Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:29, реферат
Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю
- единство порядка оформления прав собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в результате разграничения государственной собственности на землю – порядок проведения землеустроительных работ, постановки участка на кадастровый учет, его государственной регистрации должен быть единым для всех собственников, регламентироваться федеральными законами и не содержать каких-либо исключений;
- сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю на предоставленные им земельные участки – порядок разграничения государственной собственности на землю должен гарантировать гражданам и юридическим лицам сохранность их прав (права аренды, безвозмездного срочного пользования) на земельные участки, подвергнутые разграничению[46];
- сохранение целевого назначения земельных участков – при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[47]:
- сохранение и учет стратегического, экономического и исторического значения участков, подлежащих разграничению – принимаемые федеральные законы, провозглашающие право собственности на земельные участки, должны учитывать и сохранять значение соответствующих земельных участков;
- регулирование порядка распоряжения неразграниченными земельными участками федеральными законами – регулирование может осуществляться только в соответствии с федеральными законами. Сегодня порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»[48].
В процессе разграничения могут быть сформулированы новые принципы, которые должны получить закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разграничения государственной собственности на землю. В любом случае принципы должны быть основаны на нормах Конституции РФ[49].
Теперь же необходимо уделить внимание, в том числе, и изучению правового регулирования порядка разграничения государственной собственности на землю. В начале экономических преобразований в России надеялись, что после разграничения государственной собственности будут упорядочены многие вопросы. За годы экономической реформы в Российской Федерации отдельные виды имущества были разграничены. Но, несмотря на это, в общем плане процесс разграничения государственной собственности на землю оказался очень сложным. О необходимости его проведения говорят уже с 1991 г. Но лишь в 1993 году в Указе Президента Российской Федерации от 16 «О федеральных природных ресурсах» были выделены федеральные земли.
В дальнейшем же развитие законодательства в данной сфере развивалось следующим образом: принятой Федеральной целевой программой «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694[50], в качестве основных мероприятий и ожидаемых результатов Правительство Российской Федерации обозначило разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов и в муниципальной собственности. Разграничение планировалось осуществить до 2002 г.
Реально процедура проведения разграничения государственной собственности на землю была установлена только 17 июля 2001 г. Вышеупомянутым Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»[51]. Предполагалось, что все земли подлежат разграничению. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 гг.)» предполагалось завершить этот процесс до конца 2007 г.[52].
Сложная процедура подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, установленная законом, на практике за пять лет показала, что процесс этот грозит затянуться на долгие годы.
Но и с 1 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[53] подход к вопросу разграничения государственной собственности на землю изменился.
М. Попов, анализируя изменения в законодательстве, правильно отметил, что законодатель отказался от идеи всеобъемлющего разграничения государственной собственности на землю и закрепил дуализм публичной земельной собственности, при котором одна часть земель будет иметь конкретного собственника – Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть будет находиться в неразграниченной бессубъектной государственной собственности[54].
Учитывая сложности при разграничении государственной собственности на землю, законодатель в определенной степени отказался от этого процесса. Никто не ограничивает его. Более того, процедура разграничения государственной собственности на землю стала значительно проще. Но никто теперь и не говорит о ее всеобщей необходимости.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю будет осуществляться на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В настоящее же время данный вопрос урегулирован ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10. 2001 года[55], в котором мы можем увидеть перечень оснований, по которым определяется относимость земли к собственности самой Федерации и ее субъектов, которые отдельно будут нами рассмотрены в следующем параграфе данной курсовой работы.
Как уже упоминалось, разграничение государственной собственности на землю РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований декларируется в качестве одного из основных принципов земельного законодательства РФ – Земельным Кодексом РФ.
Согласно п.п. 9 п.1 ст.1 ЗК РФ, правовые основы разграничения государственной собственности устанавливается Федеральными Законами.
Таким нормативным актом выступает ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», в котором изложены два способа реализации механизма разграничения государственной собственности:
На основании ФЗ, признающих те или иные земли федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ, муниципальных образований; совершенно очевидно, что это должны быть именно федеральные законы, так как, несмотря на отнесение вопросов разграничения государственной собственности к совместному ведению РФ и ее субъектов, по вопросам такого совместного ведения принимаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. К таким законам относятся Водный[56], Лесной кодексы РФ[57], Закон «Об обороне»[58] и др. Однако необходимо заметить, что такая процедура касалась разграничения именно земель, а не земельных участков, в силу их большой протяженности и экономической ценности. Однако при этом, регистрация таких законов проводятся на конкретные земельные участки, прошедшие кадастровый учет.
Таким образом, в настоящее время существует определенное число ФЗ, которые относят те или иные земельные участки к федеральной собственности.
Путем определения оснований для отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством. Такое основание это есть – возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В частности, мы можем увидеть относимость земель к федеральной собственности, субъектов Федерации или же муниципальных образований по соответствующему основанию в статье 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», который гласит, что к землям Российской Федерации относятся – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В том числе земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
К федеральным законодатель отнес и земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
Распоряжение земельными участками, отнесенными в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст. 3.1 Вводного закона (земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие земельные участки.
Этим же Федеральным законом установлены основания для разграничения и для субъектов Федерации. В частности, закон гласит, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли[59].
Российской Федерацией, субъектами РФ как субъектами гражданского права земельные участки могут приобретаться в собственность по основаниям, предусмотренным ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. ст. 260 - 287). Российская Федерация и ее субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. От имени Российской Федерации, субъектов РФ органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от их имени могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане[60].
В связи с этим возникает вопрос. Какой же суд правомочен рассматривать споры, которые возникают из отношений по разграничению государственной собственности на землю. Ответ на данный вопрос мы можем найти в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество», в частности в извлечении говорится о рассматривавшемся деле от 18.04.2006 № 12227/05. в решении установлено то, что – «…согласно статьям 2 - 5 Закона № 101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю влечет возникновение права собственности на земельные участки либо у Российской Федерации, либо у субъектов Российской Федерации, либо у муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Закона № 101-ФЗ споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться с использованием согласительных процедур, а в случае недостижения согласованного решения – рассматриваются в суде.
Информация о работе Право государственной собственнсти на землю