Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа
Земельное законодательство российской федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территорий субъектов Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок – важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Введение………………………………………………………………………………...2
Источники земельного права: понятие, характеристика, основные пути совершенствования земельного законодательства……………………………….3
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения…………………..10
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………………18
Задача…………………………………………………………………………………..19
Вариант
4 «П-С»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Введение
Земельное законодательство российской федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территорий субъектов Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок – важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Многие законодательные акты в различных своих частях являются источниками сразу нескольких отраслей права. Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права.
В российской системе права источниками права являются только писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. Можно сказать, что здесь господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается и Гражданским кодексом.
Исследование источников земельного права крайне важно, так как в настоящее время Россия решает задачу завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землёй, её эффективное использование и социальную справедливость при распределении земель.
Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Правовое регулирование широкого комплекса вопросов, касающихся рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, играет очень важную роль для достижения задач обеспечения продовольственной безопасности нашей страны в современных условиях экономического кризиса и мирового продовольственного кризиса.
Таким образом, целью данной работы является изучение основных источников земельного права и основных путей совершенствования земельного законодательства, а также особенностей правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Данная тема разрабатывалась Чубуковым Г.В., Богомоловым С.А., Ерофеевым Б.В., Павловским И.А., Галиновской Е.А., Серых Е.В и др.
Под источником российского права принято понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются и формулируются правила поведения, обязательные для исполнения1. Законодательные и иные веления государства обобщенно называются нормативными правовыми актами. Они могут иметь различное наименование. Например, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные opганы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты2. Высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти издают законы и подзаконные правовые акты, предписанные Конституцией РФ.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Она осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Изложенная
классификация нормативных
Б.В. Ерофеев определяет источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства4.
Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.
Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями5.
Значение Конституции РФ как источника земельного права состоит в том, что она закрепляет:
− общие принципы и формы правовых актов, регулирующих земельные отношения в общей системе российского законодательства, а также компетенцию некоторых органов государственной власти в этой сфере;
− особенности правового регулирования отношений по поводу земли как природного ресурса;
− принципы и характер регулирования отношений собственности на землю;
− основы обеспечения охраны и рационального использования земель.
Ст. 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на федеральные акты Российской Федерации, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, а по горизонтали – на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).
По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяют на:
1) общие источники, например, Конституция РФ, Федеральный закон (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и некоторые другие. Данные законы определяют основы управления, охраны и рационального использования земель и организацию управления земельными ресурсами;
2)
специальные источники
Особое место среди источников земельного права занимают договоры. Прежде всего, это Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Также следует уделить внимание межотраслевым источникам земельного права: Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ), Водный кодекс РФ (от 3.06.2006 г. № 74-ФЗ), Лесной кодекс РФ (от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ), Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) и др.
Необходимо,
однако, учитывать, что при регулировании
земельных отношений
Особое место в регулировании отношений по эксплуатации и охране земель отводится международным договорам и соглашениям. Ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (см. также ст. 4 ЗК РФ)6.
Развитие системы законодательства – обязательное требование нормального функционирования правовой системы, поскольку:
а) условия существования общества непрерывно изменяются, вызывая изменения в системе общественных отношений;
б) развитие общества порождает неизвестные доселе отношения, создавая пробелы в системе правового регулирования7.
В качестве одной из отличительных черт земельного законодательства Галиновская Е.А.8 называет отсутствие единого подхода в регулировании оборота земель, находящихся в публичной или частной собственности. С точки зрения механизмов государственного регулирования отношений оборота земель в них можно усмотреть стремление власти разграничить способы и средства воздействия на оборот земельных участков, находящихся в публичной и частной собственности. Эта особенность проявилась практически с самых первых мероприятий земельной реформы. Для земель, находящихся в государственной собственности, как было сказано, такой процедурой является разграничение государственной собственности на землю. Однако если основания и общие процедуры разграничения земель, хотя и с известными трудностями, действуют, то в регулировании перехода права собственности от одного публичного образования к другому есть пробелы.
В целях ликвидации этого пробела, по нашему мнению, было бы целесообразно внести ряд дополнений в ЗК РФ, предусматривающих, например, передачу земельного участка иному публичному образованию по основаниям, предусмотренным ЗК РФ.
Также Галиновская Е.А. отмечает, что основная задача земельного законодательства в российской правовой системе заключается в правовом обеспечении баланса частных и публичных интересов в использовании земли, который достигается закреплением совокупности взаимосвязанных правовых механизмов воздействия на различные виды общественных земельных отношений. Данной задаче отвечает сформированная в настоящее время система земельного законодательства, состоящая из федеральных законов, законов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Во главе этой системы находится ЗК РФ, который, с одной стороны, закрепляет наиболее существенные правовые механизмы воздействия на возникновение и прекращение прав на землю, использование земли и управление правовыми ресурсами. С другой стороны, ЗК РФ выполняет роль связующего звена во взаимодействии различных правовых институтов и норм иных отраслей законодательства при регулировании земельных отношений. Основания к изменению устоявшегося подхода к систематизации земельного законодательства для обеспечения стабильного земельного правопорядка в стране не видятся.