Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа
В рамках отмеченного в научной юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно говорить о наличии в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области использования и охраны природных объектов, норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования.
Введение
3
1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране
5
2. Организация кадастрового учета особо охраняемых территорий
в России
2.1 Понятие, цели и сфера действия государственного кадастра
17
2.2. Правовое регулирование и ведение государственного
кадастрового учета
24
Заключение
36
Список литературы
39
Содержание
Введение |
3 |
1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране |
5 |
2. Организация кадастрового учета особо охраняемых территорий в России |
|
2.1 Понятие, цели и сфера |
17 |
2.2. Правовое регулирование и кадастрового учета |
24 |
Заключение |
36 |
Список литературы |
39 |
Введение
В рамках отмеченного в научной
юридической литературе процесса экологизации
российского законодательства позволительно
говорить о наличии в федеральных
законах и иных нормативных правовых
актах в области использования
и охраны природных объектов, норм
и правил, определяющих экологически
обусловленный порядок
ООПТ наряду с иными землями, имеющими особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, выделены ЗК РФ в самостоятельную категорию земель, чем подчеркивается их особый статус.
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным
видам природных ресурсов и по
территориям. В соответствии с экологическим
законодательством ведется
Цель данной работы – рассмотреть кадастровый учет особо охраняемых территорий.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране
Природно-заповедный фонд:
1) вид фондов природных ресурсов РФ;
2) совокупность категорий особо
охраняемых природных
Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культурно-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.
В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
а) государственные природные
б) национальные парки (федерального значения);
в) природные парки (субъектов РФ);
г) государственные природные
д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);
е) лечебно-оздоровительные
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуществляются управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.2
Земли природоохранного, природно-заповедного назначения — это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения — земли курортов; земли рекреационного назначения — земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения — земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.
Государственные природные заповедники,
в том числе государственные
природные биосферные заповедники,
государственные природные
Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Тем же Законом определено, что
при размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию
и эксплуатации гидроэлектростанций
должны предусматриваться меры по сохранению
особо охраняемых природных территорий
и памятников природы. В целях
обеспечения устойчивого
Пункт 3 ст. 21 Закона об охране окружающей
среды определяет, что при установлении
нормативов качества окружающей среды
учитываются природные
Как уже было сказано, нормативные акты, регулирующие отношения в области установления и поддержания режима охраны ООПТ, должны отвечать целям сохранения территорий. Нормы подзаконных актов не должны противоречить основным требованиям по соблюдению режима ООПТ, должны быть согласованы и подчинены общим концептуальным подходам к осуществлению особой охраны территорий. Это подтверждается и судебной практикой.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается основной перечень особо охраняемых природных территорий, которые могут быть созданы в Российской Федерации. При этом п. 7 настоящей статьи определено, какие категории ООПТ могут иметь только федеральное значение (заповедники, национальные парки), а какие могут иметь или (и) региональное, или (и) местное значение.
Это означает, что для создания ООПТ необходимы конкретизация режима особой охраны территории и отнесение ее к одному из видов ООПТ, установленных настоящим Законом. Исходя из положения п. 2 статьи 2, перечень категорий ООПТ, установленных п. 1, не является закрытым, и Правительство РФ, органы государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе устанавливать иные категории территорий.
Ряд субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления реализовали данное право, приняв соответствующие нормативные правовые акты. Так, некоторыми субъектами РФ устанавливаются такие ООПТ, как природные парки, экологические полигоны и др.5
Положение п. 3 статьи корреспондирует
с нормой ст. 52 Закона об охране окружающей
среды, согласно которой в целях
обеспечения устойчивого
Условия об учете особо охраняемых территорий при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства отражены также в иных нормативных правовых актах.
Так, Градостроительным кодексом РФ установлено, что осуществление градостроительной деятельности производится с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, документы территориального планирования должны содержать схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. В рамках Федерального закона «О землеустройстве» установлено, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя в том числе природно-сельскохозяйственное районирование земель, что в целом должно включать и планирование земель в целях создания ООПТ и обеспечения их охраны.
Согласно п. 6 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» в настоящее время представляется важным соотнести положения, приведенные в этом пункте, с положениями действующего законодательства о праве собственности на конкретные природные объекты, что, собственно, следует и из положений п. 8 комментируемого Закона, поскольку указанные в данном пункте статьи ГК РФ определяют основные начала отнесения объектов правоотношений, в том числе природных, к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Так, ст. 214 ГК РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.6
Статьей 72 Конституции РФ установлено, что особо охраняемые природные территории относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «д» ч. 1). Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) содержит перечень полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. ст. 5 - 7). В соответствии с положениями ст. 5 данного Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти относятся образование ООПТ федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение государственного учета ООПТ, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости, и ряд иных полномочий. Согласно ч. 1 ст. 8 данного Закона государственное управление в области охраны окружающей среды (в том числе и в области организации и функционирования ООПТ) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 3 ноября 2004 г.), который в ст. 18 устанавливает перечень полномочий Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.7 К ним относятся: обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.