Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:04, реферат
Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.
Государственным Советом 8 января 1836 г. было принято постановление “О предуготовительных мерах к специальному размежеванию земель”. Необходимо отметить, что специально созданная комиссия в 34 губерниях обнаружила 78780 общих и чересполосных владений с общей площадью б5,3 млн. га.
Для подготовки высококвалифицированных
кадров в 1779 году в Москве была основана
землемерная школа при межевой
Канцелярии, с 1819 года она становится
Константиновским землемерным училищем,
а с 1835 года - Межевым институтом,
на основе которого позднее были образованы
Московский институт геодезии, аэрофотосъемки
и картографии и Московский институт
инженеров землеустройства, преобразованные
в настоящее время в
Перевод оброка государственных крестьян с душ на земли вызвал необходимость собирать более полные данные о принадлежности, количестве, качестве и оценке земель. Поэтому в 1837 году министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключали стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определяли условный чистый доход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.
Глава IV. Земельная реформа 1861 г. (отмена крепостного права).
Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировались такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.
Проведение реформы
было вызвано многими
19 февраля 1861 года
был подписан Манифест об
Согласно “Положениям” крепостное право отменялось навсегда, а крестьянам предоставлялись права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам “усадебную оседлость” и полевой надел “для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком”. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки, и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Наделение крестьян землею и повинности определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля выкупалась или общиной, или отдельным крестьянином, в надел включались только удобные земли. Земля, отведенная общине, предоставлялась под названием “мирской земли”, с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на “мирскую землю”, из которой он вышел. Сельская община состояла из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Она могла состоять из одного селения, либо части его, либо из нескольких мелких поселений. Община возникла раньше реформы. Общинное земледелие с переделами полей было явлением повсеместным уже в первой половине XVIII века.
Участки земли, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляли личную собственность каждого и переходили по наследству.
Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа: втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.
Таким образом, в
период наиболее динамичного развития
хозяйственных отношений в
1. Юридическую - определение
и укрепление формальными
2. Сельскохозяйственную - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).
3. Финансовую - определение
доходности владений для
Земельная собственность могла быть :
- единоличной (крестьянина, помещика, учреждения);
- общей для нескольких лиц с указанием доли каждого;
- общинной;
- в виде права в чужой вещи, например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.
Землевладение в Европейской России в результате реформы к началу ХХ века сложилось следующим образом:
Виды землевладения (млн. дес.):
- частные владения 101,7;
- надельные земли 138,8;
- земли казны и пр. 154,7.
Всего 395,2.
По сословиям владельцев земли, находящиеся в личной собственности, распределялись:
Сословия землевладельцев (млн. дес.):
- дворяне 53,2;
- духовные лица 0,3;
- купцы 12,9;
- мещане 3,8;
- крестьяне 13,2;
- прочие сословия 2,2;
- иностранные подданные 0,3.
Всего в личной собственности: 85,9.
Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.
С другой стороны, порядок кредитования не налагал определенных обязательств на государство, которое считало себя вправе менять условия пользования землей, на оплату которой выдавалась ссуда, не обязывало плательщиков очередностью, существенно меняя к своей выгоде ставки оплаты процентных бумаг, выпущенных специально для обеспечения ссуд, не приводило в соответствие ставки кредитных платежей и платежей земельного заемщика. До выхода на выкуп крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде оброка или же отработки сумму, существенно превышаюшую годичный выкупной платеж, в некоторых случаях при выходе на выкуп - еще и единовременную к нему доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиком.
Глава V. Столыпинская реформа.
Реформа вошла в
историю под именем ее автора и
организатора - П.А. Столыпина, крупного
политического и
Начало реформы
относят к выходу Указа императора
Николая II - 6 ноября 1906 г. Главное содержание
реформы составило разрушение общины
и насаждение частной крестьянской
земельной собственности. Разрешением
продажи и купли наделов
Накануне реформы
формы землевладения и
Второе по размеру место - 35 %, или 139 млн. десятин занимали надельные земли крестьян и казачьих войск, находившиеся в неполной собственности общин или отдельных дворов (т.е. общинное и подворное землевладение). Первое охватывало более 80 % надельной земли. Общинные наделы не покупались, не продавались, но сдавались в аренду.
Приусадебные земли были в потомственном пользовании. Наибольшие нормы надела - 12,5 десятины - имели бывшие государственные крестьяне, наименьшие - 6,7 десятины бывшие помещичьи.
По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27 % крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14 % (около 16 млн. десятин).
Собственность юридических лиц (включая церкви, монастыри, города, посады, учреждения) составляла менее 2 %.
Частновладельческое землепользование (дворян, купцов, мещан, почетных граждан, крестьян, различных обществ и компаний) занимало около 29 %. Из них больше 1/2 принадлежало дворянскому сословию. Владения отдельных семей занимали около и более миллиона десятин (Строгановы, Шуваловы, Абалилек - Лазаревы).
Земли Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в основном, принадлежали казне и Кабинету. В Сибири крестьяне владели государственной землей на праве пользования, а фактически присваивали ее практически неограниченно.
Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.
Значительную роль
в переходе земель в собственность
крестьян играл Крестьянский банк,
основанный в 1882 году. До 1905 года кредитная
политика Крестьянского банка
Закон 1910 года еще
более жестко проводил линию на ликвидацию
общины и переход к частному крестьянскому
землевладению. Он предусматривал обязательность
перехода к личной собственности
на землю в общинах, где за предшествующие
24 года не было общих земельных переделов.
В этих общинах крестьяне
Всего с 1906 по 1915 год
2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили
о закреплении земли в
Значительная часть крестьянства сопротивлялась выходу из общины своих товарищей. Из всех подавших в 1906 - 1914 годах заявления о выделе только 27 % получили на это от общины согласие, 67 % решали вопрос через земство.
Перераспределение
земельной собственности в
Таким образом, в
России в начале ХХ века эволюция земельных
отношений проходила в