Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование история становления и развития жилищного права РФ.
Задачи данной работы:
1. Рассмотрение истории становления жилищного права;
2. Анализ современных тенденций развития жилищного права;

Содержание

Введение
Глава 1. Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права
1.1 Место жилищного права РФ
1.2 Источники жилищного права РФ
Глава 2. История становления и развития жилищного права РФ
2.1 Советское жилищное право
2.2 Жилищное право современной России
2.3 Принятие новой редакции Жилищного кодекса РФ как новый этап развития жилищных отношений в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

3) Согласно Закону  РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации  жилищного фонда в Российской  Федерации", государственные и  муниципальные органы могут бесплатно  передавать в собственность граждан  по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности па конкретное жилое помещение у конкретного лица.

4) Градостроительный  кодекс Российской Федерации  определяет систему законодательства  о градостроительстве, регулирует  вопросы обеспечения права граждан  на благоприятную среду жизнедеятельности,  на выбор места жительства  в пределах России при осуществлении градостроительной деятельности, на соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль над градостроительной деятельностью, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве.

5) Закон РФ  от 25 июня 1993 г. "О праве граждан  Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", будучи административно-правовым актом, является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

6) Федеральный  закон от 21 июля 1997 г. "О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним"  и принятая на основании этого  Закона и в соответствии с  ним Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения11.

7) Важнейшим  источником жилищного права является  Гражданский кодекс, в частности, глава 35 "Наем жилого помещения" (ст. 671-688 ГК РФ).

8) Кодекс об  административных правонарушениях  (КоАП РФ) содержит нормы об  ответственности за административные  правонарушения в области охраны  собственности, в частности, за  нарушение правил пользования этими помещениями, содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ).

9) Земельный  кодекс России от 25 октября 2001 г.12 (ЗК РФ) регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В статье 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов.

Земельный кодекс устанавливает институт зонирования  территорий, который предусматривает, в частности, установление жилой  территориальной зоны в составе земель поселений (ч. 1 ст. 85).

Земельные участки  в составе жилых зон предназначены  для застройки жилыми зданиями, объектами  культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться  для индивидуальной жилой, малоэтажной смешанной и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также для иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Законодательную деятельность субъекты Федерации ведут  путем принятия отдельных нормативных  актов, например:

- Положения о  порядке и условиях передачи  государственного и муниципального  жилищных фондов в собственность  граждан в г. Москве (утверждено  постановлением Правительства г.  Москвы от 27 августа 1991 г.);

- решения "О  приватизации жилищных помещений", принятого Санкт-Петербургским городским Советом народных депутатов 27 октября 1992 г.;

- решения от 24 мая 1993 г. "Об условиях и  порядке приватизации жилья в  городе Санкт-Петербурге".

Многочисленность  и разнообразие подобных актов затрудняют решение конкретных жилищных вопросов13.

К числу источников жилищного права следует относить и постановления пленумов Верховных  Судов СССР и Российской Федерации.

Особое место  в жилищном законодательстве стали занимать международно-правовые акты после того, как Конституция определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В Конституцию вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.14

Конституционные нормы о жилищных правах, в свою очередь, стали основой для разработки других нормативных актов по жилищному  праву. 

Глава 2. История становления и развития жилищного права РФ 

2.1 Советское  жилищное право 

В 1917 г. идеи большевиков  о экспроприации домов буржуазии  и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих были развиты  В.И. Лениным в дополнении к проекту  декрета Петроградского Совета "О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте", которое называлось "О реквизиции квартир богатых для облегчения нужды бедных"15. В соответствии с ним домовым комитетам вменялось в обязанность взять на учет богатые квартиры, подлежащие реквизиции, а районным Советам рабочих и солдатских депутатов - утверждать списки и порядок занятия квартир беднотой. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В.И. Ленин составил "Тезисы закона о конфискации домов с сдаваемыми внаем квартирами"16, которые стали основой "жилищного передела" – выселения буржуазии из ее домов и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм. В "Тезисах" предусматривалась также национализация всей городской земли; в них были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом.

Изложенные в "Тезисах" идеи нашли дальнейшее отражение в декрете СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. "Об отмене частной собственности на городские недвижимости" и декрете ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. "О запрещении сделок с недвижимостью"17. На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали из частного владения крупные капиталистические дома и строения и передавали их в ведение Советов. Критерием, определявшим право на экспроприацию, был минимум доходности жилых помещений, определяемый в зависимости от местных условий18.

Право национализации домов предоставлялось местным  Советам. Домовладения и другое недвижимое имущество, нажитое своим трудом, экспроприации не подлежали. В дальнейшем декретом от 25 мая 1920 г. "О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения" было установлено, что изъятию подлежала вся жилая площадь сверх норм, установленных исполкомами местных Советов, как у граждан, так и у учреждений. Декрет обязывал граждан содержать жилые помещения в надлежащем санитарном состоянии, а контролировали выполнение распоряжений особые отряды при местных Советах. Санитарные инспекции жилищно-земельных отделов местных Советов имели право подвергать наказанию в административном порядке граждан, допускавших антисанитарное состояние жилищ, портивших их, нарушавших правила общежития, а также лишать таких граждан свободы сроком до одного месяца или привлекать к принудительным работам сроком до трех месяцев19. Таким образом, в 1917-1921 гг. в стране были проведены крупные мероприятия, позволившие сосредоточить в руках местных Советов в городах около 18% жилых домов.

Однако камнем преткновения стал вопрос о том, как  организовать эффективное управление и использование всех богатств общества, в том числе и в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. На практике испытывали разные механизмы. Например, управлять жилыми домами, принадлежавшими местным Советам, были обязаны домовые комитеты, которые избирались на общих собраниях жильцов.

Главным в их деятельности было переселение рабочих  из подвалов и трущоб в квартиры буржуазии, перераспределение и уплотнение жилой площади. Постановлением СНК РСФСР от 23 мая 1921 г. "О мерах улучшения жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ" предусматривалось привлечение проживавших в домах граждан к контролю над работой по управлению домовых комитетов и к повышению ответственности жителей за сохранность домов20. 18 июля 1921 г. был подписан декрет об обязательном привлечении средств жильцов для ремонта домов путем внесения денежных средств, личного труда или материалов в размерах, пропорциональных занимаемой площади21.

На основании  постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. "Об управлении домами" руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. В соответствии с этим постановлением к управлению муниципализированными домами привлекались трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на один год заведующих домами22.

С 1921 г. в городах  создаются жилищные товарищества, которым  передавались муниципализированные строения. Они становятся наиболее устойчивой формой управления жилищным хозяйством. В эти годы с помощью государства формируется и жилищная кооперация. С 1924 г. основной формой управления жилищным хозяйством становятся жилищно-арендные кооперативные товарищества - ЖАКТы, призванные восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в надлежащем состоянии и удовлетворять потребности членов товарищества в жилой площади.

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда  и улучшении жилищного хозяйства в городах" управление всем государственным жилищным фондом было возложено на местные Советы и на государственные предприятия и учреждения, которые имели в своем ведении жилые дома23. Бурное развитие промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства вело к росту городского населения страны, что, в свою очередь, требовало больших капитальных вложений в государственное и кооперативное жилищное строительство. Уже к 1940 г. весь городской жилищный фонд СССР составлял 421 млн. кв. м общей площади24.

Однако этого  было недостаточно для того, чтобы  улучшить жилищные условия граждан. Великая Отечественная война затормозила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности, невозможно было выделить большие средства из бюджета на строительство и содержание жилищного фонда. Коренной перелом в решении жилищной проблемы произошел в 1960-е гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. "О развитии жилищного строительства в СССР" была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны25.

В третьей Программе  партии на ближайшие 10-15 лет ставилась  даже такая задача, как обеспечение  каждой семьи, в том числе молодоженов, благоустроенной квартирой, отвечающей требованиям гигиены и культурного быта26. И хотя эти планы не были полностью выполнены, объемы жилищного строительства в 70-е гг. впечатляют. Жилищный фонд городов и рабочих поселков к 1971 г. по сравнению с дореволюционным периодом увеличился в 8,5 раза. Средняя обеспеченность жителя в этом же году составила 11 кв. м общей площади. По числу построенных квартир на тысячу человек населения Советский Союз занимал одно из первых мест в мире27.

Тем не менее  жилищная проблема оставалась острой.

К началу перестройки  в СССР в очереди на получение  жилья стояли 14 млн. семей (40 млн. человек). Больше всего нуждающихся в жилье  было в РСФСР - более 8 млн. семей. При  этом 30 млн. кв. м (17% всего жилищного  фонда России) оказались размещенными в ветхих и аварийных строениях, более 14% государственного и муниципального жилищных фондов России нужно было срочно ремонтировать28. 

2.2 Жилищное право  современной России 

С переходом  к рыночной экономике поставлена задача - создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью была проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах. В настоящее время приватизирована большая часть государственного и муниципального жилья29.

В стране реализуется несколько программ жилищного строительства, основной из них является государственная целевая Программа "Жилище" 1993 г., которая предусматривала довести объемы жилищного строительства и ввода жилья в эксплуатацию к 1995 г. до 50-56 млн. кв. м30, однако она не была полностью выполнена, срок ее реализации продлен до 2001 г.31

Информация о работе Место жилищного права в гражданском праве и системе российского права