Анализ современной государственной земельной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ современной государственной земельной политики в РФ,
Оъект исследования – земельные ресурсы РФ.
Предмет исследования – изучение и анализ земельной политики государства в РФ.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
раскрыть задачи и функции государственного управления землепользованием
рассмотреть правовые основы землепользования
провести анализ государственной земельной политики в 2000- 2010 годах
дать рекомендации посовершенствованию государственной земельной политики

Работа содержит 1 файл

Земельная политика.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с правами указанные субъекты несут обязанности:[10,c.102]

  • эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
  • осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;
  • своевременно вносить плату за землю;
  • не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
  • своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;
  • вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

     ФЗ  от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности" (в ред. от от 18.07.2009 N 181-ФЗ) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

     Для целей ФЗ "Об оценочной деятельности" под рыночной стоимостью объекта  оценки понимается наиболее вероятная  цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке  в условиях конкуренции, когда стороны  сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

     Субъектами  оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические  лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется ФЗ "Об оценочной деятельности" (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).[19]

     Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации  или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных ФЗ "Об оценочной деятельности".

     Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит  от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.[12,c.93]

     Результаты  проведения оценки объекта оценки могут  быть обжалованы заинтересованными  лицами в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

     Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

     Итоговая  величина рыночной или иной стоимости  объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "Об оценочной деятельности", признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

     В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

     Кадастровая стоимость земли определяется с  учетом ее рыночной стоимости.

     В свою очередь, объем дохода государства  зависит от кадастровой стоимости  земельного участка, так как именно эта стоимость используется для  расчета налоговой ставки по земельному налогу. Земельный налог является местным, собирается в бюджете муниципальных образований. Предположим, что рост цен на земельные участки, пригодные для экономического использования, достиг критической отметки. В подобной ситуации становится затруднительным развитие таких отраслей как строительство, промышленность, сельское хозяйство, связь, так как участки концентрируются в собственности крупных экономических субъектов, что снижает конкуренцию на рынке, соответственно и динамику роста и развития определенных отраслей. 
 
 
 
 
 
 

2. Современная государственная земельная политика  в России

2.1 Анализ земельной  политики России  в 2000-2010 годах

     В большинстве развивающихся стран,  а также в странах с переходной экономикой органы государственной  власти сталкиваются с рядом проблем,  связанных с землей и отрицательно влияющих на устойчивое развитие экономики. Часто отсутствует внятная земельная политика,  градостроительство недостаточно тесно связано с планами землепользования,  нет четкого распределения функций между различными уровнями власти и ведомственной политикой разных министерств. Кроме того, зачастую слаб организационный и профессиональный    потенциал для управления земельными ресурсами,  ощущается нехватка финансовых ресурсов. 

     Проведение  земельной реформы в России непосредственно  связано с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования на земле, что отразилось и на структуре земельного фонда.

     Произошедшие  крупные аграрные изменения в  конце XX в. вызвали необходимость  значительного преобразования экономико-правового статуса земель. Все эти преобразования затронули систему землепользования России.[18,c,18-21]

     Однако  данные изменения носили скорее социально-политический, а не экономический характер:  пропаганда неолиберальных подходов,  приватизации земли привела к осознанию гражданами страны возможности возникновения и развития частной собственности на землю.  В реальности же около 90 %  земель по-прежнему находится в государственной и муниципальной собственности (таблица 2.1) [14].

        По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2010 года, в собственности граждан и юридических лиц находилось 133,5  млн.  га,  что составило 7,8%  земельного фонда страны.  Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений,  составила 123,2  млн.  га,  или 7,2%,  в собственности юридических лиц находилось 10,3  млн.  га,  или 0,6%  земельного фонда России. 

     Площадь земель,  находящихся в государственной  и муниципальной собственности,  составила 1576,3  млн.  га,  или 92,2%  от площади земельного фонда страны .Земельные доли граждан  (включая право в общей совместной собственности)  в земельном фонде страны составили 6,1% (104,3 млн. га), или 78,1% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране.  [6]                                                                                       

                                                                                                  Таблица 2.1

     Распределение земель по формам собственности на 01.01.2010 г

Категория земель Млн. га %
Россия  в целом 1709,8 100
Земли в государственной и муниципальной  собственности 1576,3 92,2
Земли в собственности юридических  лиц 10,3 0,6
Земли в собственности частных лиц 123,2 7,2

     В структуре собственности на землю  в Российской Федерации за 2009  год произошли следующие изменения:  наблюдалось сокращение площади  земель, находившихся в собственности  граждан,  а также государственной  и муниципальной собственности, и увеличение собственности юридических лиц (на 1,6 млн. га). Изменения в значительной степени касались общей (долевой или совместной) собственности граждан на землю. 

     В течение года наблюдалась смена  собственника доли в праве общей  собственности на земельные участки  из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу юридического лица или государства, которая стала возможной после вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В целом по России более 520 тыс. га земель общей долевой собственности,  приобретенных юридическими лицами у граждан,  зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.  По данным официальной статистической отчетности только за 2009  год юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью 100  тыс.  га.  Около 328,3  тыс.  га земель общей долевой собственности приобретено субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями,  большая часть из которых принадлежит Белгородской области. 

     По  состоянию на 1  января 2010  года увеличение площади земель,  находящихся  в собственности граждан,  отмечалось на территории Республики Калмыкия. В Республике Калмыкия продолжены работы по наделению граждан земельными долями.  В течение отчетного года 164,0  тыс.  га земель государственной и муниципальной собственности было передано в общую долевую собственность гражданам.

     В 28  субъектах Российской Федерации имело место увеличение земель частной собственности,  связанное с приобретением земель государственной и муниципальной собственности физическими лицами и переоформлением ими права пожизненного наследуемого владения и постоянного  (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки. 

     В начале реформирования земельной политики в России было затронуто не более 10 %  территории сельскохозяйственных угодий, что существенно не изменило ситуации в землепользовании.  Главное внимание уделялось развитию индивидуальных форм землепользования:  крестьянских хозяйств,  приусадебного,  садово-огородного хозяйства.  Наиболее активное реформирование началось с 1992 г., когда была проведена приватизация и перераспределение около 60– 80 % сельскохозяйственных угодий, которое сопровождалось массовым созданием землепользований крестьянских  (фермерских)  хозяйств.  К началу 1994  г.  завершилось крупномасштабное перераспределение сельскохозяйственных угодий между основными собственниками (владельцами) земли.[15] 

     По  состоянию на 1  января 2010  г.  в России было приватизировано 133,5 млн. га земель, что составляет 7,8% земель РФ в целом [6].  Большая часть земель приобретена гражданами в результате реформирования аграрных предприятий и перераспределения сельскохозяйственных угодий   членам колхозов, совхозов и др. Однако довольно внушительная часть земель приватизирована и в населенных пунктах. В целом в собственности граждан и юридических лиц в городах и поселках  находится уже более 12 % приватизированных земель РФ.

     Наряду  с положительными эффектами развития многообразия форм собственности на землю выявились и некоторые  опасные для народного хозяйства  тенденции.  В большинстве регионов России отмечается снижение удельного  веса сельскохозяйственных угодий в общей площади земель сельскохозяйственного назначения. С начала 2000-х гг. практически повсеместно распространилась тенденция к переводу гражданами  выделенных земельных долей    сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.  За 6 лет, с 2004  по 2010  г., процедуре перевода подверглось более полумиллиона гектаров земель. Одной из причин перевода является высокая потребность,  спрос,  а соответственно,  и стоимость земель под дачную,  коттеджную жилую застройку.  Цена сотки бывших сельскохозяйственных угодий в Подмосковье может достигать нескольких миллионов рублей. 

     В 2010 году в субъектах Российской Федерации  оставались актуальными задачи по перерегистрации  крестьянских  (фермерских)  хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.  Кроме этого,  уточнялся правовой статус и принадлежность земель,  формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения наблюдались на землях,  переданных в самом начале земельной реформы предприятиям в коллективную  (совместную или долевую)  собственность,  так как однозначно право собственности на земельную долю определяется только после регистрации этого права в соответствии с установленным законодательством порядком.

     В течение одиннадцати лет в  счет земельной доли из земель сельскохозяйственного  назначения выделено  (сформировано земельных участков)  и зарегистрировано в частной,  государственной или муниципальной собственности 11,1 млн. га земель (таблица 2.1).[6]

п/п

Наименование 1998 2010 1998 к 2010

+/-

1 Земли реорганизованных  сельскохозяйственных

предприятий, переданные гражданам с правом собственности  на земельную долю:

– общая  площадь земельных долей (млн. га)

– количество граждан – собственников

земельных долей (млн.)

 
 
115,4

11,8

 
 
104,3

9,8

 
 
-11,1

-2,0

2 Из них земельные  участки общей долевой собственности, сформированные и зарегистрированные после вступления в силу Федерального Закона от 24.07.2007 № 101-ФЗ:

   – общая площадь (млн. га)

 –  количество (млн.)

 
 
 
-

-

 
 
 
19,1

0,4

 
 
 
-

-

Информация о работе Анализ современной государственной земельной политики в РФ