Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:04, реферат
Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.
С такой системой земельных отношений входила Россия в революцию 1917 года
Глава VI. Учет земель в годы Советской власти.
В результате революции
1917 года в России произошла смена
социально-экономической
Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет “О социализации земли” 1918 года, причем им была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения “О социалистическом землеустройстве” и “О мерах перехода к социалистическому землепользованию” 1919 года закрепили две основные формы : государственную и коллективную (приложение 5).
Начиная с 1955 года был
введен государственный учет наличия
и распределения земли по угодиям
и землепользователям, а также
государственная регистрация
За годы советской
власти в нашей стране были созданы
три основные вида кадастров : сельскохозяйственных
территорий, водный и лесной. Все
основные учетные и отчетные кадастровые
документы создавались в виде
государственных актов на право
пользования землей, списков землепользователей,
земельно-кадастровых книг предприятий
и организаций и др., а также
в виде планово-картографических документов.
Все вышеперечисленные
После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.
Коллективизация единоличных
крестьянских хозяйств в отношении
земли явилась для государства
лишь сменой землепользователей: множество
мелких держателей участков заменило
меньшее число крупных
Конституция, принятая референдумом 1993 года, утвердила частную собственность на землю, уже имеется множество реальных, явных формальных и скрытых частных земельных собственников, лишь отсутствие необходимых законодательных документов сдерживает активность земельного рынка, фактически уже существующего.
С началом процесса
перестройки было принято большое
количество законодательных актов,
связанных с вопросами
Глава VII. Земельные отношения на современном этапе.
С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость разработки новых законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Так, по исторически сложившимся причинам в России достаточно хорошо развиты организационно-правовые вопросы земельного кадастра, большей степенью ориентированного на учет сельскохозяйственных земель и незастроенных территорий, в то время как организационно-правовые вопросы кадастра недвижимости городских территорий практически еще не проработаны.
Перемены в жизни
общества, вызванные перестройкой экономических
отношений, появление частной
Возвращение частной
собственности на землю и другие
объекты как основного вида собственности
требуют в первую очередь переориентирования
правовой базы всех видов кадастров.
Частная собственность создает
возможность свободной смены
владельцев, быстрому изменению стоимости
и потребует от разработчиков
кадастровых систем обеспечения
высокой оперативности и
Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты.
Земельная реформа
проводится не только на землях сельскохозяйственного
назначения, но и на землях городов
и других поселений; промышленности,
транспорта, связи, энергетики, обороны,
природоохранного, природо-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного
Земельные отношения - крупная и сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между субъектами земельного права по поводу использования земли как ограниченного природного ресурса. Они включают в себя отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Объектами земельных отношений являются земельные участки, их части, земельные доли и права на них. Субъектами земельных отношений выступают физические и юридические лица.
Принятые законы и серия подзаконных актов призваны служить как правовой базой, так и руководством для принятия решений на местах во всех регионах России.
Земельные отношения,
регулируемые Конституцией Российской
Федерации, земельным и другим законодательством,
являются составной частью общественных
отношений между органами государственной
власти, местного самоуправления, юридическими
лицами и гражданами по поводу владения,
пользования и распоряжения землей.
В процессе земельных отношений
земля рассматривается как
Главная цель земельных
преобразований в Российской Федерации
состоит в обеспечении
Участниками земельных
отношений являются граждане и юридические
лица. Правовое положение участников
земельных отношений
Использование земли
в Российской Федерации является
платным за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами
и законами субъектов Российской
Федерации. Формами платы за землю
являются земельный налог, арендная
плата, плата за временное пользование
землей, плата за приобретение земельных
участков в собственность, плата
за приобретение права аренды земельных
участков, компенсационные платежи
за потери сельскохозяйственного
Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Все земли Российской Федерации подлежат охране.
Охрана включает
систему правовых, организационных,
экономических, технологических и
других мероприятий, направленных на рациональное
использование земель, сохранение почв,
предотвращение их от деградации и
недопущение необоснованного
Приватизация земли
колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных
предприятий, которым она передана
в бессрочное (постоянное) пользование,
и земли, которая находится в
государственной или
В целях регулирования
земельных отношений и
В результате осуществления
первого этапа земельной
В настоящее время садовые и огородные участки имеются у 22 млн. семей, на площади 1,8 млн. га. В собственности 16,5 млн. семей сельских жителей, ведущих личное подсобное хозяйство, находятся более 5,7 млн. га.
Для индивидуального жилищного строительства в 1994 году выделены земельные участки 453 тыс. семей.
В ведение сельских
и поселковых администраций передано
около 30,5 млн. га земель, из них 16,2 млн.
га сельхозугодий для расширения
жилищного строительства и
Всего к началу 1995 года в собственность, владение или пользование граждан передано около 44 млн. земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Для удовлетворения потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в земельных участках, решения переселенческих задач на территории Российской Федерации образован специальный фонд земель для последующего перераспределения на площади 46,5 млн. га, из которых 13,8 млн.га, или 30%, составляют сельскохозяйственные угодья.
Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:
·разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли;
·отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т.д.), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю;
·разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др.);
·разработать механизм аренды земли;
·создать эффективный механизм залога земли;
·создать информационную
базу по земле, ядром которой должен
стать государственный
В России пока еще нет основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Отсутствует закон о рынке земли, который нельзя разрабатывать, не имея земельного кодекса. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.