Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ современной государственной земельной политики в РФ,
Оъект исследования – земельные ресурсы РФ.
Предмет исследования – изучение и анализ земельной политики государства в РФ.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
раскрыть задачи и функции государственного управления землепользованием
рассмотреть правовые основы землепользования
провести анализ государственной земельной политики в 2000- 2010 годах
дать рекомендации посовершенствованию государственной земельной политики
Рынок земли в России формируется главным образом вокруг крупных городов, и самые высокие цены на землю складываются в областных центрах и прилегающих к ним районах. Цены на незастроенные земельные участки значительно варьируют в зависимости от спроса и предложения, местоположения, целевого использования и других показателей. Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены. Например, в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга средние зарегистрированные цены за земельные участки составляют 20-50 руб./м2 при фактическом среднем уровне спроса и предложения 500800 руб./м2 без учета цен, сложившихся в элитарных поселках, где цены выше в сотни раз. В пригородах областных центров Сибири уровень цен на земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства находится в пределах 150-400 руб./м2, а в элитных дачных поселениях достигает 2500-4000 руб./м2. Стоимость сельскохозяйственных земель, проданных государством, в среднем составляет 3,58 руб./м2 (около 1000 евро за гектар), земель для индивидуального жилищного строительства — 110,54 руб./м2 (более 29 000 евро за гектар).[15]
На
начало нового века в России сложилось
общее понимание механизма
В современном обществе под термином «земельная политика», очевидно, должна пониматься деятельность администрации по распоряжению и управлению землей для оптимизации ее использования в соответствии с различной экономической, градостроительной, сельскохозяйственной ценностью для достижения условий комфортного проживания, производственной деятельности и социокультурного развития в целях большего удовлетворения потребностей общества.
Целью
земельной политики является повышение
эффективности использования
Проводимая
сегодня в западных странах земельная
политика основана на смешанном административно-
• рыночную куплю-продажу земельных участков, выкуп и приватизацию;
• экономическую оценку земли и составление ценовых карт территорий;
• налогообложение земли на основе ее стоимости;
• планирование и организацию пространства;
• функциональное зонирование территорий;
• правила землепользования и застройки, вырабатываемые на уровне муниципалитетов;
• разработку и использование генеральных планов развития;
• порядок проведения санации земельных территорий и др.
В
современной России управление земельными
ресурсами больше развито с точки
зрения государственного контроля.
К примеру, в 1998 г. Градостроительный
кодекс закрепил принцип юридически
обязательного зонирования
В 2010 году не нашли своего разрешения ряд проблем, возникших на начальном этапе земельной реформы в условиях массовой приватизации земель, отсутствии подготовленных кадров в органах власти всех уровней и неподготовленности самих граждан. К одному из проблемных вопросов можно отнести осуществление регистрации организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта по отношению участников к имуществу, исключая землю. И в настоящее время часто процесс ликвидации, реорганизации организаций не завершается принятием решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта на землю и оформлением в установленном порядке соответствующих документов, подтверждающих вновь возникшие права на землю. Дальнейшая судьба земельного участка (или земель) часто не определена, в том числе путем принятия соответствующего государственного акта о переводе его в установленном порядке в другую категорию земель или о зачислении земельного участка (или земель) в фонд перераспределения земель.
Сложившаяся практика привела к тому, что на 1 января 2010 года 16,4 млн. га земель учтены в кадастровых документах как земли, используемые производителями товарной сельскохозяйственной продукции, в то время как обладатели прав на эти земли из соответствующих реестров юридических и физических лиц исключены. В сравнении с предшествующим годом площадь указанных земель возросла на 0,8 млн. га. В состав указанной группы земель вошли 6,2 млн. га, находящихся в общей (долевой или совместной) собственности граждан, а также 9,9 млн. га государственной и муниципальной собственности. [22]
По данным федерального статистического наблюдения, доля приватизированных земель выше в южных и юго-западных районах страны и убывает по направлению на северо-восток . Более 60% земель субъекта Российской Федерации передано в собственность гражданам и юридическим лицам в Ставропольском крае, Ростовской, Липецкой, Курской, Саратовской, Оренбургской, Тамбовской и Орловской областях, более 50% – в Волгоградской, Воронежской, Тульской и Самарской областях, более 40% – в Краснодарском крае, Белгородской, Пензенской, Курганской, Рязанской, Ульяновской и Брянской областях, республиках Татарстан и Мордовия.
В 17 субъектах Российской Федерации доля приватизированных земель составляет менее 0,5%.[23]
Можно сделать вывод, что в России отсутствует внятная земельная политика, реальное градостроительство недостаточно тесно связано с планами землепользования, нет четкого распределения функций между различными уровнями власти и ведомственной политикой разных министерств. Имеет место плохая координация и отсутствие общего руководства, которое учитывало бы деятельность всех организаций, так или иначе связанных в своей деятельности с землей.
Бессистемные,
частные и локальные земельно-
Сегодня
решение возникших земельных
проблем в России лежит прежде
всего в плоскости
Кроме того, обоснованный, подкрепленный продуманными мероприятиями в области земельного менеджмента рост стоимости земли способен привлечь дополнительные финансовые вложения и повысить инвестиционную привлекательность региона. Опыт все той же Европы свидетельствует о том, что при решении земельных проблем необходимо привлекать экспертов-оценщиков, риэлтеров, способных определить наименее затратные для бюджета способы их решения, приводящие к оптимизации землепользования и, соответственно, к росту стоимости земли.
Государство
во всем мире является основным потребителем
услуг по оценке земли. И конечно
же в первую очередь оценка необходима
здесь для решения задач
По опыту западных стран в последние годы в России создаются ценовые карты городов, решающие задачи комплексной оценки и зонирования земель, а также определения инвестиционного, градостроительного потенциала как отдельных городских территорий, так и города в целом. Однако решение проблем эффективного и справедливого налогообложения земли не является единственной задачей оценки. Зачастую администрации городов сталкиваются с проблемой снижения престижности какого-либо из городских районов, резким изменением стоимости земли или инвестиционной привлекательности района. Причины могут быть самые разные – возросшая транспортная загрузка, рост загазованности, плотность строительства, благоустройство и озеленение территории и т. п. В подобных случаях муниципалитетами, как правило, должны проводиться мероприятия по санации района, включающие в себя анализ наиболее эффективного использования территории района, градостроительные предложения, оценку стоимости земли до проведения санации и после. После проведения санации района стоимость земли в нем и ближайшем окружении довольно резко возрастает и, как следствие, увеличиваются инвестиционные потоки в городское хозяйство и бюджетные налоговые поступления. Собственно же санационные работы могут финансироваться без привлечения средств бюджета за счет взносов собственников земли в размере повышения рыночной стоимости каждого земельного участка вследствие проведения санации. В данном случае необходимо довольно точно и доказательно провести оценку земли с учетом выполнения предлагаемых мероприятий до их фактического проведения, так как именно разница в стоимости земли важна как городской экономике, так и частным собственникам участков. Эта задача оценки земли является одной из наиболее сложных, однако и наиболее эффективных с точки зрения повышения инвестиционного, градостроительного потенциала территории и увеличения доходов собственников земли и регионального бюджета.
Оценка
земли при определении
Вследствие
развития земельного рынка и появления
все большего числа частных земельных
собственников Россия нуждается в реформировании
системы управления земельными отношениями.
Инструменты земельной политики, которыми
до сих пор обходилось правительство,
были основаны на административных механизмах
и не учитывают текущих рыночных преобразований.
Территориальный рост городов, расширение
рыночного земельного оборота требуют
активного развития системы земельного
менеджмента, которая включала бы в себя
функции стоимостного мониторинга рынка,
анализа эффективности использования
земли и комплекс мер по санации существующих
территорий. Кроме совершенствования
существующих административных инструментов
земельной политики, таких как земельное
законодательство, градостроительное
планирование, необходимо развивать новые
инструменты земельного менеджмента.
К новым, ранее неиспользуемым в России
методам и инструментам, можно отнести:
- оптимизацию размеров и форм земельных
участков,
- запреты и предложения по использованию,
- софинансирование вложений на инженерную
и социальную инфраструктуру,
- обмен земельными участками между государством
и частными собственниками,
- покупку земли муниципальными властями
на рынке с целью ее дальнейшей перепродажи,
- санацию и градостроительные мероприятия
по развитию территории.
Практика
европейских стран
Перед Россией на современном этапе стоит непростая задача завершения реформирования земельных отношений и создания своей национальной системы землепользования.
Информация о работе Анализ современной государственной земельной политики в РФ