Акцизы и НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской

Содержание

Введение________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в
РФ____________________4

1. История возникновения и развития НДС в мире и в России ______________4
2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов бюджетов разных уровней_______________________________________________________________10
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в
РФ___10
2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ, регионального и муниципального бюджетов (на примере республиканского бюджета РК и бюджета "МО г. Печоры")18
2.3 Пути совершенствования формирования бюджетов с использованием НДС 21
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы _____________________________________23
Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26
Приложение №3_________________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

одержание.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

 

2.2.Анализ влияния НДС  на формирование доходов федерального  бюджета РФ, регионального и муниципального  бюджетов (на примере республиканского  бюджета РК и бюджета "МО  г. Печоры")

 

 В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" заложена централизованная  финансово-бюджетная система с  исполнением Российской

 Федерацией распределительных  функций. Основные изменения в  бюджетном и налоговом законодательстве, учтенные при формировании проекта  федерального бюджета на 2002 год,  направлены, прежде всего, на увеличение  доходной базы федерального бюджета  и сокращение доходов бюджетов  субъектов Российской

 Федерации и местных  бюджетов.

 

 Анализируя данные  о поступлении НДС в федеральный  бюджет за последние пять лет  (1998 - 2002), можно заметить, что его  размер в доходах бюджета значительно  возрос. Это в принципе является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики РФ НДС остается более предпочтительным, на мой взгляд, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в- третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

 

 Несмотря на огромное  фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее  влияние на экономику. Через  механизм обложения НДС и, в  частности, через систему построения  ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически  увеличивает цену товара на  сумму налога. Безусловно, открытым  остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так  как увеличение цены способствует  развитию инфляционных процессов.  С другой стороны НДС не  сильно препятствует развитию  производства, поскольку действительным  его плательщиком становится  не производитель, а потребитель.  С психологической точки зрения  этот налог, в отличие от  подоходного, в меньшей степени  влияет на стимулы к труду,  затрагивая расходы населения,  а не доходы. Таким образом,  конечный потребитель, уплачивая  цену за товар, не замечает  ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов  подоходного налога более ощутим.

 

 Посредством применения  льгот на отдельные виды продукции  или конкретные операции, а также  льгот, предоставляемых тем или  иным плательщикам, государство  имеет возможность стимулировать  развитие и осуществлять поддержку  социально значимых видов деятельности

(образование, здравоохранение,  наука, культура и др.), стимулирование  экспорта отечественных товаров  за границу. Наконец, посредством  многократного обложения НДС  всех стадий производства продукции,  работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка,  а государство получает возможность  осуществлять более полный контроль  и оперативное управление финансово-хозяйственной  деятельностью субъектов. Располагая  полной и точной информацией,  получаемой из бухгалтерской  отчетности, государственные финансовые  и налоговые органы могут осуществлять  более точное планирование доходов  бюджета.

 

 Укрепление централизованной  финансово-бюджетной системы Российской

 Федерации обеспечивается  и за счет установления профицитности  федерального бюджета в 2002 г.  При этом в 2002 году фиксируется  превышение доходов над расходами  (профицит) федерального бюджета  в размере 126,5 млрд. рублей или  1,19% ВВП. Доля федерального бюджета  в ВВП по доходам и расходам  растет более быстрыми темпами  по сравнению с долей консолидированного  бюджета Российской Федерации:  по доходам – 16,8% и 18,8% по  сравнению с

30,1% и 29,9% и по расходам  – 15,5% и 17,6% по сравнению с  27,8% и 28,7%

(2001 г и 2002 г. соответственно, в % к ВВП).

 

 На этом основании,  а также в связи с прогнозируемым  уменьшением налоговых доходов  бюджетов субъектов Российской  Федерации и, соответственно, снижением  их расходных возможностей предполагается  передать значительную часть  расходных полномочий на финансирование  из федерального бюджета.

 

 Проанализировав данные  за последние 5 лет по Российской  Федерации легко заметить, как  возросла наполняемость консолидированного  бюджета с момента принятия 2 части  Налогового кодекса – почти  на 10%, что в масштабах страны  является огромной суммой. Данный  приток средств, по моему мнению, явился основным фактором ведущим  к профицитности бюджета (см. Приложение 1-

5).

 

 К сожалению, у консолидированного  бюджета есть и недостатки. Самый  существенный, на мой взгляд, это  100% изъятие НДС из бюджетов  субъектов и образований РФ, весьма  сильно ударившее по казне  городов. (см. Приложение 6-

15).

 

 В отличие от Российской  Федерации основными бюджетоформирующими  налогами для РК является налог  на прибыль (см. Приложение 6-11), а  для МО

 «г.Печора» - подоходный  налог (см. Приложение 12-15). Тем не  менее, НДС, до принятия налогового  кодекса, играл весьма весомую  роль в бюджетах города и  республики (см. Приложение 6-8,12-14).

 

 С потерей НДС, бюджеты  потеряли серьезный источник  дохода, который они были вынуждены  компенсировать повышением «Прочих  налогов, пошлин и сборов»

(условная графа налогов  в моих таблицах – все прочие, не перечисленные налоги). Также  НДС был частично скомпенсирован  хорошей собираемостью других  налогов: подоходного, на прибыль.

 

 Из нижеприведенных  данных по г. Печоре видно,  что до принятия радикальных  изменений в Законе о федеральном  бюджете, НДС был, хотя и  не самым крупным (в отличие  от федерального бюджета), но достаточно  весомым бюджетоформирующим налогом.  После принятия изменений 100% НДС  пошло в федеральный бюджет, что  весьма отрицательно сказалось  на доходной части бюджета  МО «город Печора и подчиненные  ему территории».

 

[pic]

 

 Как можно заметить  доходная часть сократилась больше  чем на

30 000 000 руб. Это повлекло  за собой сокращение многих  социально- экономических программ, например:

- полное реставрирование  дорог города;

- прокладка нового трех-полосного  шоссе между частями;

- прошла в начале года  задержка по пенсиям и зарплатам  бюджетникам (сейчас преимущественно  задержек нет)

- снижена выдача различных  субсидий;

- задержаны кредиторские  выплаты из бюджета по долгам  энергетикам (впервые начались  отключения Мишаягского телецентра).

-и т.п.

 

2.3 Перспективы совершенствования  НДС

 

 Необходимо отменить 10-процентную  ставку налога (за первое полугодие,  по данным Министерства по  налогам и сборам, по данной  льготной ставке облагалось около  10% налогооблагаемой базы) с одновременным  принятием мер в области социальной  защиты населения.

 

 Следует существенно  сократить количество освобождений  от уплаты налога при реализации  на территории Российской Федерации,  перечисленных в настоящее время  в статье 149 НК. При этом следует:

 

- исключить или перенести  в другие статьи НК освобождения  от уплаты налога, возникающие  вследствие отсутствия объекта  налогообложения;

 

- существенно сократить  количество основания для освобождения  от уплаты налога, сохранив лишь  такие операции, как: финансовые  и страховые услуги (банковские  операции, страхование и перестрахование,  финансовые услуги и т.д.); общественные  и квази-общественные блага

 

(здравоохранение, образование,  телекоммуникации и связь, общественный  транспорт); услуги в области культуры  и искусства; лотереи и тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа  земельных участков, зданий, сдача  в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих  организаций и благотворительная  деятельность;

 

- сохранить в статье 149 освобождения, обусловленные положениями  действующего законодательства  либо особенностями хозяйственной  деятельности.

 

 Также необходимо внести  изменения в статью 150 НК, регламентирующую  предоставление освобождений от  уплаты НДС при ввозе товаров  на территорию

 Российской Федерации.  При этом изменения должны  быть направлены как на приведение  положений ст. 150 в соответствие  с положениями ст. 149, а также  на соблюдение международных  договоренностей и иных особенностей  хозяйственной деятельности, установленных  действующим законодательством.

 

 Как показывают расчеты  Министерства по налогам и  сборам (см. таблицу), в случае отмены  льгот и введения единой ставки  НДС прежний уровень поступлений  по НДС может быть достигнут  при снижении ставки вплоть  до 16%.

 Таблица 1.

|Ставка НДС |20% + |20% |18% |17% |16% |

| |10% | | | | |

|Объем поступлений |712,4 |885,6 |797,0 |752,8 |708,5 |

|НДС в условиях 2002 | | | | | |

|года (млрд. руб.) | | | | | |

 

 Заключение

 

 В ходе работы над  курсовым проектом было сделано  следующее:

 

1.Ознакомление с историей  развития НДС в мире и России.

 

2.Проведено исследование  экономической природы налога  на добавленную стоимость.

 

3.Проведен анализ изменений  в порядке исчисления и взимания  НДС.

 

4.Проведен анализ НДС  как основного, формирующего бюджет  налога (на примере РФ), и на  примере Республики Коми и  МО «Город Печора и подчиненные  ему территории» - как одного  из основных, формирующих бюджет, налогов.

 

5.Предложены пути совершенствования  НДС.

 

 Подводя итоги проделанной  работе – можно сказать следующее:

 

 Данный проект посвящен  исследованию НДС - одного из  наиболее сложных в исчислении  налогов. Он имеет огромное  фискальное значение, являясь значительным  источником пополнения доходов  бюджета.

 В то же время  налог на добавленную стоимость  выполняет регулирующую функцию  путем воздействия на механизм  ценообразования.

 Значение НДС для  отечественной экономики сложно  переоценить.

 

 НДС относится к  федеральным налогам и действует  на всей территории РФ. Согласно  Закону «О НДС» налог представляет  собой форму изъятия в бюджет  части добавленной стоимости,  создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой  как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ  и услуг и стоимостью материальных  затрат, отнесенных на издержки  производства и обращения.

 

 С появлением НДС  и акцизов в налоговой системе  РФ косвенные налоги стали  открыто играть решающую роль  при мобилизации доходов в  бюджет. В консолидированном бюджете  РФ поступления от НДС уступают  только налогу на прибыль и  составляют около четверти всех  доходов. В то же время в  федеральном бюджете РФ налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте, превосходя  по размеру все налоговые доходы.

 

 Несмотря на огромное  фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее  влияние на экономику. Через  механизм обложения НДС и, в  частности, через систему построения  ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически  увеличивает цену товара на  сумму налога.

 

 Проанализировав действующий  механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог  на добавленную стоимость прочно  вошел в налоговую систему  Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налог имеет позитивное  значение, и тенденции его развития  в последнее время позволяют  сделать вывод, что за ним  и дальше сохранится ведущая  роль среди прочих налогов  и платежей в Российской Федерации.

 

 Список использованной  литературы.

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.93г.//Рос.газ.- 1993.- 25 дек.

2. О введении в действие  части второй Налогового кодекса  Российской

 

 Федерации и внесении  изменений в некоторые законодательные  акты РФ о налогах:Федер.закон  от 05.08.2000г.№118-ФЗ//Собр. законодательства  РФ.-

 

2000.-№32.-СТ.3341.

3. О введении в действие  части первой Налогового кодекса  Российской

 

 Федерации:Федер.закон  от 31.07.1998г.№147-ФЗ//Собр. законодательства  РФ.-

 

1998.-№31.-Ст.3825.

4. О первоочередных мерах  в области бюджетной и налоговой  политики:Федер.закон от 29.12.1998 г.  №192-ФЗ//Собр. законодательства РФ.-

 

1999.-№1.-Ст.1.

5. Об основах налоговой  системы в Российской Федерации:Федер.закон  от

 

27.12.1991г.№2118-1// Рос.газ.-1992.-10марта.

6. О налоговых органах  Российской Федерации: Федер.закон  от

 

21.03.1991г.№943-1// Бюллютень норм.актов.-1992.-№1

7. О первоочередных мерах  в области бюджетной и налоговой  политики:

 

 Федер.закон от 29.12.1998г.№192-ФЗ//Собр. Законодательства РФ.-1999-.№1.-

 

 Ст.1.

8. О программе развития  бюджетного федерализма в РФ  до 2005 года:Постановление Правительства  РФ от 15.08.2001г.№584//

 

 Собр.Законодательства  РФ.-2001-.№34.-Ст.3503.

9. О едином налоге на  вмененный доход для определенных  видов деятельности:

Информация о работе Акцизы и НДС