Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
В рамках отмеченного в научной юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно говорить о наличии в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области использования и охраны природных объектов, норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования.
Введение
3
1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране
5
2. Организация кадастрового учета особо охраняемых территорий
в России
2.1 Понятие, цели и сфера действия государственного кадастра
17
2.2. Правовое регулирование и ведение государственного
кадастрового учета
24
Заключение
36
Список литературы
39
7) обеспечение информацией
об ООПТ органов
Сфера действия государственного кадастра особо охраняемых природных территорий распространяется на всю территорию Российской Федерации и включает в себя ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Соответственно, в ведении кадастра участвуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся ООПТ соответствующего уровня, а также органы местного управления, то есть адресатами статьи 4 Закона являются именно названные субъекты права.
В рамках планирования социально-экономического
развития регионов может намечаться
деятельность, связанная в том
числе с развитием
На особенности правового
Анализ российского
- специальных норм, обязывающих государственные органы, ответственные за установление, наблюдение и сохранение ООПТ, вносить данные об их границах в государственный кадастр недвижимости;
- специальных норм, предусматривающих возможность отражения в государственном кадастре недвижимости охранных зон ООПТ или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности;
- специальных норм, обязывающих орган государственного кадастрового учета при выдаче кадастровых сведений на определенный земельный участок отражать информацию о его полном или частичном расположении в ООПТ или его охранной зоне;
- дефиниций понятий территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, что не позволяет понять, являются ли ООПТ теми зонами, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, ничего не сказано про
возможность отражения в
В настоящее время задача кадастра,
как видится, состоит не только в
достижении целей налогообложения,
но и в обеспечении органов
государственного управления информацией
о качественном состоянии земель,
границах зон с ограничениями
в использовании земельных
Чтобы понять, что же такое территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий и как эти понятия соотносятся с понятием ООПТ, обратимся к действующему российскому законодательству. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с российским законодательством. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в том числе об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий и др.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Таким образом, комплексный подход к толкованию ст. 10 Федерального закона N 221-ФЗ позволяет сделать вывод, что сведения об ООПТ должны вноситься в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 Федерального закона N 221-ФЗ сведения.
Следовательно, субъектом, обладающим
полномочиями по инициированию государственного
кадастрового учета зоны с особыми
условиями использования
Пробелом является также то, что
не определен документ, наличие которого
считалось бы достаточным для
внесения сведений о зоне с особыми
условиями использования
Все это позволяет сделать вывод о том, что, признавая ООПТ национальным достоянием, российское законодательство не обеспечивает их надлежащую правовую защиту.
Отсутствие правового
Во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления имеют возможность беспрепятственно предоставлять в границах ООПТ земельные участки заинтересованным лицам.
Во-вторых, орган государственного кадастрового учета не вправе отказать в проведении учета земельного участка, расположенного частично или полностью в границах ООПТ.
В-третьих, если ранее предоставленные
земельные участки расположены
в границах ООПТ, то исходя из документов
государственного кадастра недвижимости,
в том числе из кадастровых
выписок и кадастровых
Таким образом, с одной стороны, земли ООПТ законодательство изымает из оборота или ограничивает их оборот (ст. 27 ЗК РФ), признавая их социально значимыми для всего общества, а с другой стороны, создает для такого оборота благоприятные условия. Подобная полярность норм негативно сказывается на защите земель ООПТ.
Для того чтобы понять масштаб проблемы, обратимся к статистике на примере Ленинградской области, на территории которой в настоящее время организованы:
- государственный природный заповедник федерального значения «Нижнесвирский», государственный природный заказник федерального значения «Мшинское болото», природный парк регионального значения «Вепсский лес», 22 государственных природных заказника регионального значения, 14 памятников природы регионального значения.
Итого: 39 ООПТ регионального значения
расположены на общей площади 463
516 га (в том числе 89 568 га акватории
федерального подчинения), что составляет
5,98% территории Ленинградской области.
Кроме того, пять ООПТ Ленинградской
области на общей площади 219 000 га
объявлены водно-болотными
Уделяемое внимание международного права к защите ООПТ (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) доказывает, что создание новых и сохранение имеющихся ООПТ - важнейший путь для сохранения среды обитания человека. Умаление значения ООПТ недопустимо для правового государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2012 г. документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Однако при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о границах между категориями земель в границы населенных пунктов в рамках проводимой работы могут беспрепятственно попасть прилегающие земли иных категорий, в том числе земли ООПТ. Установить, включены ли в границы населенного пункта земли ООПТ, можно будет только при проведении землеустройства на самих ООПТ. Если учесть, что за отрезок времени между утверждением документов территориального планирования и проведением кадастровых работ в отношении ООПТ на спорном земельном участке уже могут быть правомерно возведены какие-либо объекты, любой спор относительно приведения границ ООПТ в первоначальное состояние будет бессмысленным, потому что указанная территория безвозвратно потеряет свою уникальность и экологическое предназначение.
О необходимости определения
Подобные пробелы российского законодательства предполагают осуществить должный анализ норм законов и практики их реализации на предмет соответствия принципам охраны окружающей среды в России. Однако экологическое, гражданское, административное законодательство не в полной мере использует потенциал, который может быть направлен на ее защиту. Как и прежде, остаются не до конца разработанными и утвержденными законодательно единая концепция и единый системный подход к организации и управлению ООПТ,20 данные уникальные участки природы ежедневно подвергаются опасности. Финансирование кадастровых работ на землях ООПТ не предусмотрено, соответствующие федеральные целевые программы отсутствуют.
Следует обратить внимание правотворческих и правоприменительных органов на изложенные проблемы и найти пути их оптимального решения.
Как видится, в правовой плоскости вопрос защиты ООПТ может быть решен путем дополнения положений Федерального закона N 221-ФЗ, в частности: