Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:14, контрольная работа
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Правовой режим земель лесного фонда
Понятие леса и земель лесного фонда. Виды земель и группы лесов
Понятие "лес" не является однозначным и поэтому может иметь несколько значений, в периодической литературе в основном оно встречается как:
В юридической литературе понятие леса дается в статье 5 Лесного Кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что данная статья характерна своей незавершенностью. Мало того, что в ЛК РФ отсутствует закрепление терминов и определений, но и имеющиеся определения полностью не раскрывают содержание определяемых объектов. Лесной кодекс РФ 1997 г. тоже не содержал четкого определения понятия леса, лишь в преамбуле было определено, что лес - совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В одном из проектов Лесного кодекса встречалось определение леса как природного объекта, составляющего целостную совокупность лесной растительности, земли, почвы, других компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема). В другом законопроекте понятие леса привязывалось к размеру гектаров земли, на котором плотно произрастает лесная растительность.2 Некоторыми учеными разрабатывалось понятие леса как основного типа растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов с сомкнутыми кронами. Определение, содержащееся в статье 5 ЛК РФ, более чем не конкретно, оно подчеркивает только, что лес - это экологическая система или природный ресурс. Что входит в указанную экологическую систему, не отражается. Следует также обратить внимание на союз "или" в нормативном определении леса. То есть получается, что лес теперь не может выступать экологической системой и природным ресурсом одновременно, с чем вряд ли можно согласиться.3
Из анализа текста Лесного кодекса РФ можно проследить, что существует и иное значение леса, которое ему придает законодатель: лесной участок. Это является новой тенденцией законодательства, которая стала вырисовываться после принятия ЛК РФ в декабре 2006 г. Многие ученые и специалисты считают, что данная подмена понятий представляется совершенно недопустимой, т.к. может повлечь за собой только самые пагубные последствия для леса.4
Юридическое понятие леса
связано с формированием
Земельный кодекс РФ в статье 101 пункте 1, также устанавливает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Земли лесного фонда обладают
спецификой по сравнению с другими
категориями земель: они выделены
в отдельную категорию земель
ввиду необходимости
Старая редакция ЛК РФ имела специальную статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель, с более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 ЗК РФ. В настоящее время действующая редакция Лесного кодекса РФ состав земель лесного фонда не описывает. Как видим, этот вопрос остался только в предмете регулирования Земельного кодекса РФ, а Лесной кодекс РФ в ст. 23 устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Привычная структура Лесного кодекса РФ 1997 г. в действующей редакции Лесного кодекса РФ, как видим, не прослеживается. Законодатель предпринял попытку размежевания вопросов, относящихся исключительно к лесному или земельному законодательству, описывая, например, состав земель лесного фонда только в Земельном кодексе, а не в Лесном кодексе.
Законодательство подразделяет леса по целевому назначению на:
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К категориям защитных лесов относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, и ценные леса. В свою очередь леса выполняющие функции защиты природных и иных объектов делятся на:
Ценные леса подразделяются на:
Лесной кодекс содержит открытый перечень особо защитных участков леса. Их выделение предполагает установление на них более жесткого режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Так ЛК РФ выделяет:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) постоянные лесосеменные участки;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием
реликтовых и эндемичных
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Резервные леса - своеобразные леса запаса, по аналогии с землями запаса, использование которых допускается только после их перевода в другую категорию земель (пункт 2 статьи 103 ЗК). Использование резервного леса допускается только после его отнесения в установленном порядке к эксплуатационным или защитным лесам (часть 3 статьи 109 ЛК), то есть тогда, когда он уже не резервный.
Резервный лес выделяется по критерию "непланирования" заготовки в нем древесины в ближайшие 20 лет после его выделения. Резервные, как и защитные и эксплуатационные леса, должны выделяться уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
Текстуальный запрет только заготовки древесины в лесах, отнесенных к резервным (часть 1 статьи 109 ЛК), не означает разрешение их использования в других целях. Часть 3 статьи 109 ЛК запрещает любое использование резервных лесов, в том числе проектирование в них лесных участков. Использование леса, числящегося по документам резервным, является нарушением лесного законодательства. В резервных лесах фактически возможно только неконтролируемое пребывание граждан (статья 11 ЛК).
Резервные леса по истечении 20 лет могут быть либо вовлечены в использование, либо в установленном порядке вновь признаны резервными еще на 20 лет. Но отнесение резервного леса к эксплуатационному или защитному в установленном порядке отменит мораторий на его использование.
В связи с возможностью вовлечения резервных лесов в использование через 20 лет часть 2 статьи 109 ЛК предписывает их авиационную охрану, в том числе от пожаров. Упоминание в статье 109 ЛК только авиационных работ по охране и защите резервных лесов указывает на то, что резервные леса, не подлежащие какому-либо использованию, должны находиться в труднодоступных районах.
Таким образом, положения
статьи 109 ЛК означают, что резервный
лес рассматривается
Право собственности и иные виды прав на земли лесного фонда
Конституция РФ выделяет следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные. (Ст.8 Конституции РФ).
Лесной кодекс РФ в свою очередь закрепляет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст. 8 ЛК РФ). Это позволяет сделать вывод, что леса, произрастающие на лесных участках в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности.
Право собственности в субъективном смысле можно определить, как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. "Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования - аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения - соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)"5