Акцизы и НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской

Содержание

Введение________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в
РФ____________________4

1. История возникновения и развития НДС в мире и в России ______________4
2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ____8
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов бюджетов разных уровней_______________________________________________________________10
2.1.Эволюция нормативно-правового порядка исчисления и взимания НДС в
РФ___10
2.2.Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета РФ, регионального и муниципального бюджетов (на примере республиканского бюджета РК и бюджета "МО г. Печоры")18
2.3 Пути совершенствования формирования бюджетов с использованием НДС 21
Заключение ____________________________________________________________22
Список использованной литературы _____________________________________23
Приложение №1_________________________________________________________25
Приложение №2_________________________________________________________26
Приложение №3_________________________________________________________27

Работа содержит 1 файл

одержание.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

одержание

 

 

 Введение________________________________________________________________3

 Глава 1. Теоретические  аспекты обложения НДС в

 РФ____________________4

 

1. История возникновения  и развития НДС в мире и  в

 

 России ______________4

 

2. Экономическое содержание  НДС, его место и роль в  налоговой системе РФ____8

 Глава 2. Анализ влияния  НДС на формирование доходов  бюджетов разных уровней ________________________________________________________________10

2.1.Эволюция нормативно-правового  порядка исчисления и взимания  НДС в

 РФ___10

2.2.Анализ влияния НДС  на формирование доходов федерального  бюджета РФ, регионального и муниципального  бюджетов (на примере республиканского  бюджета РК и бюджета "МО  г. Печоры")

___________________________________________18

2.3 Пути совершенствования  формирования бюджетов с использованием  НДС

____21

 

Заключение ____________________________________________________________22

 

Список использованной литературы _____________________________________23

 

Приложение №1_________________________________________________________25

 

Приложение №2_________________________________________________________26

 Приложение №3_________________________________________________________27

 Приложение №4_________________________________________________________28

 Приложение №5_________________________________________________________29

 Приложение №6_________________________________________________________30

 Приложение №7_________________________________________________________31

 Приложение №8_________________________________________________________32

 Приложение №9_________________________________________________________33

 Приложение №10________________________________________________________34

 Приложение №11________________________________________________________35

 Приложение №12________________________________________________________36

 Приложение №13________________________________________________________37

 Приложение №14________________________________________________________38

 Приложение №15________________________________________________________39

 

 Введение

 

 В начале 90-х годов  в России начались рыночные  преобразования.

 Реформированию были  подвергнуты все сферы экономической  жизни общества. Особенное внимание  уделялось ранее неизвестным  в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных  платежей, введенных в практику  налогообложения, явился налог  на добавленную стоимость. За  шесть лет своего существования  он прочно укрепился в налоговой  системе Российской Федерации.

 

 В настоящее время  НДС - один из важнейших федеральных  налогов.

 Основой его взимания, как следует из названия, является  добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства  и обращения товаров. Это налог  традиционно относят к категории  универсальных косвенных налогов,  которые в виде своеобразных  надбавок взимаются путем включения  в цену товаров, перенося основную  тяжесть налогообложения на конечных  потребителей продукции, работ,  услуг.

 

 НДС как наиболее  значительный косвенный налог  выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается  в мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход  бюджета за счет простоты взимания  и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

 

 За период существования  налога на добавленную стоимость  действующий механизм его исчисления  и взимания претерпел существенные  изменения. В связи с этим  у налогоплательщиков возникает  множество вопросов по толкованию  и разъяснению порядка обложения  данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает  актуальность выбранной темы.

 

 Как известно, НДС является  одним из самых значимых налогов,  уплачиваемых предприятиями и  организациями. Вопросы его исчисления  и уплаты привлекают к себе  пристальное внимание многих  отечественных экономистов и  широко обсуждаются на страницах  периодической печати. Заинтересованность  в разрешении данного вопроса  и послужила основной причиной  выбора темы моего курсового  исследования.

 

 Целью данной работы  является изучение и анализ  налога на добавленную стоимость,  как одного из основных налогов  формирующих бюджет в Российской

 Федерации, а также  его участие в формировании  бюджета Республики Коми и  муниципального образования «Город  Печора и подчиненные ему территории».

 

 В процессе проводимого  курсового исследования решаются  следующие задачи:

 

-ознакомление с историей  развития НДС в мире и в  России;

 

-исследование экономической  природы налога на добавленную  стоимость, характеристика его  основных элементов;

 

-анализ изменений в  порядке взимания и исчисления  НДС;

 

-анализ НДС как основного  налога формирующего бюджет РФ;

 

-анализ НДС как одного  из основных налогов формирующего  бюджет

 Республики Коми;

 

-анализ НДС как одного  из основных налогов формирующего  бюджет МО

 «Город Печора и  подчиненные ему территории»;

 

-предложены пути совершенствования  НДС.

 

 Глава 1. Теоретические  аспекты обложения НДС в

 

 Российской Федерации.

 

1.1. История возникновения  и развития НДС в мире и  в

 

 России.

 

 Налог на добавленную  стоимость является сравнительно  молодым налогом. Большинство  из ныне действующих налогов  были введены в практику в  XIX веке. Некоторые налоги, такие  как акцизы, земельный налог, известны  еще с древних времен. НДС стал  применяться лишь в XX веке. Конкретная  же схема обложения НДС была  разработана в 1954 году французским  экономистом М. Лоре, с легкой  руки которого он и был введен  во Франции в 1958 году.1 В то  же время добавленная стоимость  начала использоваться в статистических  и аналитических целях еще  с конца прошлого века.

 

 НДС относится к  группе косвенных налогов. Необходимо  отметить, что для них характерна  в основном фискальная функция.  Их появление обычно связано  с возрастанием потребности государства  в доходах в связи с ростом  расходов. Исторически первой формой  косвенных налогов выступали  акцизы, которые взимались с отдельных  видов товаров. В противоположность  им НДС представляет собой  универсальный акциз, так как  обложению им подлежат все  товары.

 

 Одной из первых  форм косвенного налогообложения  явился налог с продаж, сходный  по характеру с НДС. Предпосылкой  возникновения налога с продаж  послужила острая нехватка средств  в связи с огромными военными  расходами в период I Мировой войны.  В результате его функционирования  цена реализуемого товара значительно  повышалась, что вызывало огромное  недовольство, как покупателей, так  и производителей. Прежде всего  это было связано с тем, что  потребители вынуждены были покупать  товары по сильно завышенной  цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию.

 Это явилось предпосылкой  к тому, что после I Мировой  войны непопулярный налог был  упразднен, но ненадолго. Государственный  бюджет, сильно обремененный возросшими  расходами в период II

 Мировой войны, требовал  дополнительных источников пополнения  доходов. Налог с продаж, отвечавший  фискальным требованиям, был введен  вновь. Необходимо отметить, что  произошло некоторое совершенствование  механизма обложения данным налогом.  Во-первых, он начал взиматься  однократно и, как правило,  на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя  оборот капитала.

 Во-вторых, поступление  средств в казну также происходило  более быстрыми темпами, так  как возросла оборачиваемость  средств. В то же время при  таком положении вещей государство  терпело некоторые убытки в  результате потери части доходов  из-за невозможности осуществлять  полный контроль за всеми стадиями  производства и обращения товара. При многократном обложении объекта  фискальные органы имели возможность  получать оперативную информацию  о движении капитала при подаче  налоговых деклараций. При однократном  обложении только последней стадии  обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные  факторы послужили основными  причинами к возникновению налога  на добавленную стоимость, который  давал возможность государству  контролировать весь процесс  производства и обращения товаров  (в том числе оптовую и розничную  торговлю).

 

 Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию  в 1957 году в Риме договора  о создании Европейского экономического  сообщества, согласно которому, страны  его подписавшие, должны были  гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания  общего рынка. В 1967 году вторая  директива Совета ЕЭС провозгласила  НДС главным косвенным налогом  Европы, предписывая всем членам  Сообщества ввести данный налог  в свои налоговые системы до  конца 1972 года.

 В том же 1967 году  налог на добавленную стоимость  начал функционировать в Дании,  в 1968 - в ФРГ. Шестая директива  Совета

 ЕЭС 1977 года окончательно  утвердила базу современной европейской  системы обложения НДС, чем  способствовала унификации взимания  данного налога в Европе. Последние  уточнения в механизм обложения

 НДС были сделаны  в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены  во все налоговые законодательства  стран-членов ЕЭС.1

 

 В настоящее время  НДС взимается более чем в  сорока странах мира: почти во  всех европейских странах, Латинской  Америке, Турции,

 Индонезии, ряде стран  Южной Америки. В США и Канаде  применяется близкий по методу  взимания к НДС налог с продаж.2

 

 Обширная география  распространения НДС свидетельствует  о его жизнеспособности и соответствии  требованиям рыночной экономики.

 Необходимо отметить, что прочному внедрению его  в практику налогообложения в  немалой степени способствовали  следующие факторы.

 

 Во-первых, недостатки, имеющиеся  у прямых налогов. К их числу  можно отнести чрезмерную сложность  налогообложения, широкие масштабы  уклонения плательщиков от их  уплаты.

 

 Во-вторых, постоянная  потребность в увеличении доходов  бюджета путем расширения налогооблагаемой  базы и повышения эффективности  налогообложения.

 

 В-третьих, потребность  в усовершенствовании существующих  налоговых систем и приведении  их в соответствие с современным  уровнем экономического развития.

 

 В настоящее время  общий механизм взимания НДС  идентичен во многих странах.  Как известно, плательщиками этого  налога являются юридические  и физические лица, занимающиеся  коммерческой деятельностью. Объектами  обложения выступают оборот товаров,  объем произведенных работ и  оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно  на каждом этапе производства  и реализации продукции при  ее движении от первого производителя  до конечного потребителя. Налогооблагаемая  база определяется исходя из  стоимости, добавленной на каждой  стадии производства и обращения,  включая заработную плату с  начислениями, амортизацию, проценты  за кредит, прибыль и расходы  общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При  этом стоимость средств производства  и материальных затрат исключается  из облагаемого оборота. Так  же, как и по многим налогам,  предусмотрены льготы при расчете  и уплате НДС, которые определяются  историческим и социально- экономическим  развитием каждой страны. Однако  общей для всех налоговой льготой  является необлагаемый минимум  оборота реализуемой продукции.  Прежде всего, это освобождение  направлено на поощрение и  стимулирование к развитию мелкого  бизнеса.

 

 В различных странах  существуют разные подходы к  установлению ставок НДС. В  то же время их средний уровень  колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок  в зависимости от вида товара  и его социально-экономической  значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным,  медицинским и детским товарам;  стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам  и услугам; и, наконец, повышенные  ставки (свыше 25%) - к предметам  роскоши. Конкретные размеры ставок  по некоторым развитым странам  мира приведены в таблице №1.

 

 Табл. №1 Шкала ставок  НДС по различным странам .

|Страна|Испания|Германи|Великобри|Греция|Франция  |Россия|Финлян|Дания |

| | |я |тания | | | |дия  | |

|Ставка|12% |14% |15% |16% |18,60% |20% |22% |24,50%|

|НДС | | | | | | | | |

 

 Анализируя данные  таблицы, нетрудно сделать вывод,  что в основном ставки, применяемые  в зарубежных странах, установлены  на уровне 12 - 18%, что несколько  ниже ставки, действующей в

 Российской Федерации.  В то же время в Дании  и Финляндии размер ставки  налога на добавленную стоимость  превышает общеевропейский и  составляет 22 - 24%.

 

 Необходимо отметить, что количество применяемых ставок  налога различно в разных странах:  в Великобритании и Германии - две, во

 Франции - три, в Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии  и

 Португалии используется  также нулевая ставка. Товары, облагаемые  по данной ставке, отличаются  от товаров, освобожденных от  налога, тем, что владелец товаров  в первом случае не только  не платит налог при их реализации, но ему вдобавок возмещаются  суммы НДС, уплаченные поставщикам.

 

 Широкое распространение  НДС в зарубежных странах с  рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену  налогу с оборота, просуществовавшего  в стране около 70 лет, и так  называемого

 «президентского» налога  с продаж, введенного в декабре  1990 года.

 Оба предшественника  НДС были эффективны только  в условиях жесткого государственного  контроля за ценообразованием. Налог  с оборота взимался в основном  в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными  оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции.  Налог с продаж устанавливался  в процентах к объему реализации  и фактически увеличивал цену  товаров на 5%.

 

 В связи с возросшей  инфляцией налог с оборота  утратил свою жизнеспособность  и вместе с налогом с продаж  был заменен налогом на добавленную  стоимость. Новый налог выгодно  отличался от ранее действовавших.  Он был более эффективен для  государства, так как обложению  им подлежал товарооборот на  всех стадиях производства и  обращения. Можно было ожидать,  что с расширением налоговой  базы и ставок поступления  будут расти. Также необходимо  отметить, что НДС является менее  обременительным для отдельного  производителя, поскольку обложению  подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и  тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Информация о работе Акцизы и НДС