Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа
Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Дать определение и определить сущность дознания
Рассмотреть виды дознания
В контексте вышеизложенного
Анализ уголовно-
Во-вторых, содержание УПК РФ позволяет констатировать: начальник органа дознания, по сравнению с органом дознания, дознавателем, фигурирует в качестве участника уголовного судопроизводства достаточно редко. Например, в ходе досудебного производства требуется утверждение им обвинительного акта, составленного дознавателем (ч.4 ст.225 УПК РФ), по ходатайству дознавателя он вправе до 10 суток продлить срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (в отдельных случаях - до 30 суток) (ч.3 ст.144 УПК РФ), в ст.41 УПК РФ (ч.4) закреплено, что указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. Это основные моменты, имеющие непосредственное отношение к статусу начальника органа дознания. Но чаще речь в законе идет либо об органе дознания, либо о дознавателе.
В-третьих, УПК РФ не содержит отдельной
статьи, которая в конкретизированном
виде регламентировала бы уголовно-процессуальный
статус начальника органа дознания. Полагаем,
что наличие данной статьи упростило
бы правоприменение УПК РФ в сфере
производства дознания и выполнения
неотложных следственных действий. Однако
учитывая содержание ряда статей УПК
РФ (ч.17 ст.5; 40; 144; 146; 148; 157 и др.) можно
резюмировать: начальник органа дознания
обязан принять, проверить сообщение
о преступлении, при наличии повода
и основания, предусмотренных статьей
140 УПК РФ, возбудить уголовное
дело с вынесением соответствующего
постановления; произвести расследование
в установленном законом
Заметим, на практике орган дознания действует, как правило, не в лице начальника органа дознания, а в виде группы должностных лиц. Первый является руководителем группы, другие участники группы - дознавателями. Необходимо заметить, что поскольку не во всех органах дознания предусмотрены штатные дознаватели, то к выполнению следственных и иных процессуальных действий привлекаются должностные лица органа дознания, которые наиболее подготовлены в уголовно-процессуальной сфере. Ч.7 ст.5 УПК РФ разрешает это на вполне законных основаниях.
Одновременно с этим заметим, что
уголовно-процессуальный статус дознавателя
и должностного лица органа дознания,
уполномоченного начальником
Несмотря на то что рассмотренные выше участники уголовного судопроизводства тесно взаимодействуют друг с другом в ходе уголовного преследования, каждый из них между тем сохраняет за собой строго определенный законом уголовно-процессуальный статус.
Подводя итог, следует подчеркнуть,
что институт дознания претерпел
существенные изменения в связи
с принятием нового уголовно-процессуального
законодательства, затрудняющие порой
расследование преступлений. Однако
независимо от этого дознаватель
должен достигать цели уголовного судопроизводства,
действуя только в рамках закона и
в установленном законом
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Порядок и особенности этой формы расследования указаны в гл.32 УПК.
Предварительное расследование в
форме дознания производится в порядке,
установленном гл. гл.21, 22, 24 - 29 УПК
для предварительного следствия, с
изъятиями, предусмотренными в гл.32
УПК. Важно подчеркнуть, что следственные
действия проводятся по единым правилам.
Изъятия из общих правил расследования
заключаются в некотором
Дознание в соответствии со ст.150
УПК РФ является одной из форм предварительного
расследования, на которую законодателем
возложена самостоятельная
Значительное количество вопросов возникает и по проблеме соотношения административного и уголовного процессов. На стадии дознания важно обеспечивать преемственность названных выше процессов с тем, чтобы сохранить доказательственную базу в случае переквалификации преступления в административное правонарушение и передачи соответствующих материалов органам административной юрисдикции и наоборот. В связи с переквалификацией преступления в административное правонарушение необходимо обеспечить точное фиксирование обстоятельств совершения правонарушения в материалах дознания: протоколах осмотра и схемах места преступления, допросов, следственных экспериментов, актов экспертиз и т.п.
При отказе в возбуждении уголовного
дела или прекращении производства
по делу при наличии в деянии признаков
состава административного
В случае же "обратной трансформации"
производства по делу об административном
правонарушении в уголовное дело
также должны соблюдаться требования
об объективности и всесторонности
административного
Уголовное и административное законодательство не содержит категорических предписаний о разграничении уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений. Между тем, говоря о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, УК РФ содержит ряд составов преступлений, "смежных" с административными правонарушениями: незаконное приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ. Многие административные правонарушения имеют тенденцию "перерастать" в преступление, являясь первопричиной последних.
Правильность юридической
Из сказанного выше можно сделать
вывод, что новый Уголовно-
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
2. Уголовно-процессуальный
3. Комментарий к Уголовно-
Научная литература
1. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных
следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. ¾ М.; Юрист, 2009. ¾ № 10.
2. Безлепкин, Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин – М.,2008.- 159с.
3. Быков, В.М. Начальник
органа дознания как участник
уголовного судопроизводства
4. Гришин, Д.А. К вопросу
о совершенствовании
Захарова, С.А. Дознание как форма расследования : правовое регулирование: учебное пособие / С.А. Захарова. - Челябинск : ЧЮИ МВД России, 2008. - 129 с.
5. Каджая А. А.
Проблемы реализации
6. Лодкин, А.Е. Дознание: история развития, проблемы, перспективы / А.Е. Лодкин // Закон и право. - 2007. - № 6. - С. 73 –77.
7. Смирнов, А.В., Калиновский
К.Б. Уголовный процесс:
8. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко.—2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 712с.
9. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. - М.: Высшее Образование, 2008 г. - 591 с.
10. Уголовно-процессуальное право: учебник / под ред. В.Г. Глебова, Е.А. Зайцева. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 384 с.
11. Уголовный процесс: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2008. - 399 с.