Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 72.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой режим  земель лесного фонда

Понятие леса и земель лесного фонда. Виды земель и группы лесов

Понятие "лес" не является однозначным и поэтому может  иметь несколько значений, в периодической литературе в основном оно встречается как:

  • Лес – важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.

 

  • Лес – один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение. Лесам принадлежит важная роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

 

  • Лес - природный комплекс, в сообществах которого преобладают деревья одного или многих видов, растущие близко друг от друга и образующие более или менее сомкнутый древостой.1

 

  • Лес есть явление географическое, разнообразные формы которого и их жизнь не могут быть поняты вне связи этих образований с внешней или географической средой. Настолько тесна и глубока эта связь, что под лесом, в сущности, мы должны разуметь не только одну совокупность древесных растений, объединенных взаимною связью, но и ту среду, ту арену, в которой разыгрываются те социальные процессы, которые мы все собираем, как в фокусе, в понятии «лес». Лес есть стихия и, подобно степям, пустыням, тундрам, есть часть ландшафта, часть, стало быть, земной поверхности, занятой, в силу ее определенных биологических свойств, соответственными лесными сообществами.

 

В юридической литературе понятие леса дается в статье 5 Лесного Кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что данная статья характерна своей незавершенностью. Мало того, что в ЛК РФ отсутствует закрепление терминов и определений, но и имеющиеся определения полностью не раскрывают содержание определяемых объектов. Лесной кодекс РФ 1997 г. тоже не содержал четкого определения понятия леса, лишь в преамбуле было определено, что лес - совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В одном из проектов Лесного кодекса встречалось определение леса как природного объекта, составляющего целостную совокупность лесной растительности, земли, почвы, других компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема). В другом законопроекте понятие леса привязывалось к размеру гектаров земли, на котором плотно произрастает лесная растительность.2 Некоторыми учеными разрабатывалось понятие леса как основного типа растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов с сомкнутыми кронами. Определение, содержащееся в статье 5 ЛК РФ, более чем не конкретно, оно подчеркивает только, что лес - это экологическая система или природный ресурс. Что входит в указанную экологическую систему, не отражается. Следует также обратить внимание на союз "или" в нормативном определении леса. То есть получается, что лес теперь не может выступать экологической системой и природным ресурсом одновременно, с чем вряд ли можно согласиться.3

Из анализа текста Лесного  кодекса РФ можно проследить, что  существует и иное значение леса, которое  ему придает законодатель: лесной участок. Это является новой тенденцией законодательства, которая стала  вырисовываться после принятия ЛК РФ в декабре 2006 г. Многие ученые и специалисты  считают, что данная подмена понятий  представляется совершенно недопустимой, т.к. может повлечь за собой только самые пагубные последствия для  леса.4

Юридическое понятие леса связано с формированием понятия  земель лесного фонда России. Статья 6 ЛК РФ определяет правовой режим земель, на которых располагаются леса. В данной статье мы сталкиваемся с понятием леса и земель, на которых леса располагаются. Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал понятие лесного фонда и в ст. 7 раскрывал, что лесной фонд - все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Вновь принятый ЛК РФ такого понятия не только не раскрывает, но и не содержит вообще. При этом законодатель оперирует институтом земель лесного фонда. Получается, что самого лесного фонда как понятия нет, а его земли существуют. В Российской Федерации установлено семь категорий земель в соответствии с Земельным кодексом РФ:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Земельный кодекс РФ в статье 101 пункте 1, также устанавливает, что  к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли лесного фонда обладают спецификой по сравнению с другими  категориями земель: они выделены в отдельную категорию земель ввиду необходимости установления по отношению к лесам специального правового режима. Большинство лесов  Российской Федерации (94%) произрастают именно на землях лесного фонда.

Старая редакция ЛК РФ имела специальную статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель, с более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 ЗК РФ. В настоящее время действующая редакция Лесного кодекса РФ состав земель лесного фонда не описывает. Как видим, этот вопрос остался только в предмете регулирования Земельного кодекса РФ, а Лесной кодекс РФ в ст. 23 устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Привычная структура Лесного кодекса РФ 1997 г. в действующей редакции Лесного кодекса РФ, как видим, не прослеживается. Законодатель предпринял попытку размежевания вопросов, относящихся исключительно к лесному или земельному законодательству, описывая, например, состав земель лесного фонда только в Земельном кодексе, а не в Лесном кодексе.

Законодательство подразделяет леса по целевому назначению на:

  • Леса, расположенные на землях лесного фонда, которые подразделяются в свою очередь на:

 

    1. защитные леса;
    2. эксплуатационные леса;
    3. резервные леса;

 

  • Леса, расположенные на землях иных категорий, которые могут быть отнесены к защитным лесам.

Защитные  леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

К категориям защитных лесов  относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие  функции защиты природных и иных объектов, и ценные леса. В свою очередь леса выполняющие функции защиты природных и иных объектов делятся на:

    1. леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    2. защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. зеленые зоны; лесопарковые зоны;
    4. городские леса;
    5. леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

Ценные леса подразделяются на:

    1. государственные защитные лесные полосы;
    2. противоэрозионные леса;
    3. леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
    4. леса, имеющие научное или историческое значение;
    5. орехово-промысловые зоны;
    6. лесные плодовые насаждения;
    7. ленточные боры;
    8. запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
    9. нерестоохранные полосы лесов.

 

Лесной кодекс содержит открытый перечень особо защитных участков леса. Их выделение предполагает установление на них более жесткого режима использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов. Так ЛК РФ выделяет:

1) берегозащитные, почвозащитные  участки лесов, расположенных  вдоль водных объектов, склонов  оврагов;

2) опушки лесов, граничащие  с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные  участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием  реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких  и находящихся под угрозой  исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные  участки лесов.

 

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Резервные леса - своеобразные леса запаса, по аналогии с землями запаса, использование которых допускается только после их перевода в другую категорию земель (пункт 2 статьи 103 ЗК). Использование резервного леса допускается только после его отнесения в установленном порядке к эксплуатационным или защитным лесам (часть 3 статьи 109 ЛК), то есть тогда, когда он уже не резервный.

Резервный лес выделяется по критерию "непланирования" заготовки в нем древесины в ближайшие 20 лет после его выделения. Резервные, как и защитные и эксплуатационные леса, должны выделяться уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Текстуальный запрет только заготовки древесины в лесах, отнесенных к резервным (часть 1 статьи 109 ЛК), не означает разрешение их использования  в других целях. Часть 3 статьи 109 ЛК запрещает любое использование  резервных лесов, в том числе  проектирование в них лесных участков. Использование леса, числящегося  по документам резервным, является нарушением лесного законодательства. В резервных  лесах фактически возможно только неконтролируемое пребывание граждан (статья 11 ЛК).

Резервные леса по истечении 20 лет могут быть либо вовлечены  в использование, либо в установленном  порядке вновь признаны резервными еще на 20 лет. Но отнесение резервного леса к эксплуатационному или защитному в установленном порядке отменит мораторий на его использование.

В связи с возможностью вовлечения резервных лесов в  использование через 20 лет часть 2 статьи 109 ЛК предписывает их авиационную  охрану, в том числе от пожаров. Упоминание в статье 109 ЛК только авиационных  работ по охране и защите резервных  лесов указывает на то, что резервные  леса, не подлежащие какому-либо использованию, должны находиться в труднодоступных  районах.

Таким образом, положения  статьи 109 ЛК означают, что резервный  лес рассматривается исключительно  как подлежащая охране и поддержанию  в естественном природном состоянии  экологическая система, а не как  допустимый к использованию природный  ресурс.

 

Право собственности и иные виды прав на земли лесного фонда

      Конституция РФ выделяет следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные. (Ст.8 Конституции РФ).

Лесной  кодекс РФ в свою очередь закрепляет, что лесные участки в составе  земель лесного фонда находятся  в федеральной собственности (ч.1 ст. 8 ЛК РФ). Это позволяет сделать вывод, что леса, произрастающие на лесных участках в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности.

Право собственности в  субъективном смысле можно определить, как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. "Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования - аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения - соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)"5

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда