Кадастровый учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В рамках отмеченного в научной юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно говорить о наличии в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области использования и охраны природных объектов, норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования.

Содержание

Введение

3
1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

5
2. Организация кадастрового учета особо охраняемых территорий
в России

2.1 Понятие, цели и сфера действия государственного кадастра

17
2.2. Правовое регулирование и ведение государственного
кадастрового учета


24
Заключение

36
Список литературы

39

Работа содержит 1 файл

кадастровый учет.docx

— 67.16 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

3

1. Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

5

2. Организация кадастрового учета особо охраняемых территорий

    в России

 

2.1 Понятие, цели и сфера действия  государственного кадастра

17

2.2. Правовое регулирование и ведение  государственного 

       кадастрового учета

 

24

Заключение

36

Список литературы

39

   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рамках отмеченного в научной  юридической литературе процесса экологизации российского законодательства позволительно  говорить о наличии в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах в области использования  и охраны природных объектов, норм и правил, определяющих экологически обусловленный порядок природопользования. Эти федеральные законы и другие правовые акты, содержащие такие нормы, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», входят в состав законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 4 указанного Федерального закона земля, недра, растительный и животный мир, поверхностные и подземные воды, другие природные ресурсы и системы определены в качестве объектов защиты. Среди различных способов и методов охраны окружающей среды ведущим и результативным является установление Законом и обеспечение строгого исполнения требований по рациональному использованию природных ресурсов, их защита и охрана в процессе природопользования. Совокупность таких требований, норм, правил, регламентов, процедур и других установлений понимается нами как эколого-правовой режим природопользования. Разумеется, что эколого-правовой режим является элементом, составной частью более общего понятия правового режима природопользования.

ООПТ наряду с иными землями, имеющими особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, выделены ЗК РФ в самостоятельную категорию земель, чем подчеркивается их особый статус.

Государственным кадастром природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным  видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим  законодательством ведется государственный  земельный кадастр, государственный  кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный  кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо  охраняемых природных территорий, государственный  кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под  угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать  Красную книгу РФ.

Цель данной работы – рассмотреть  кадастровый учет особо охраняемых территорий.

Для достижения цели ставятся следующие  задачи:

  1. Дать понятие особо охраняемым территориям.
  2. Охарактеризовать государственный кадастр особо охраняемых территорий.
  3. Рассмотреть порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых территорий.

 

 

 

 

 

 

1. Объекты  окружающей среды, подлежащие  особой охране

 

Природно-заповедный фонд:

1) вид фондов природных ресурсов  РФ;

2) совокупность категорий особо  охраняемых природных территорий  и объектов в пределах границ  РФ, включенных или подлежащих  включению в государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий и объектов.1

Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление использования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков приро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (акваториями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культурно-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственного освоения.

В Федеральном законе РФ об особо  охраняемых природных территориях, принятом Государственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и  режиме устанавливаются следующие  категории особо охраняемых природных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

б) национальные парки (федерального значения);

в) природные парки (субъектов РФ);

г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов  РФ);

е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Государственное управление и государственный  контроль в области организации  и функционирования природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды. В отношении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуществляются управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.2

Земли природоохранного, природно-заповедного  назначения — это земли заказников, заповедников, памятников природы тдр.; земли оздоровительного назначения — земли курортов; земли рекреационного назначения — земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения; земли историко-культурного назначения — земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников. Все природные объекты, расположенные на указанных землях, могут быть отнесены к заповедным.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные  природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные  парки, ботанические сады и иные особо  охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.3

Изъятие земель природно-заповедного  фонда запрещается, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными законами.

Земли в границах территорий, на которых  расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Тем же Законом определено, что  при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций  должны предусматриваться меры по сохранению особо охраняемых природных территорий и памятников природы. В целях  обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных  ландшафтов и ООПТ от загрязнения  и другого негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Пункт 3 ст. 21 Закона об охране окружающей среды определяет, что при установлении нормативов качества окружающей среды  учитываются природные особенности  территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных  объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.4

Как уже было сказано, нормативные  акты, регулирующие отношения в области  установления и поддержания режима охраны ООПТ, должны отвечать целям  сохранения территорий. Нормы подзаконных  актов не должны противоречить основным требованиям по соблюдению режима ООПТ, должны быть согласованы и подчинены  общим концептуальным подходам к  осуществлению особой охраны территорий. Это подтверждается и судебной практикой.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается основной перечень особо охраняемых природных территорий, которые могут быть созданы в Российской Федерации. При этом п. 7 настоящей статьи определено, какие категории ООПТ могут иметь только федеральное значение (заповедники, национальные парки), а какие могут иметь или (и) региональное, или (и) местное значение.

Это означает, что для создания ООПТ необходимы конкретизация режима особой охраны территории и отнесение  ее к одному из видов ООПТ, установленных  настоящим Законом. Исходя из положения  п. 2 статьи 2, перечень категорий ООПТ, установленных п. 1, не является закрытым, и Правительство РФ, органы государственной  власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе устанавливать  иные категории территорий.

Ряд субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления реализовали  данное право, приняв соответствующие  нормативные правовые акты. Так, некоторыми субъектами РФ устанавливаются такие  ООПТ, как природные парки, экологические  полигоны и др.5

Положение п. 3 статьи корреспондирует  с нормой ст. 52 Закона об охране окружающей среды, согласно которой в целях  обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных  ландшафтов и особо охраняемых природных  территорий от загрязнения и другого  негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности устанавливаются  защитные и охранные зоны.

Условия об учете особо охраняемых территорий при разработке территориальных  комплексных схем, схем землеустройства  отражены также в иных нормативных  правовых актах.

Так, Градостроительным кодексом РФ установлено, что осуществление  градостроительной деятельности производится с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и  особо охраняемых природных территорий, документы территориального планирования должны содержать схемы развития и размещения особо охраняемых природных  территорий. В рамках Федерального закона «О землеустройстве» установлено, что планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя в том числе природно-сельскохозяйственное районирование земель, что в целом должно включать и планирование земель в целях создания ООПТ и обеспечения их охраны.

Согласно п. 6 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» в настоящее время представляется важным соотнести положения, приведенные в этом пункте, с положениями действующего законодательства о праве собственности на конкретные природные объекты, что, собственно, следует и из положений п. 8 комментируемого Закона, поскольку указанные в данном пункте статьи ГК РФ определяют основные начала отнесения объектов правоотношений, в том числе природных, к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Так, ст. 214 ГК РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.6

Статьей 72 Конституции РФ установлено, что особо охраняемые природные  территории относятся к совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов (п. «д» ч. 1). Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) содержит перечень полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. ст. 5 - 7). В соответствии с положениями ст. 5 данного Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти относятся образование ООПТ федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение государственного учета ООПТ, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости, и ряд иных полномочий. Согласно ч. 1 ст. 8 данного Закона государственное управление в области охраны окружающей среды (в том числе и в области организации и функционирования ООПТ) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 3 ноября 2004 г.), который в ст. 18 устанавливает перечень полномочий Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.7 К ним относятся: обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Информация о работе Кадастровый учет