Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ современной государственной земельной политики в РФ,
Оъект исследования – земельные ресурсы РФ.
Предмет исследования – изучение и анализ земельной политики государства в РФ.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
раскрыть задачи и функции государственного управления землепользованием
рассмотреть правовые основы землепользования
провести анализ государственной земельной политики в 2000- 2010 годах
дать рекомендации посовершенствованию государственной земельной политики
Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:[10,c.102]
ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности" (в ред. от от 18.07.2009 N 181-ФЗ) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Для целей ФЗ "Об оценочной деятельности" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется ФЗ "Об оценочной деятельности" (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).[19]
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных ФЗ "Об оценочной деятельности".
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.[12,c.93]
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "Об оценочной деятельности", признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Кадастровая стоимость земли определяется с учетом ее рыночной стоимости.
В
свою очередь, объем дохода государства
зависит от кадастровой стоимости
земельного участка, так как именно
эта стоимость используется для
расчета налоговой ставки по земельному
налогу. Земельный налог является
местным, собирается в бюджете муниципальных
образований. Предположим, что рост цен
на земельные участки, пригодные для экономического
использования, достиг критической отметки.
В подобной ситуации становится затруднительным
развитие таких отраслей как строительство,
промышленность, сельское хозяйство, связь,
так как участки концентрируются в собственности
крупных экономических субъектов, что
снижает конкуренцию на рынке, соответственно
и динамику роста и развития определенных
отраслей.
В
большинстве развивающихся
Проведение земельной реформы в России непосредственно связано с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования на земле, что отразилось и на структуре земельного фонда.
Произошедшие крупные аграрные изменения в конце XX в. вызвали необходимость значительного преобразования экономико-правового статуса земель. Все эти преобразования затронули систему землепользования России.[18,c,18-21]
Однако данные изменения носили скорее социально-политический, а не экономический характер: пропаганда неолиберальных подходов, приватизации земли привела к осознанию гражданами страны возможности возникновения и развития частной собственности на землю. В реальности же около 90 % земель по-прежнему находится в государственной и муниципальной собственности (таблица 2.1) [14].
По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2010 года, в собственности граждан и юридических лиц находилось 133,5 млн. га, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 123,2 млн. га, или 7,2%, в собственности юридических лиц находилось 10,3 млн. га, или 0,6% земельного фонда России.
Площадь
земель, находящихся в государственной
и муниципальной собственности,
Распределение земель по формам собственности на 01.01.2010 г
Категория земель | Млн. га | % |
Россия в целом | 1709,8 | 100 |
Земли
в государственной и |
1576,3 | 92,2 |
Земли в собственности юридических лиц | 10,3 | 0,6 |
Земли в собственности частных лиц | 123,2 | 7,2 |
В
структуре собственности на землю
в Российской Федерации за 2009
год произошли следующие
В течение года наблюдалась смена собственника доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу юридического лица или государства, которая стала возможной после вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В целом по России более 520 тыс. га земель общей долевой собственности, приобретенных юридическими лицами у граждан, зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. По данным официальной статистической отчетности только за 2009 год юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 100 тыс. га. Около 328,3 тыс. га земель общей долевой собственности приобретено субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, большая часть из которых принадлежит Белгородской области.
По состоянию на 1 января 2010 года увеличение площади земель, находящихся в собственности граждан, отмечалось на территории Республики Калмыкия. В Республике Калмыкия продолжены работы по наделению граждан земельными долями. В течение отчетного года 164,0 тыс. га земель государственной и муниципальной собственности было передано в общую долевую собственность гражданам.
В 28 субъектах Российской Федерации имело место увеличение земель частной собственности, связанное с приобретением земель государственной и муниципальной собственности физическими лицами и переоформлением ими права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки.
В начале реформирования земельной политики в России было затронуто не более 10 % территории сельскохозяйственных угодий, что существенно не изменило ситуации в землепользовании. Главное внимание уделялось развитию индивидуальных форм землепользования: крестьянских хозяйств, приусадебного, садово-огородного хозяйства. Наиболее активное реформирование началось с 1992 г., когда была проведена приватизация и перераспределение около 60– 80 % сельскохозяйственных угодий, которое сопровождалось массовым созданием землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств. К началу 1994 г. завершилось крупномасштабное перераспределение сельскохозяйственных угодий между основными собственниками (владельцами) земли.[15]
По состоянию на 1 января 2010 г. в России было приватизировано 133,5 млн. га земель, что составляет 7,8% земель РФ в целом [6]. Большая часть земель приобретена гражданами в результате реформирования аграрных предприятий и перераспределения сельскохозяйственных угодий членам колхозов, совхозов и др. Однако довольно внушительная часть земель приватизирована и в населенных пунктах. В целом в собственности граждан и юридических лиц в городах и поселках находится уже более 12 % приватизированных земель РФ.
Наряду
с положительными эффектами развития
многообразия форм собственности на
землю выявились и некоторые
опасные для народного
В 2010 году в субъектах Российской Федерации оставались актуальными задачи по перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме этого, уточнялся правовой статус и принадлежность земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения наблюдались на землях, переданных в самом начале земельной реформы предприятиям в коллективную (совместную или долевую) собственность, так как однозначно право собственности на земельную долю определяется только после регистрации этого права в соответствии с установленным законодательством порядком.
В течение одиннадцати лет в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения выделено (сформировано земельных участков) и зарегистрировано в частной, государственной или муниципальной собственности 11,1 млн. га земель (таблица 2.1).[6]
№
п/п |
Наименование | 1998 | 2010 | 1998 к 2010
+/- |
1 | Земли реорганизованных
сельскохозяйственных
предприятий, переданные гражданам с правом собственности на земельную долю: – общая площадь земельных долей (млн. га) – количество граждан – собственников земельных долей (млн.) |
115,4 11,8 |
104,3 9,8 |
-11,1 -2,0 |
2 | Из них земельные
участки общей долевой – общая площадь (млн. га) – количество (млн.) |
- - |
19,1 0,4 |
- - |
Информация о работе Анализ современной государственной земельной политики в РФ