Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

В нашей стране созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий всегда уделялось большое внимание: впервые они были созданы и защищены правовыми способами во время Первой мировой войны в 1916 г. В 20—30-е гг. ХХ в. функционировал специальный всесоюзный орган по управлению заповедниками и иными особо охраняемыми природными территориями. Созданное тогда Общество охраны природы видело в заповедном деле наилучший способ консервации природы в первозданном виде.

Работа содержит 1 файл

правовой режим земель оопт.docx

— 34.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральская государственная  юридическая академия

Институт  юстиции

Кафедра земельного и экологического права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

“ Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Развитие особо охраняемых территорий.

 

В нашей стране созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий всегда уделялось большое внимание: впервые  они были созданы и защищены правовыми  способами во время Первой мировой войны в 1916 г. В 20—30-е гг. ХХ в. функционировал специальный всесоюзный орган по управлению заповедниками и иными особо охраняемыми природными территориями. Созданное тогда Общество охраны природы видело в заповедном деле наилучший способ консервации природы в первозданном виде.

 

В настоящее  время такие территории создаются  на уровне как РФ, так и ее субъектов и органов местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает, что объясняется заботой общества о настоящем и будущих поколениях, социальной направленностью государства.

В условиях рыночной экономики земли особо  охраняемых территорий испытывают повышенное давление со стороны предпринимателей, стремящихся занять и поглотить  наиболее ценные территории.

 

В этой области  развивается региональное правотворчество, стремящееся учесть специфику земель и особенности природы субъектов  РФ. Акты Республики Хакасия выделяют охрану архитектурных объектов, курганов, древних поселений, крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих  земель. В Республике Карелия охраняются законом уникальные исторические природно-ландшафтные  территории.

 

Виды земель особо охраняемых территорий. Согласно ЗК и нормативным правовым актам, принятым в ходе административной реформы, земли особо охраняемых территорий могут быть, в соответствии с масштабом, порядком образования и подчиненностью, трех видов: федеральные; субъектов РФ; местного значения.

Объявление  территорий особо охраняемыми, изъятие  соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: федеральных — Правительством РФ; субъектов РФ — правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения; местного значения — органами местного самоуправления, в том числе представительными органами и администрациями муниципальных образований.

 

Состав  земель особо охраняемых территорий.

К этой категории  относятся земли:

— особо  охраняемых природных территорий, в  том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

— природоохранного назначения;

— рекреационного назначения;

— историко-культурного  назначения;

— иные особо  ценные земли в соответствии с  ЗК и иными федеральными законами.

 

Приведенный перечень земель особо охраняемых территорий не является исчерпывающим: указанные  выше органы исполнительной власти в  соответствии с федеральными и региональными  законами, актами органов местного самоуправления устанавливают и  иные виды особо охраняемых земель: пригородные зеленые зоны, городские  леса и парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники.

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приняты  и действуют нормативные правовые акты, регулирующие и стимулирующие  специфику использования и повышенные меры охраны земель, занятых городскими лесами, парками и иными зелеными насаждениями. В ряде городов выделяются зеленые зоны с особым правовым режимом  использования земель.

 

 

Земли особо охраняемых природных  территорий

 

К землям этой категории относятся земли государственных  природных заповедников, в том  числе биосферных, государственных  природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

Земли указанной  категории относятся к объектам общенационального достояния. К  настоящему времени площадь земель особо охраняемых территорий составляет несколько процентов от всех земель страны, служит предметом ее законной гордости и по абсолютным цифрам является самой большой в мире.

Отношения в  области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в Законе об особо охраняемых природных территориях в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.

Земли заповедников. Согласно Закону об особо охраняемых природных территориях на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, — как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. На государственные природные заповедники возлагаются следующие основные задачи:

 

— охрана природных  территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в  естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

— организация  и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

— экологический  мониторинг в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей природной среды;

— экологическое  просвещение;

— участие  в государственной экологической  экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.

 

На территории заповедника запрещается любая  деятельность, противоречащая его задачам  и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о  данном государственном природном  заповеднике. В заповедниках могут  выделяться участки, на которых исключается  всякое вмешательство человека в  природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

 

Земли заказников. Государственными природными заказниками согласно Закону об особо охраняемых природных территориях являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Объявление  территории государственным природным  заказником допускается как с  изъятием, так и без изъятия  у пользователей, владельцев и собственников  земельных участков. Профиль государственных природных заказников, отражающийся на режиме использования и охраны их земель, может быть различным.

Заказники могут  быть:

— комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

— биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

— геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

 

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной  власти субъектов РФ.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных  участков, находящимся в границах государственных заказников, предоставляются  льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательствами РФ и субъектов РФ. Они обязаны  соблюдать установленный в государственных  природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Земли памятников природы. Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального, регионального, местного значения.

Памятниками природы могут быть объявлены  участки суши и водного пространства, а также одиночные природные  объекты, в том числе:

— эталонные  участки нетронутой природы;

— участки  с преобладанием культурного  ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

— места  произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и  исчезающих видов растений и животных;

— природные  объекты, играющие важную роль в поддержании  гидрологического режима;

— уникальные формы рельефа и связанные  с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);

— геологические  обнажения, имеющие особую научную  ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

— геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а  также обнажения разрывных и  складчатых нарушений залегания  горных пород;

— местонахождения  редких или особо ценных палеонтологических объектов;

— природные  гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые  объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

— отдельные  объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители  и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и  реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) (п. 4 Положения о памятниках природы федерального значения в  Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 № 15).

 

Органы государственной  власти РФ и субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение  они переданы, оформление охранного  обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом  исполнительной власти в области  охраны окружающей среды.

 

Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается как с  изъятием, так и без изъятия  занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей  этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники  природы, и в границах охранных зон  запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, на которых находятся памятники  природы, принимают на себя обязательства  по обеспечению режима их особой охраны. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 199-ФЗ расходы землеобладателей на обеспечение установленного режима охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального или регионального бюджетов.

 

Аналогично  и достаточно подробно в Законе об особо охраняемых природных территориях  регламентируются использование и  охрана земель национальных, природных  и дендрологических парков, ботанических садов.

 

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли этой категории предназначены для лечения и отдыха граждан и включают земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Нормативная правовая база. Основополагающим законом в этой области является Закон о природных лечебных ресурсах. В нем даются определения некоторым понятиям, используемым в земельном праве.

Природные лечебные ресурсы — это минеральные  воды, лечебные грязи, рапа лиманов  и озер, лечебный климат, другие природные  объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний  и организации отдыха.

Лечебно-оздоровительная  местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами  и пригодная для организации  лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Курорт —  это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях  особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными  ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

В законодательстве РФ предусматриваются порядок признания  территории лечебно-оздоровительной  местностью, курортом, а также полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Регулируются право  государственной собственности  на природные лечебные ресурсы, предоставление природных лечебных ресурсов, разработка месторождений минеральных вод  и лечебных грязей и использование  других природных лечебных ресурсов.

 

Округа  охраны и их режим. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий