Порядок осуществления государственного кадастрового учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Одним из важнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы.
В условиях командно-административной системы предприятия не были экономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, их охране и воспроизводстве. Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса - земель.

Работа содержит 1 файл

порядок осуществления гос кад учета земель на уроане МО.docx

— 101.14 Кб (Скачать)

Земли промышленности, транспорта, связи и иные земли, не используемые в сельском хозяйстве, предназначены  для обеспечения деятельности организаций  и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для  обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных  задач и права на которые возникли у участников земельных отношений  по основаниям, предусмотренным Земельным  кодексом, федеральными законами субъектов  Российской Федерации [2].

1.3 Цели, задачи, содержание  земельного кадастра

Государственный земельный  кадастр создается и ведется  в целях информационного обеспечения:

1. Государственного и  муниципального управления земельными  ресурсами.

2. Государственного контроля за использованием и охраной земель.

3. Мероприятий, направленных  на сохранение и повышение  плодородия земель.

4. Государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним.

5. Землеустройства.

6. Экономической оценки  земель и учета стоимости земли  в составе природных ресурсов.

7. Установления обоснованной  платы за землю.

8. Иной связанной с  владением, пользованием и распоряжением  земельными участками деятельности [3].

Законом установлено, что  материалы государственного кадастра должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении  всех функций управления земельными ресурсами.

Для обеспечения достижения этих целей главной задачей земельного кадастра является создание организационно-территориальных, экономических, социальных, правовых и  экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда  Российской Федерации, защиту прав собственников  земли, землепользователей, землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирование земли в гражданском и рыночном обороте.

На уровне муниципального образования задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого  земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и  правого статуса, проведения оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой  информацией органов управления муниципального образования.

Решение этой задачи достигается  посредством решения частных, к  которым относятся:

1) организация кадастрового  деления подведомственной территории;

2) кадастровый учет земельных  участков;

3) кадастровый учет территориальных  зон;

4) кадастровая оценка  земель;

5) хранение, обработка и  предоставление земельно-кадастровой  информации.

Основное содержание современного земельного кадастра определяется Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 и  заключается в решении следующих  вопросов, которые являются его составными частями:

а) осуществление земельной  регистрации;

б) количественный учет земель;

в) учет земель по качественным признакам;

г) качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов;

д) экономическая оценка земельных ресурсов;

е) земельно-кадастровая  документация.

Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических  лицах) земельной собственности, землевладельцах, землепользователях, арендаторах, о  целевом назначении земельных участков и режиме их использования. Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т.е. правоустанавливающих документов.

Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое  состояние и использование всех земель. Количественный учет подразумевает  сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной  собственности, землепользователям и  арендаторам, распределение по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам федерации  и стране в целом. Все изменения  количественных показателей фиксируются  в учетной документации после  их совершения в натуре, т.е. получения  землями юридического статуса, правового  оформления. Любые другие изменения  в площадях, не закрепленные юридически, не могут служить основанием для  внесения их в учет.

В земельном кадастре также  содержатся сведения о качественном состоянии земель. Учет качественных характеристик производится по природным  признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации  земель по категориям пригодности и  использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов. При этом учитываются их природные свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы), рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, заболоченность, переувлажнен-ность и т.д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.

С использованием количественных и качественных характеристик каждому  земельному участку либо почвенной  разновидности дается качественная оценка земельных угодий в баллах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам.

Кроме данных, полученных в  результате бонитировки, в документы  земельного кадастра вносятся и данные экономической оценки земель, выраженные системой показателей, характеризующих  степень использования одних  земель по сравнению с другими  по доходности.

В настоящее время земля  стала выступать не только как  объект хозяйствования, но и как  объект недвижимого имущества с  вовлечением ее в гражданский  и рыночный оборот и применением  в отношении нее всех имеющихся  экономических рыночных атрибутов: кадастровой цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация является основой для проведения оценки кадастровой стоимости земельных  участков как объектов недвижимого  имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте.

1.4 Особое положение  земельного кадастра в ряду  кадастров природных ресурсов  и его народнохозяйственное значение

Особое положение земельного кадастра в ряду кадастров определяет объект учета и оценки, в качестве которого выступает земельный фонд, земельный массив, земельный участок, земельное угодье, т.е. земля как  природный ресурс, как территориальный  базис, как средство производства, как  элемент товарно-денежных отношений. Как природный ресурс земля выступает  в качестве важнейшей части окружающей природной среды, характеризующейся  пространством, рельефом, почвенным  покровом, растительностью, недрами, водами, формирующих определенные типы ландшафтов. При этом земля, в первую очередь, является социально-эколого-экономической  категорией, обеспечивающей условия  жизнедеятельности человека.

Традиционно земельный кадастр  как система всестороннего изучения земельных ресурсов страны используется для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования  земель и их охраны, размещения и  специализации сельскохозяйственного  производства, а также для решения  других народнохозяйственных задач.

Рациональное и эффективное  использование земельных ресурсов - проблема народнохозяйственной значимости. Оно означает оптимальное распределение  земли между отраслями народного  хозяйства, максимальное получение  необходимой обществу сельскохозяйственной продукции с единицы площади  при минимальных издержках производства, сохранении и систематическом повышении  плодородия почвы.

Основными направлениями  земельного кадастра в управлении земельным  фондом страны является:

1) обеспечение реализации  аграрной и земельной реформ;

2) управление государственным  земельным фондом страны;

3) повышение эффективности  планирования развития городского  землепользования и рационального  использования городских земель  других поселений;

4) поддержку залоговой  и ипотечной системы кредитования  собственников земельных участков  и землепользователей с целью  повышения эффективности целевого  использования предоставленных  земельных территорий;

5) поддержку сохранения  окружающей среды и создание  условий для экологической безопасности  на прилегающих агроландшафтах;

6) информационное обеспечение  органов управления всех уровней,  юридических лиц и граждан;

7) развитие и контроль  земельного оборота и рынка  земли;

8) контроль по установлению  эффективного налогообложения, кадастровой  оценки стоимости земельных участков;

9) создание прочной нормативно-правовой  базы, обеспечивающей эффективное  использование земли, защиту прав  собственников земли и землепользователей, а также объективное регулирование  сделок с землей и разрешение  земельных споров.

Несмотря на специфику  ведения земельного кадастра, он тесно  связан с отдельными видами народнохозяйственного  учета. В основе этой связи лежит  то обстоятельство, что отдельные  виды учета, как и земельный кадастр, относятся к функции хозяйственного управления и направлены на осуществление  процесса наблюдения, сбора, обработки  и анализа данных для количественного  отображения и качественных характеристик  в целях контроля и воздействия  на их развитие.

Земельный кадастр тесно  связан с землеустройством. Это проявляется  в том, что земельный кадастр, также как и землеустройство, направлен на обеспечение рационального  и эффективного использования земельных  ресурсов, а также их охраны. Проведение землеустройства вызвано необходимостью территориального устройства земельных  ресурсов с целью их рационального  использования. С помощью землеустройства  государство устраивает землю в  процессе общественного производства. С развитием многоукладной экономики  связь земельного кадастра и землеустройства  постоянно укрепляется, так как  появляются новые хозяйственные  формирования, способные функционировать  в условиях рынка и конкуренции.

Земельный кадастр имеет, в первую очередь, производственное значение при выполнении организационно-хозяйственной  функции. Его сведения играют важную роль в решении правовых и финансовых вопросов, вопросов развития рынка  земли и совершенствования налоговой  политики.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА  И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

2.1 Основные принципы  ведения земельного кадастра

Федеральный закон «О государственном  земельном кадастре» установил  общепринятые принципы, в соответствии с которыми осуществляется ведение  государственного земельного кадастра [3].

Во-первых, это единство системы  и технологии ведения Государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации. Оно подразумевает  единство методики, согласованность  и последовательность ведения земельного кадастра, системы земельно-кадастровой  информации и документации как с  точки зрения охвата земель всех категорий  земельного фонда, так и с точки  зрения охвата всей территории Российской Федерации или ее субъектов. Этот принцип не исключает необходимость  учета региональных особенностей при  ведении кадастра.

Во-вторых, непрерывность  внесения в Государственный земельный  кадастр имеющихся характеристик  земельных участков. В процессе реорганизации  земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому необходимо обеспечить непрерывность ведения земельного кадастра путем систематического или периодического, сплошного или выборочного обновления информации.

В-третьих, открытость сведений Государственного земельного кадастра. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (кроме  сведений, составляющих государственную  тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование  современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра могут представляться организациям и ведомствам, участвующим  в создании банка данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений могут носить закрытый характер. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту прав потребителей земельно-кадастровой  информации и защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, уничтожения или искажения.

В-четвертых, сопоставимость и совместимость сведений Государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися  в других Государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивает сбор информации для различных видов  кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты  и детализации. Это позволит в  последующем все виды кадастровой  информации привести в единую систему.

Информация о работе Порядок осуществления государственного кадастрового учета