одержание
Введение________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические
аспекты обложения НДС в
РФ____________________4
1. История возникновения
и развития НДС в мире и
в
России ______________4
2. Экономическое содержание
НДС, его место и роль в
налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния
НДС на формирование доходов
бюджетов разных уровней ________________________________________________________________10
2.1.Эволюция нормативно-правового
порядка исчисления и взимания
НДС в
РФ___10
2.2.Анализ влияния НДС
на формирование доходов федерального
бюджета РФ, регионального и муниципального
бюджетов (на примере республиканского
бюджета РК и бюджета "МО
г. Печоры")
___________________________________________18
2.3 Пути совершенствования
формирования бюджетов с использованием
НДС
____21
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы
_____________________________________23
Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26
Приложение №3_________________________________________________________27
Приложение №4_________________________________________________________28
Приложение №5_________________________________________________________29
Приложение №6_________________________________________________________30
Приложение №7_________________________________________________________31
Приложение №8_________________________________________________________32
Приложение №9_________________________________________________________33
Приложение №10________________________________________________________34
Приложение №11________________________________________________________35
Приложение №12________________________________________________________36
Приложение №13________________________________________________________37
Приложение №14________________________________________________________38
Приложение №15________________________________________________________39
Введение
В начале 90-х годов
в России начались рыночные
преобразования.
Реформированию были
подвергнуты все сферы экономической
жизни общества. Особенное внимание
уделялось ранее неизвестным
в нашей стране налоговым отношениям.
Одним из первых обязательных
платежей, введенных в практику
налогообложения, явился налог
на добавленную стоимость. За
шесть лет своего существования
он прочно укрепился в налоговой
системе Российской Федерации.
В настоящее время
НДС - один из важнейших федеральных
налогов.
Основой его взимания,
как следует из названия, является
добавленная стоимость, создаваемая
на всех стадиях производства
и обращения товаров. Это налог
традиционно относят к категории
универсальных косвенных налогов,
которые в виде своеобразных
надбавок взимаются путем включения
в цену товаров, перенося основную
тяжесть налогообложения на конечных
потребителей продукции, работ,
услуг.
НДС как наиболее
значительный косвенный налог
выполняет две взаимодополняющие
функции: фискальную и регулирующую.
Первая (основная), в частности, заключается
в мобилизации существенных поступлений
от данного налога в доход
бюджета за счет простоты взимания
и устойчивости базы обложения. В свою
очередь регулирующая функция проявляется
в стимулировании производственного накопления
и усилении контроля за сроками продвижения
товаров и их качеством.
За период существования
налога на добавленную стоимость
действующий механизм его исчисления
и взимания претерпел существенные
изменения. В связи с этим
у налогоплательщиков возникает
множество вопросов по толкованию
и разъяснению порядка обложения
данным налогом. Это обстоятельство,
главным образом, и обуславливает
актуальность выбранной темы.
Как известно, НДС является
одним из самых значимых налогов,
уплачиваемых предприятиями и
организациями. Вопросы его исчисления
и уплаты привлекают к себе
пристальное внимание многих
отечественных экономистов и
широко обсуждаются на страницах
периодической печати. Заинтересованность
в разрешении данного вопроса
и послужила основной причиной
выбора темы моего курсового
исследования.
Целью данной работы
является изучение и анализ
налога на добавленную стоимость,
как одного из основных налогов
формирующих бюджет в Российской
Федерации, а также
его участие в формировании
бюджета Республики Коми и
муниципального образования «Город
Печора и подчиненные ему территории».
В процессе проводимого
курсового исследования решаются
следующие задачи:
-ознакомление с историей
развития НДС в мире и в
России;
-исследование экономической
природы налога на добавленную
стоимость, характеристика его
основных элементов;
-анализ изменений в
порядке взимания и исчисления
НДС;
-анализ НДС как основного
налога формирующего бюджет РФ;
-анализ НДС как одного
из основных налогов формирующего
бюджет
Республики Коми;
-анализ НДС как одного
из основных налогов формирующего
бюджет МО
«Город Печора и
подчиненные ему территории»;
-предложены пути совершенствования
НДС.
Глава 1. Теоретические
аспекты обложения НДС в
Российской Федерации.
1.1. История возникновения
и развития НДС в мире и
в
России.
Налог на добавленную
стоимость является сравнительно
молодым налогом. Большинство
из ныне действующих налогов
были введены в практику в
XIX веке. Некоторые налоги, такие
как акцизы, земельный налог, известны
еще с древних времен. НДС стал
применяться лишь в XX веке. Конкретная
же схема обложения НДС была
разработана в 1954 году французским
экономистом М. Лоре, с легкой
руки которого он и был введен
во Франции в 1958 году.1 В то
же время добавленная стоимость
начала использоваться в статистических
и аналитических целях еще
с конца прошлого века.
НДС относится к
группе косвенных налогов. Необходимо
отметить, что для них характерна
в основном фискальная функция.
Их появление обычно связано
с возрастанием потребности государства
в доходах в связи с ростом
расходов. Исторически первой формой
косвенных налогов выступали
акцизы, которые взимались с отдельных
видов товаров. В противоположность
им НДС представляет собой
универсальный акциз, так как
обложению им подлежат все
товары.
Одной из первых
форм косвенного налогообложения
явился налог с продаж, сходный
по характеру с НДС. Предпосылкой
возникновения налога с продаж
послужила острая нехватка средств
в связи с огромными военными
расходами в период I Мировой войны.
В результате его функционирования
цена реализуемого товара значительно
повышалась, что вызывало огромное
недовольство, как покупателей, так
и производителей. Прежде всего
это было связано с тем, что
потребители вынуждены были покупать
товары по сильно завышенной
цене, вытекающей из многократного
обложения оборотов налогом с продаж.
С другой стороны производители несли
значительные убытки вследствие снижения
спроса на свою продукцию.
Это явилось предпосылкой
к тому, что после I Мировой
войны непопулярный налог был
упразднен, но ненадолго. Государственный
бюджет, сильно обремененный возросшими
расходами в период II
Мировой войны, требовал
дополнительных источников пополнения
доходов. Налог с продаж, отвечавший
фискальным требованиям, был введен
вновь. Необходимо отметить, что
произошло некоторое совершенствование
механизма обложения данным налогом.
Во-первых, он начал взиматься
однократно и, как правило,
на стадии розничной торговли,
тем самым не сильно замедляя
оборот капитала.
Во-вторых, поступление
средств в казну также происходило
более быстрыми темпами, так
как возросла оборачиваемость
средств. В то же время при
таком положении вещей государство
терпело некоторые убытки в
результате потери части доходов
из-за невозможности осуществлять
полный контроль за всеми стадиями
производства и обращения товара.
При многократном обложении объекта
фискальные органы имели возможность
получать оперативную информацию
о движении капитала при подаче
налоговых деклараций. При однократном
обложении только последней стадии
обращения - розничной торговли -
такая возможность терялась. Вышеперечисленные
факторы послужили основными
причинами к возникновению налога
на добавленную стоимость, который
давал возможность государству
контролировать весь процесс
производства и обращения товаров
(в том числе оптовую и розничную
торговлю).
Широкое распространение
НДС получил благодаря подписанию
в 1957 году в Риме договора
о создании Европейского экономического
сообщества, согласно которому, страны
его подписавшие, должны были
гармонизировать свои налоговые
системы в интересах создания
общего рынка. В 1967 году вторая
директива Совета ЕЭС провозгласила
НДС главным косвенным налогом
Европы, предписывая всем членам
Сообщества ввести данный налог
в свои налоговые системы до
конца 1972 года.
В том же 1967 году
налог на добавленную стоимость
начал функционировать в Дании,
в 1968 - в ФРГ. Шестая директива
Совета
ЕЭС 1977 года окончательно
утвердила базу современной европейской
системы обложения НДС, чем
способствовала унификации взимания
данного налога в Европе. Последние
уточнения в механизм обложения
НДС были сделаны
в 1991 году десятой директивой,
и ее положения были включены
во все налоговые законодательства
стран-членов ЕЭС.1
В настоящее время
НДС взимается более чем в
сорока странах мира: почти во
всех европейских странах, Латинской
Америке, Турции,
Индонезии, ряде стран
Южной Америки. В США и Канаде
применяется близкий по методу
взимания к НДС налог с продаж.2
Обширная география
распространения НДС свидетельствует
о его жизнеспособности и соответствии
требованиям рыночной экономики.
Необходимо отметить,
что прочному внедрению его
в практику налогообложения в
немалой степени способствовали
следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся
у прямых налогов. К их числу
можно отнести чрезмерную сложность
налогообложения, широкие масштабы
уклонения плательщиков от их
уплаты.
Во-вторых, постоянная
потребность в увеличении доходов
бюджета путем расширения налогооблагаемой
базы и повышения эффективности
налогообложения.
В-третьих, потребность
в усовершенствовании существующих
налоговых систем и приведении
их в соответствие с современным
уровнем экономического развития.
В настоящее время
общий механизм взимания НДС
идентичен во многих странах.
Как известно, плательщиками этого
налога являются юридические
и физические лица, занимающиеся
коммерческой деятельностью. Объектами
обложения выступают оборот товаров,
объем произведенных работ и
оказанных услуг. Необходимо отметить,
что налог взимается многократно
на каждом этапе производства
и реализации продукции при
ее движении от первого производителя
до конечного потребителя. Налогооблагаемая
база определяется исходя из
стоимости, добавленной на каждой
стадии производства и обращения,
включая заработную плату с
начислениями, амортизацию, проценты
за кредит, прибыль и расходы
общего характера (за электроэнергию,
рекламу, транспорт и др.). При
этом стоимость средств производства
и материальных затрат исключается
из облагаемого оборота. Так
же, как и по многим налогам,
предусмотрены льготы при расчете
и уплате НДС, которые определяются
историческим и социально- экономическим
развитием каждой страны. Однако
общей для всех налоговой льготой
является необлагаемый минимум
оборота реализуемой продукции.
Прежде всего, это освобождение
направлено на поощрение и
стимулирование к развитию мелкого
бизнеса.
В различных странах
существуют разные подходы к
установлению ставок НДС. В
то же время их средний уровень
колеблется от 15 до 25%. В некоторых
странах применяется шкала ставок
в зависимости от вида товара
и его социально-экономической
значимости: пониженные ставки (2 - 10%)
применяются к продовольственным,
медицинским и детским товарам;
стандартные (основные) ставки (12 - 23%)
- к промышленным и другим товарам
и услугам; и, наконец, повышенные
ставки (свыше 25%) - к предметам
роскоши. Конкретные размеры ставок
по некоторым развитым странам
мира приведены в таблице №1.
Табл. №1 Шкала ставок
НДС по различным странам .
|Страна|Испания|Германи|Великобри|Греция|Франция
|Россия|Финлян|Дания |
| | |я |тания | | | |дия
| |
|Ставка|12% |14% |15% |16% |18,60% |20% |22%
|24,50%|
|НДС | | | | | | | | |
Анализируя данные
таблицы, нетрудно сделать вывод,
что в основном ставки, применяемые
в зарубежных странах, установлены
на уровне 12 - 18%, что несколько
ниже ставки, действующей в
Российской Федерации.
В то же время в Дании
и Финляндии размер ставки
налога на добавленную стоимость
превышает общеевропейский и
составляет 22 - 24%.
Необходимо отметить,
что количество применяемых ставок
налога различно в разных странах:
в Великобритании и Германии -
две, во
Франции - три, в Италии
- четыре. В Великобритании, Ирландии
и
Португалии используется
также нулевая ставка. Товары, облагаемые
по данной ставке, отличаются
от товаров, освобожденных от
налога, тем, что владелец товаров
в первом случае не только
не платит налог при их реализации,
но ему вдобавок возмещаются
суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Широкое распространение
НДС в зарубежных странах с
рыночной экономикой создало
почву для появления его в
России. Налог был введен 1 января
1992 года. Он пришел на смену
налогу с оборота, просуществовавшего
в стране около 70 лет, и так
называемого
«президентского» налога
с продаж, введенного в декабре
1990 года.
Оба предшественника
НДС были эффективны только
в условиях жесткого государственного
контроля за ценообразованием. Налог
с оборота взимался в основном
в виде разницы между твердыми,
фиксированными государственными
оптовыми и розничными ценами,
и его ставка колебалась от
20 до 300% для различных видов продукции.
Налог с продаж устанавливался
в процентах к объему реализации
и фактически увеличивал цену
товаров на 5%.
В связи с возросшей
инфляцией налог с оборота
утратил свою жизнеспособность
и вместе с налогом с продаж
был заменен налогом на добавленную
стоимость. Новый налог выгодно
отличался от ранее действовавших.
Он был более эффективен для
государства, так как обложению
им подлежал товарооборот на
всех стадиях производства и
обращения. Можно было ожидать,
что с расширением налоговой
базы и ставок поступления
будут расти. Также необходимо
отметить, что НДС является менее
обременительным для отдельного
производителя, поскольку обложению
подлежит не весь товарооборот,
а лишь прирост стоимости, и
тяжесть налога может быть распределена
по всей цепи товарооборота. Это являлось
немаловажным фактором в достижении равенства
всех участников рынка. Следует также
обратить внимание на такой факт, что налог
на добавленную стоимость являлся более
простой и универсальной формой косвенного
обложения, так как для всех плательщиков
устанавливался единый механизм его взимания
на всей территории страны.