Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа
Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Дать определение и определить сущность дознания
Рассмотреть виды дознания
Введение
В представленной работе раскрываются основные характеристики института дознания, вопросы деятельности органов дознания РФ. Актуальность темы заключается в том, что за время действия нового УПК РФ в него было внесено уже более сотни поправок, которые во многом изменили саму первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.
К сожалению, следует отметить, что несмотря на внесенные изменения несовершенство отдельных норм Кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, негативно сказывается на работе следователей и дознавателей. В связи с этим представляется, что научная общественность должна предпринять все усилия для того, чтобы осмыслить и максимально быстро снять имеющиеся противоречия между правовыми положениями и реалиями жизни.
Как в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации дознания.
С принятием УПК РФ процедура
расследования в форме дознания
была существенно изменена. Органы
дознания получили возможность расследовать
преступления, отнесенные к своей
компетенции, в режиме процессуальной
экономии, без ущемления конституционных
прав граждан, с составлением обвинительного
акта. Завершение дознания имеет теперь
специфическую форму и
Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ В РФ
1.1 Понятие, сущность и особенности дознания в российском уголовном процессе
"Словарь русского языка"
С.И. Ожегова определяет "дознание"
как предварительное
В соответствии со ст.150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания, причем, как и прежде, производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым проводится дознание.
Представляется, что и в настоящее время в изменяющемся уголовно-процессуальном законодательстве упрощенная процессуальная форма расследования останется основной для полиции и других исполнительных органов государственной власти, наделенных уголовно-процессуальными полномочиями.
В теории уголовного процесса встречаются
различные, а в ряде случаев и
противоречивые определения дознания.
В частности, Ю.В. Деришев заметил:
"Уголовно-процессуальное законодательство
при своей лаконичности не дает определения
дознания (как и предварительного
следствия), но характеризует его
довольно подробно, а именно как
уголовно-процессуальную деятельность
уполномоченных на то специальных органов,
выступающую либо как экстренный,
не допускающий отлагательств
В связи с изменением уголовно-процессуального
законодательства дознание функционирует
только как одна из форм предварительного
расследования по уголовным делам,
перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ,
возбуждаемым в отношении конкретных
лиц, совершивших преступления небольшой
или средней тяжести (ст.15 УК РФ).
Дознание можно рассматривать как
упрощенную и укороченную по срокам
форму расследования, предусматривающую
специальные правила
Очевидно, что ряд общественно
опасных деяний ни при каких обстоятельствах
не будет "обслуживаться" следователями.
Причин этому достаточно много. Это
и простота объективной стороны
преступлений, а отсюда - несложность
доказывания. Это и незначительная
общественная опасность, качество вреда
охраняемым общественным отношениям и
режим процессуальной экономии. Это,
наконец, элементарная нехватка следователей.
Такая категория дел в
По таким делам вину правонарушителя также требуется доказать, пусть и в ускоренном режиме и упрощенной форме. Исторический опыт и международная практика показывают, что расследование таких дел входило, входит и будет входить в компетенцию органов, обладающих процессуальной компетенцией, т.е. правом производства дознания.
С логической точки зрения нет никаких противопоказаний к тому, чтобы основную форму реализации органами, обладающими процессуальными полномочиями, в том числе полицией, своей процессуальной обязанности наименовать дознанием. Здесь допустима аналогия. Следователь проводит предварительное следствие, и это основная форма реализации его процессуальных полномочий, а дознаватель проводит дознание, и это также является основной формой реализации его процессуальных полномочий. Причем такое дознание отличается от предварительного следствия не только формально (по субъекту, по незначительным изъятиям из процедуры расследования), но и по сути.
С этой точки зрения обоснованным представляется определение дознания, данное В.Г. Даевым и В.В. Шимановским: "Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно". Это определение содержит в себе главный момент законодательной регламентации деятельности по дознанию - различия в процессуальном порядке в зависимости от категории расследуемых дел.[12,c.196]
Так что же такое дознание: процессуальная форма деятельности соответствующих органов или обобщенное наименование участия этих органов в уголовном процессе?
В этом смысле теоретического обоснования и уточнения требует не только содержательная сторона, но также и понятийный аппарат. К примеру, широко используемая дефиниция "орган дознания". Этимологическое значение этого понятия сложно. По смыслу словосочетания подразумевается, что им именуются соответствующие органы, которые обладают уголовно-процессуальной компетенцией. Скажем, полиция, которая действительно является субъектом уголовного процесса. Но полиция является полноценным участником в том числе и административного, и оперативно-розыскного процесса. Однако она, как субъект указанных правоотношений, в одном случае именуется органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, а в другом - органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Название полиции органом дознания было бы оправданно в том случае, если бы осуществление дознания, т.е. уголовно-процессуальная деятельность, было единственной формой реализации ею своей компетенции. Учитывая то, что полиция свои задачи осуществляет в рамках всех перечисленных выше правоотношений, применительно к уголовно-процессуальной сфере ее правосубъектность могла бы именоваться: орган, наделенный правом производства дознания. Соответственно, органы, перечисленные в ч.2 ст.157 УПК, могли бы именоваться органами, наделенными правом производства дознания.
Исходя из изложенного, на наш взгляд,
под дознанием следует понимать
обобщенное наименование уголовно-процессуальной
компетенции ряда государственных
органов, включая органы внутренних
дел, реализуемой наряду с административной,
оперативно-розыскной и
Такая характеристика дознания полностью совпадает с понятием дознания, данным самим законодателем (п.8 ст.5 УПК РФ), - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Рассмотрим особенности
1. К подследственности органов
дознания отнесены уголовные
дела о преступлениях,
Таких составов преступлений более 70. Это, например, кража (ст.158 УК), грабеж (ч.1 ст.161 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст.168 УК), преступления против личности, например, заражение ВИЧ-инфекций (ч.1 ст.122 УК), оставление в опасности (ст.125 УК) и др.
В соответствии со ст.223 УПК производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания ч.3 ст.150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. С момента возбуждения уголовного дела это лицо становится подозреваемым и пользуется всеми его правами (ст.46 УПК).
Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл.21, 22, 24 - 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст.73, 158 УПК).
2. Отличительной особенностью
Если по истечении 10 суток с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт составить не представится возможным, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке гл.23 УПК либо мера пресечения отменяется.
В случае предъявления обвинения подозреваемому дело должно быть направлено прокурору для производства предварительного следствия и его окончания не обвинительным актом, а обвинительным заключением.
3. В соответствии с п.2 ч.1 ст.158
и ст.225 УПК дознание заканчивается
составлением обвинительного
Особенностью дознания является то,
что при производстве предварительного
расследования в форме дознания
нет акта привлечения лица в качестве
обвиняемого в том порядке, который
установлен гл.23 УПК для предварительного
следствия. Обвинение подозреваемому,
который появляется с момента
вынесения постановления о
1.2 Виды дознания
Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:
а) дознание по делам о преступлениях,
по которым предварительное
б) дознание по делам о преступлениях,
по которым предварительное
В первом случае орган дознания возбуждает
уголовное дело и, руководствуясь правилами
уголовно-процессуального
Дознание второго вида - это полное расследование органом дознания преступлений. Материалы дознания в этих случаях являются основанием для рассмотрения дел в суде. Данный вид производится по правилам, установленным для предварительного следствия, за следующими исключениями:
а) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и решения вопроса о передаче дела в суд по подсудности, но материалы
дела для ознакомления им не предъявляются;
б) на органы дознания не распространяются
правила, гарантирующие процессуальную
самостоятельность следователя
в его взаимоотношениях с прокурором.
При несогласии с указаниями прокурора
орган дознания вправе обжаловать его
решение вышестоящему прокурору, не
приостанавливая выполнения этих указаний.
Если для производства предварительного
следствия установлен 2-месячный срок,
то для производства дознания - 1 месяц
со дня возбуждения уголовного дела,
включая составление