Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:06, курсовая работа
Указанная тема исследуется с целью выявления особенностей, специфических черт такого института, как изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие изъятия (выкупа) земельного участка;
- выявить условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- определить порядок изъятия земельного участка;
- сформулировать понятие государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть отдельные проблемные вопросы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Введение
Глава I. Понятие изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Глава II. Условие и порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Раздел 1. Понятие «государственных и муниципальных нужд».
Раздел 2. Порядок и условия изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Раздел 3 . Гарантии прав собственников земельных участков.
Глава III. Проблемы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Заключение
Список литературы
Содержание.
Введение
Глава I. Понятие
изъятия земельных участков для
государственных и
Глава II. Условие
и порядок изъятия земель для
государственных и
Раздел 1. Понятие «государственных и муниципальных нужд».
Раздел 2. Порядок и условия изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Раздел 3 . Гарантии
прав собственников земельных
Глава III. Проблемы изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальность темы «Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд» обусловлена, прежде всего, несколькими факторами. Во-первых, отношения, связанные с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются сразу несколькими отраслями права – гражданским, земельным, жилищным правом.
Во-вторых, в настоящее время арбитражные суды и суды общей юрисдикции рассматривают все большее количество гражданских споров, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных и муниципальных нужд, которые касаются публичных и частных интересов.
В-третьих, большой интерес к данной теме и проблемам, связанным с ней, вызван принятием Федерального закона "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ, который установил специальные нормы для регулирования изъятия (выкупа), во многом отличающиеся от положений гражданского, земельного и жилищного законодательства.
Объектом исследования данной работы являются своеобразные общественные отношения, связанные с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Предметом исследования в данной работе выступает такой институт земельного и гражданского права, как изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Указанная
тема исследуется с целью выявления особенностей,
специфических черт такого института,
как изъятие (выкуп) земельного участка
для государственных и муниципальных
нужд. Для достижения поставленной цели
ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие изъятия (выкупа) земельного участка;
- выявить условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- определить порядок изъятия земельного участка;
- сформулировать понятие государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть отдельные
проблемные вопросы изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд.
ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ
ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Проведя анализ законодательства и правоприменительной практики можно сделать вывод, что изъятие земельного участка путем выкупа для публичных нужд представляет собой процесс, элементами (стадиями) которого являются:
• принятие решения об изъятии, его государственная регистрация;
• уведомления об изъятии;
• определение порядка выкупа и возмещения убытков;
• оплата выкупной цены и предоставление компенсаций;
• прекращение правообладателями соответствующих прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества1
Институт
принудительного прекращения
В юридической литературе существуют расхождения мнений авторов по поводу вопроса, связанного с определением правовой природы выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Например, В.А. Евсегнеев считает, что с внешней (формальной) стороны принудительный (а тем более добровольный) выкуп земли у частного собственника может и должен быть осуществлен так же, как и обычная сделка купли-продажи земли. При этом, хотя передачу частной земли в публичную собственность в порядке ее принудительного выкупа нельзя признавать сделкой, но многие общие черты позволяют считать ее квазисделкой . 2
Аналогичной точки зрения придерживается и Д.Б. Горохов, который делает вывод, о том, что отношения по поводу изъятия земельного участка формально не считаются сделками, так как здесь нет "автономии воли" в смысле ст. 2 ГК РФ, но по существу это сделки (квазисделки). Государство (в лице органов власти) при принудительном изъятии земельных участков распоряжается частными землями. В этом случае оно действует не в качестве собственника, а как публичная власть3.
С
точки зрения Н.П. Кабытова, выкуп
относится к правомерным
Исходя из положений статей 279-283 ГК РФ, статей 45, 46, 49, 55, 63 ЗК РФ, выкуп земельного участка и расположенных на нем иных недвижимых объектов для государственных или муниципальных нужд представляет собой действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его собственника для удовлетворения возникших публичных нужд, и заключение соглашения с собственником о выкупной цене в соответствие со ст. 281 ГК РФ. Следовательно, выкуп одна из форм изъятия земельного участка, которая применяется только к собственнику земельного участка и находящихся на нем иных недвижимых объектов.
Изъятие земельного участка может осуществляться и у лица, не являющегося его собственником. Статья 283 ГК РФ применительно к таким случаям не употребляет понятие "выкуп", а предусматривает прекращение прав владения и пользования на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования земельным участком, но применительно к правилам, предусмотренным для выкупа участка у собственника.5
Изъятие
земельного участка, который принадлежит
правообладателю на праве постоянного
(бессрочного) пользования, пожизненного
(наследуемого) владения или аренды –
это действия уполномоченного органа
власти, направленные на прекращение прав
на земельный участок у его землевладельца,
землепользователя, арендатора для удовлетворения
возникших публичных нужд, и возмещение
указанным лицам убытков в соответствие
со ст. 283 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ. В случае если
на земельном участке расположены иные
недвижимые объекты, принадлежащие правообладателю
на праве собственности, такие объекты
выкупаются у собственника.6
Глава II. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИЗЬЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Раздел 1. Понятие «государственных и муниципальных нужд».
Первоначальным условием выкупа земельного участка согласно статье 279 ГК РФ является наличие государственных либо муниципальных нужд. Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации для данного случая не содержит легального определения "государственных и муниципальных нужд". Земельный участок может быть изъят только для государственных и муниципальных нужд.
Вопрос об определении понятия "государственных и муниципальных нужд" и его соотношение с понятием "общественный интерес" широко обсуждается и в российской юридической литературе.
Г.Н. Андреева отмечает, что изъятие имущества, не оправдываемое существенным общественным интересом, воспринимается обществом как произвол и создает общую атмосферу вседозволенности государственных органов, даже если последние руководствуются благими намерениями.7
Н.А. Сыродоев считает, что целесообразно было бы вернуться к понятию "общественные нужды", так как понятие "государственные и муниципальные нужды" не всегда совпадают с действительными потребностями общества. Понятия "нужды" и "цели" часто употребляются в качестве синонимов, хотя это далеко не бесспорно. В ЗК РФ указываются такие цели использования земельных участков, как строительство дорог, разработка месторождений полезных ископаемых и т.д. Очень часто указанные виды деятельности осуществляются не государственными, а частными коммерческими организациями. Однако, вряд ли такие случаи правомерно подводить под государственные нужды.8
По
мнению В.А. Евсегнеева, понятие "государственные
и муниципальные нужды" может
включать не только публичные потребности,
но и частно-хозяйственные интересы указанных
органов как обычных собственников. Целью
земельной операции могут быть денежные
интересы соответствующего административно-
По
мнению Н.П. Кабытова, под государственными
и муниципальными нуждами следует
понимать потребность соответствующего
публично-правового
Под государственными, а также муниципальными нуждами Е.А. Конюх подразумевает определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями.11
О.И.
Крассов замечает, что применяемое
отечественным
Раздел 2. Порядок и условия изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен в ст. 49 и 55 ЗК РФ. Изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд возможно лишь в исключительных случаях, установленных в ст. 49 ЗК РФ: выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иные обстоятельства установленные федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В декабре 2004 г. ст. 49 ЗК РФ была дополнена перечнем объектов для размещения которых могут изыматься земельные участки для государственных или муниципальных нужд это, в частности это:
Таким образом, в соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно при соблюдении двух условий: размещении объектов, перечисленных в статье, и при отсутствии иных вариантов их размещения.
Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отсылает к иным федеральным законам и разрешает в законах субъектов федерации устанавливать основания изъятия земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципального образования.
Информация о работе Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд