ст. 3379.
функционирование рынка.
В
сфере совершенствования
- завершение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления градостроительных регламентов разрешенного использования недвижимости;
-совершенствование
механизма передачи
- формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- формирование информационной базы землеустроительной документации;
- создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;
- совершенствование системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
- создание
реестра свободных земель,
обеспеченных соответствующей производственной
инфраструктурой (транспортными
коммуникациями, газо-, тепло-, электроснабжением,
средствами связи),
которые могут быть использованы под промышленную
застройку, с
предоставлением отсрочки при покупке,
внесенного в реестр (и запрете
на вторичную его продажу на срок отсрочки),
либо с продажей
земельных участков в рассрочку, обеспечение
применения упрощенного
порядка регистрации прав на указанные
земельные участки;
В
сфере совершенствования
- законодательное
установление исчерпывающих условий каждого
вида государственной экспертизы проектной
документации, сроков ее
проведения;
2.2. Принципы
современной земельной реформы и земельных
правоотношений
Современное земельное законодательство РФ формируется после и на основе принятия, подписания и вступления в законную силу 30 октября 2001 г. Земельного Кодекса РФ, призванного быть главным регулятором земельных отношений. Поэтому все законодательство, которое касается земельных отношений, но принятое до Земельного Кодекса РФ, необходимо применять с учетом новых положений.
Конституция РФ (ст.9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса. Учитываются эти положения и при формировании рынка земли.
Предусматривая
общие для всех обладателей земли
(собственников, землепользователей, землевладельцев,
арендаторов) права и обязанности
по использованию земельных
Если
статья 1 ЗК РФ (абз. 1) устанавливает
условие, чтобы при правовом регулировании
земельных отношений земля