Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:02, контрольная работа
Цель данного исследования - рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи исследования:
Дать определение и определить сущность дознания
Рассмотреть виды дознания
Прокурор вправе поручить следователю
расследование дел о
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
Дознание производится в зависимости
от категории преступления соответственно
дознавателями органов
Определение органов дознания законодателем дано в ст.5 УПК РФ. Под ними понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Перечень органов дознания является исчерпывающим и приводится в ст.40 УПК РФ. К числу указанных органов законодатель относит:
органы внутренних дел;
иные органы исполнительной власти,
наделенные в соответствии с федеральным
законом полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной
судебные приставы разного уровня;
органы государственной
В соответствии с ч.3 ст.40 УПК РФ
выполнение уголовно-процессуальных задач
в ограниченном объеме (возбуждение
уголовного дела и выполнение неотложных
следственных действий) возложено также
на капитанов морских и речных
судов, находящихся в дальнем
плавании, руководителей
По данным официальной статистики, органы внутренних дел, а точнее, органы полиции выполняют до 98% всего объема дознания в России.
Полиция является многофункциональным
и комплексным самостоятельным
субъектом уголовно-
С учетом этих критериев функции полиции образуют три группы:
1) основные;
2) обеспечивающие нормальный ход уголовного судопроизводства;
3) вспомогательные.
Осуществление полицией основных уголовно-процессуальных функций связано с движением уголовного дела, развитием следственной ситуации, стадиями уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений. К ним относятся:
а) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, принятие по ним мер итоговых процессуальных решений;
б) производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
в) проведение неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия;
г) принятие мер к возмещению гражданину ущерба, причиненного общественно опасным деянием;
д) принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
е) поддержание обвинения в
ж) непосредственное оказание международной правовой помощи по уголовным делам.
В число обеспечивающих нормальный ход уголовного судопроизводства функций полиции входят:
а) осуществление оперативно-
б) исполнение отдельных поручений и указаний прокурора, следователя и дознавателя;
в) исполнение постановлений или определений суда;
г) исполнение поручений судов и органов расследования других государств;
д) участие в качестве специалиста или эксперта по уголовным делам;
е) розыск обвиняемого по поручению суда, прокурора, следователя или дознавателя и др.
Вспомогательными уголовно-
б) конвоирование подозреваемых и обвиняемых, этапирование арестованных и подсудимых, сопровождение и охрана участников в связи с участием в производстве следственных и судебных действий;
в) содействие органам предварительного следствия и дознания при производстве следственных действий;
г) организация охраны места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы;
д) исполнение судебных решений о
направлении
Анализ ст.40 УПК РФ позволяет заключить: с учетом объема полномочий указанные в данной статье участники уголовного судопроизводства подразделяются на две группы. Первую образуют те органы дознания, которые наделены правом возбуждать уголовные дела и проводить дознание в полном объеме по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Вторую группу составляют такие субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.2 ст.40 УПК РФ). При этом вторая группа обладает отличительной особенностью - речь идет о субъектном составе. Он существенно шире по сравнению с субъектным составом первой группы. Это обусловлено тем обстоятельством, что неотложные следственные действия правомочны осуществлять не только органы дознания, такие, как органы внутренних дел, таможенные органы, служба судебных приставов и др., но и отдельные должностные лица. Например, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, главы дипломатических консульств и др. (ч.2, 3 ст.40, ст.157 УПК РФ).
Кроме того, указанные органы дознания
и уполномоченные должностные лица
с учетом своей компетенции
Ко второй категории относятся
те субъекты уголовно-процессуальной
деятельности, которые наделены правом
возбуждать уголовные дела и проводить
неотложные следственные действия только
в пределах своей территории. Это
капитаны морских и речных судов,
находящихся в дальнем
Следует подчеркнуть, что подследственность
субъектов первой категории шире
подследственности субъектов
Однако независимо от принадлежности органов дознания к той или иной группе (категории) непосредственно функцию дознания осуществляют дознаватели. Заметим, что данный термин был введен в оборот только УПК РФ (2001 г). До этого времени употреблялся термин "лицо, производящее дознание". В соответствии с ч.7 ст.5 УПК РФ дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом.
Если обратиться к первоначальной
редакции упомянутой нормы УПК РФ,
то можно увидеть, что под дознавателем
понималось лицо органа дознания, правомочное
осуществлять предварительное расследование
в форме дознания. Данное понятие
не распространялось на лицо, назначенное
на должность дознавателя, а также
лицо, производящее по поручению начальника
органа дознания неотложные следственные
действия по уголовным делам, подследственным
органам предварительного следствия.
Необходимость в таком
29 мая 2002 года в редакцию ч.7
ст.5 УПК РФ Федеральным законом
были внесены изменения, в
В соответствии с ч.3 ст.151 УПК РФ
штатные дознаватели
Заметим, что в Большом юридическом словаре под термином "процессуальный статус" понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, содержит отдельную статью, закрепляющую в систематизированном виде полномочия дознавателя по производству следственных и иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений (ст.41).[10,c.268]
2.2 Правовой статус дознавателя
Дознаватель наделен следующими основными правами:
1) при проверке сообщения о
преступлении требовать
2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях - до 30 суток) (ч.3 ст.144);
3) применять меры
4) принимать процессуальные
5) осуществлять производство
6) обжаловать указания
7) иные права, предусмотренные УПК РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:
1) осуществлять свою
2) принять, проверить сообщение
о любом совершенном или
3) в установленный законом срок
принять решение по
4) уведомить заявителя о
5) при наличии повода и
6) рассматривать каждое
7) принимать меры попечения о
детях, об иждивенцах
8) устраниться от участия в
производстве по уголовному
9) выяснять все обстоятельства,
подлежащие доказыванию в
10) осуществлять иные обязанности,
Отдельно следует заметить, что
дознаватель вправе с согласия прокурора
возбудить перед судом
При невозможности составить
Применительно к обвинительному акту
следует заметить, что его составление
означает принятие ряда важных процессуальных
решений, имеющих самостоятельный
характер в ходе производства предварительного
следствия: вынесение постановления
о привлечении лица в качестве
обвиняемого, составление итогового
процессуального документа, в котором
отражается результат исследования
обстоятельств совершенного преступления,
определяется степень вины лица, в
отношении которого составлен обвинительный
акт, и др. Последний утверждается
начальником органа дознания. Кроме
того, составление обвинительного акта
имеет правовым следствием изменение
уголовно-процессуального