Законодательные акты по охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Закон Украины об охране труда определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Содержание

Вступление
Основная часть
1)Общие положения
2)Гарантии прав на охрану труда
3)Организация охраны труда
4)Нормативно-правовые акты по охране труда
5)Государственное управление охраной труда
6)Государственный надзор и общественный контроль
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

охрана труа.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

  Органы государственного надзора не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, субъектов  предпринимательства, объединений  граждан, политических формирований, местных  государственных администраций  и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны. 
Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется настоящим Законом, законами Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности", "О пожарной безопасности", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", иными нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, утверждаемыми Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины. [10]

  Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору  за охраной труда имеют право: 

  • беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, в соответствии с законодательством использующие наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению;
  • издавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, в соответствии с законодательством использующих наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
  • запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также упразднять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;
  • привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
  • направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

  Решения должностных  лиц специально уполномоченного  центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при  необходимости обосновываются результатами работы и заключениями экспертно-технических  центров, исследовательских, испытательных  лабораторий и других подразделений (групп) технической поддержки, функционирующих  в составе органов государственного надзора за охраной труда в  соответствии с задачами инспекционной  службы или создающих и действующих  согласно законодательству как независимые  экспертные организации. Научная поддержка  надзорной деятельности осуществляется соответствующими научно-исследовательскими учреждениями. 
Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины "О государственной службе". Они несут ответственность согласно закону за исполнение возложенных на них обязанностей. Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право носить форменную одежду, образцы которой утверждаются Кабинетом Министров Украины. 

  Должностным лицам специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда государство гарантирует социальную защиту. 
Работники правоохранительных органов оказывают помощь должностным лицам государственного надзора в исполнении ими служебных обязанностей и принимают меры по пресечению незаконных действий лиц, препятствующих исполнять эти обязанности, прибегающих к угрозам, шантажу, нанесению телесных повреждений должностным лицам органов государственного надзора или членам их семей, причиняющих вред их имуществу. 
За лицами, которые освобождены от должностей в органах государственного надзора по возрасту либо по болезни или увечью, а также за членами семьи или иждивенцами погибшего при исполнении служебных обязанностей должностного лица сохраняется право на льготы согласно законодательству. 
Пенсионное обеспечение должностных лиц органов государственного надзора осуществляется согласно законодательству за счет государства. 

  Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. 
Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях либо на предприятиях или производствах физических лиц, в соответствии с законодательством использующих наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников. 
Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также проектируемых, строящихся или эксплуатируемых объектов производственного назначения, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, участвовать в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои заключения о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ. 
В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.[11]

  За нарушение  законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов  государственного надзора за охраной  труда юридические и физические лица, использующие в соответствии с законодательством наемный  труд, привлекаются органами государственного надзора за охраной труда к  уплате штрафа в порядке, установленном  законом.

  Максимальный  размер штрафа не может превышать  пяти процентов месячного фонда  заработной платы юридического либо физического лица, использующего  в соответствии с законодательством  наемный труд.

  Неуплата юридическими либо физическими лицами, использующими  в соответствии с законодательством  наемный труд, штрафа влечет за собой  начисление на сумму штрафа пени в  размере двух процентов за каждый день просрочки.

  Применение  штрафных санкций к должностным  лицам и работникам за нарушение  законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда осуществляется в соответствии с Кодексом Украины  об административных нарушениях. Лица, на которых налагается штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы.

  Решение о  взыскании штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

  Средства от применения штрафных санкций к юридическим  либо физическим лицам, использующим в  соответствии с законодательством  наемный труд, должностным лицам  и работникам, определенным настоящей  статьей, зачисляются в Государственный  бюджет Украины.[12]

  За нарушение  законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий  в деятельности должностных лиц  органов государственного надзора  за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений  виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной  ответственности согласно закону. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших  на современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели ставят для себя основной задачей  как можно быстрее и с минимальным  вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь  возникшим в последнее время  у нас в стране дефицитом рабочих  мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую  грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

  Человеку  очень важно знать свои права  и обязанности, чтобы не стать  жертвой, будь то работодателя или несчастного  случая.

  Одним из направлений деятельности государства  на улучшение ситуации в области  охраны труда является расширение использования  норм локального характера, что позволяет  особенности охраны труда конкретного  предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Закон Украины об охране труда. Ст. 1 Определение понятий и терминов.
  2. Журнал «Охрана труда», 03170, г. Киев-170, а/я 22
  3. Закон Украины об охране труда. Ст. 6. Права работников на охрану труда во время работы.
  4. Закон Украины об охране труда. Ст.10. Охрана труда женщин.
  5. Закон Украины об охране труда. Ст.11. Охрана труда несовершеннолетних.

    Закон Украины  об охране труда. Ст.13. Управление охраной труда и обязанности работодателя.

  1. Закон Украины об охране труда. Ст.19. Финансирование охраны труда.
  2. Закон Украины об охране труда. Статья 31. Органы государственного управления охраной труда.
  3. Закон Украины об охране труда. Ст.37 Организация научных исследований по проблемам охраны труда.

    Закон Украины  об охране труда. Ст.38. Органы государственного надзора за охраной труда.

    Закон Украины  об охране труда. Ст.41. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

    Закон Украины  об охране труда. Ст.43. Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, использующим в соответствии с законодательством наемный труд, должностным лицам и работникам.

Информация о работе Законодательные акты по охране труда