Право государственной собственнсти на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСПРВЛЕННАЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Исходя из изложенного судебные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в силу Закона № 101-ФЗ возможны только между публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Указанные споры носят экономический характер, так как собственность публично-правового образования составляет одну из экономических основ его деятельности. Рассмотрение подобных споров на основании пункта 1 статьи 2 и части 2 статьи 27 Кодекса входит в компетенцию арбитражных судов[61].

Такое же правило установлено и Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» в п.2 которого говорится о том, что в силу пункта 3 части 2 статьи 34 АПК РФ экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Применяя данную статью, судам необходимо учитывать, что иски о правах на недвижимое имущество относятся к экономическим спорам[62].

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить о том,  что данная категория споров носят экономический характер и подведомственны Арбитражным судам, а если затронуть вопрос о подсудности, то они разрешаются в Высшем Арбитражном суде РФ.


Заключение

Достаточно длительное время земля, воды, леса, и иные природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной федеральной собственности. Такое положение определяло и неотчуждаемость природных ресурсов: их безусловное изъятие из гражданского оборота.

Коренные преобразования в политической, социальной, экономических сферах трансформировали и правоотношения собственности на землю. 

Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (п.2 ст. 214 ГК РФ, п.1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.

Что же представляет собой право собственности? Его можно определить в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле под правом собственности понимается система правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю – один из центральных институтов земельного права. Право собственности в субъективном смысле – это триада правомочий, раскрывающих возможность по владению, пользованию, распоряжению землей. Рассмотрим их содержание.

Как было установлено в результате проведенного исследования, право владения – это предусмотренная законом возможность фактического обладания земельным участком как составной частью недвижимого имущества. Юридическое оформление данного права находит выражение в возможности свободно пребывать на предоставленном в собственность земельном участке, возможности иметь и требовать соответствующую земельно-устроительную и другую правоустанавливающую документацию, экспликацию, схему земельного участка, землеустроительный проект, регистрационный документ, возможности охранять земельный участок.

Право пользования – это основанная на законе возможность эксплуатации земельного участка, использование его в качестве средств производства, производительной силы, материального блага и т.д.

Право распоряжения – это основанная на законе возможность определения юридической судьбы земельного участка. 

Государственная собственность делится на два вида: собственность РФ, собственность субъектов РФ. Данное правило заложено самим ЗК РФ в статье 16. А в статьях 17 и 18 ЗК РФ перечисляются, в частности, основания отнесения к их собственности земельных участков – земельные участки которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;  

которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Второй критерий отнесения и является в рамках нашего исследования  основным, и преимущественно ему уделено в курсовой работе пристальное внимание.

До 1 июля 2006 г. разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 г. и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Федеральным законом от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в п. 2 ст. 16 Кодекса было внесено принципиальное изменение, касающееся разграничения государственной собственности на землю: данная группа отношений была выведена из предмета регулирования ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (он признан утратившим силу с 1.07.2006 г.).

Теперь же в действующем законодательстве установлены такие критерии отнесения земельных участков при разграничении к собственности государства: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. По отношению к субъектам РФ, устанавливаются аналогичные правила.


Список использованной литературы:

I. Нормативные акты[63]:

1.                      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года.: [в ред. 13 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.

2.                      О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон  от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ: [в ред. 28 декабря 2010г.] //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.

3.                      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).: Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

4.                      Об обороне.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.: [ в ред. 23 декабря 2010г.]: // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. –№ 23. – Ст. 2750.

5.                      О введении в действие Земельного Кодекса РФ.: Федеральный закон от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ: [в ред.29декабря 2010г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001 г. –  № 44. – Ст. 4148.

6.                      Земельный Кодекс РФ.: Федеральный закон от 25 октября 2001г. №136-ФЗ.: [в ред. 29 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

7.                       О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный  закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ: [в ред. 25 декабря 2009г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 52 (часть 1). – Ст. 5276.

8.                       О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.: Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. №53 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 17 (1 ч.). – Ст. 1782.

9.                      Водный Кодекс РФ.: Федеральный закон от 3 июня 2006г. №74-ФЗ.: [в ред. 28 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

10.                  Лесной Кодекс РФ.: Федеральный закон от 4 декабря 2006г. №200-ФЗ.: [в ред. 29 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

11.                  Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 // Собрание законодательства Российской Федерации. –  1999. – № 27. – Ст. 3379.

12.                  Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 гг.).: Постановление Правительства РФ от 25 октября 2001 г. № 745 // Собрание законодательства Российской Федерации – 2001. – № 45. – Ст. 4265.

13.                  О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.: Постановление Правительства от 5 июня 2008г. № 432 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – Ст. 2721.;

 

 

Нормативные акты Республики Татарстан:

1.      Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г.: [в ред. от 30.03.2010 г.] // Республика Татарстан. – 2002. – 30 апреля.

2.      Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.: Постановление Кабинета Министров РТ от 22 авг. 2007г. № 407 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров  Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2007. – №37. – Ст. 1379.

 

Нормативные акты, утратившие силу:

 

1.                      О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва 1922 г.:  Постановление ВЦИК от 30 октября 1922г. // Собрание кодексов РСФСР. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 4-е издание, 1928.

2.                      Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.: [в ред. 20 сентября 1972 г.] // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. – 1936. –  № 283.

3.                      Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (вместе с Основами законодательства).: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. // Ведомости ВС СССР. – 1968. – № 51. – Ст. 485.

4.                      Об утверждении Земельного кодекса РСФСР (вместе с Земельным кодексом РСФСР).: Закон РСФСР от 1 июля 1970г [в ред. от 5 января1988 г.] // Свод законов РСФСР. –  1988 г. – т. 4. – С. 37.

5.                      О земельной реформе.: Закон  РСФСР от 23 ноября 1990 г. №374-1: [ в ред. от 28 апреля 1993] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. –  1990. – № 26. – Ст. 327.

6.                      О первоочередных задачах по реализации земельной реформы: Указ президента СССР от 5 января 1991 г. №УП-1285 // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1991. – № 2. – Ст. 58.

7.                      Земельный Кодекс РСФСР.: Закон РСФСР от 25 апреля 1991 г. №1103-1.: [в ред. 24 декабря 1993г.] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 22. – Ст. 768.

8.                      О федеральных природных ресурсах: Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2144. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 51.

9.                      О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ.: [в ред. 3 июня 2006г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 30. – Ст. 3060.

III. Специальная литература:

1.                       Абыкеева, А.Т. Земельное право в первый год советской власти, октябрь 1917-1918 гг.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Всесоюзный институт юридических наук. / А.Т. Абыкеева– М.: СТАТУТ, 1963. –  423 с.

2.                       Аксененок, Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. / Г.А. Аксененок. – М.: Юристъ, 1999. – 654 с.

3.                       Венедиктов, А. В. Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. / А. В. Венедиктов. –  М.: Статут, 2004. – 461 с.

4.                       Иконицкая, И. А. Земельное право Российской Федерации: учебник; Ин-т гос. и права РАН; Акад. правовой ун-т. / И. А. Иконицкая  – М.: Юристъ, 1999. – 561 с.

5.                       Иконицкая, И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю. / И.А. Иконицкая // Журнал российского права. –  2006. – №12. – С.91-97.

6.                       Иоффе, О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. / О. С. Иоффе. – М.: СТАТУТ, 2000. – 553 с.

7.                       Исаев, И. А. История государства и права России: учебник для юридических вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / И. А. Исаев. – М.: Юристъ, 1996. – 365 с.

Информация о работе Право государственной собственнсти на землю