Законодательные акты по охране труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Закон Украины об охране труда определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Содержание

Вступление
Основная часть
1)Общие положения
2)Гарантии прав на охрану труда
3)Организация охраны труда
4)Нормативно-правовые акты по охране труда
5)Государственное управление охраной труда
6)Государственный надзор и общественный контроль
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

охрана труа.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

  Работодатель  несет непосредственную ответственность  за нарушение указанных требований.

  Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев и правилам поведения в случае возникновения аварии.

  Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованным со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

  Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местном бюджетах, выделяемых отдельной строкой.[7]

  В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные меры по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мер.

  Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда, и Фонд социального страхования от несчастных случаев о состоянии охраны труда, причине аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о принятых мерах для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

  Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, содержащим результаты аттестации рабочих мест, запланированные работодателем профилактические меры, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также к сообщениям, представлениям и предписаниям органов государственного управления и государственного надзора за охраной труда.

  Органы государственного управления охраной труда в установленном порядке информируют население Украины, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников.

  С целью объединения усилий наемных работников, ученых, специалистов по охране труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и иные добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законом. 
 

  Нормативно-правовые акты по охране труда 

  Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения. 

  Раздел 5 законов об охране труда состоит из следующих статей:

  Статья 28. Разработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.

  Разработка  и принятие новых, пересмотр и  отмена действующих нормативно-правовых актов по охране труда проводятся специально уполномоченным центральным  органом исполнительной власти по надзору  за охраной труда при участии  профессиональных союзов и Фонда  социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с органами государственного надзора за охраной  труда.

  Санитарные  правила и нормы утверждаются специально уполномоченным органом  исполнительной власти в области  здравоохранения.

  Нормативно-правовые акты по охране труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки  и техники, способствующих улучшению  безопасности, гигиены труда и  производственной среды, но не реже одного раза в десять лет.

  Стандарты, технические  условия и другие документы на средства труда и технологические  процессы должны включать требования по охране труда и согласовываться  с органами государственного надзора  за охраной труда.

  Статья 29. Временное приостановление  действия нормативно-правовых актов по охране труда.

  В случае невозможности  полного устранения опасных и  вредных для здоровья условий  труда работодатель обязан уведомить  об этом соответствующий орган государственного надзора за охраной труда. Он может  обратиться в указанный орган  с ходатайством об установлении необходимого срока для выполнения мероприятий  по приведению условий труда на конкретном производстве либо рабочем месте  к нормативным требованиям.

  Соответствующий орган государственного надзора  за охраной труда рассматривает  ходатайство работодателя, проводит в случае необходимости экспертизу запланированных мероприятий, определяет их достаточность и при наличии  оснований может в виде исключения принять решение об установлении иного срока применения требований нормативных актов по охране труда.

  Работодатель  обязан незамедлительно сообщить заинтересованным работникам о решении органа государственного надзора за охраной труда.

  Статья 30. Распространение  действия нормативно-правовых актов по охране труда  на сферу трудового  и профессионального  обучения.

  Нормативно-правовые акты по охране труда обязательны  для выполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участках и в других местах трудового и  профессионального обучения, обустроенных в любых учебных заведениях.

  Организация охраны труда на указанных объектах, а также порядок расследования  и учета несчастных случаев с  учащимися и студентами во время  трудового и профессионального  обучения в учебных заведениях определяется органом исполнительной власти в  области образования и науки  по согласованию с соответствующим  профсоюзным органом.

  К учащимся и  студентам, проходящим трудовое и профессиональное обучение (производственную практику) на предприятиях под руководством их персонала применяется законодательство по охране труда в таком же порядке, что и к работникам предприятия. 
 

  Государственное управление охраной труда 

  Для практической реализации конституционного права на охрану труда на предприятиях, в учреждениях, организациях с любой формой собственности Закон предусматривает целую систему государственного управления и общественного контроля по обеспечению охраны труда.

  Государственное управление охраной труда в Украине осуществляют: 
- Кабинет Министров; 
- Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора; 
- Министерства и другие центральные органы исполнительной власти; 
- Местная государственная администрация, местные советы народных депутатов.[8] 

  Кабинет Министров:

  - обеспечивает  реализацию государственной политики  в области охраны труда; 
- представляет на утверждение общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

  - координирует  и проводит надзор за работой  министерств, других центральных  органов исполнительной власти  по созданию безопасных и здоровых  условий труда; 
- утверждает единую систему статистической отчетности по охране труда. 
 

  Для разработки и реализации целостной  системы государственного управления охраной труда при Кабинете Министров  Украины создан Национальный совет  по вопросам безопасной жизнедеятельности  населения, возглавляемый вице-премьер  министром Украины. Национальный совет  помимо создания единой системы государственного управления организует надзор за выполнением  законодательных актов и решений  правительства, разработку национальной программы, усовершенствование законодательных  актов, координирует и организует проверку деятельности центральных и местных  органов, участвует в международном  сотрудничестве. 
Важнейшая роль в реализации вопросов охраны труда отведена Государственному департаменту промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора. Основной задачей Госпрогорнадзора является обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда, промышленной безопасности, осуществления государственного горного надзора, страхования рисков производственной безопасности, надлежащего ведения работ со взрывоопасными материалами промышленного назначения, охраны недр; осуществления государственного надзора по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов по охране труда в части безопасного ведения работ.
 

  Госпромгорнадзор выполняет не только функции надзора, но и основные функции управления: 
 
- комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и выполняет контроль по выполнению функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти; 
- разрабатывает с участием министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее исполнение;  
- разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения к ним; 
- координирует работу министерства, других центральных органов исполнительной власти, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, организаций, других объектов предпринимательской деятельности в отрасли безопасности, гигиены труда и производственной среды; 
- получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сообщения и информацию, необходимые для исполнения возложенных на него задач; 
- принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров; 
- подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства по охране труда к международным и европейским нормам; 
- решения принятые Государственным надзором по охране труда в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством, используют наемный труд.
 

  Систему управления охраной труда министерств и других центральных органов исполнительной власти можно разделить на две группы: 
 
- Министерство чрезвычайных ситуаций Украины: осуществляет государственную экспертизу условий труда; определяет порядок и контролирует аттестацию рабочих мест по охране труда; принимает участие в разработке нормативных актов; 
- все другие министерства и центральные органы исполнительной власти: проводят единую научно-техническую политику; разрабатывают и реализуют комплексные меры по охране труда; осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий; заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по охране труда; финансируют разработку и пересмотр нормативных актов; осуществляют внутриведомственный контроль; организуют в установленном порядке обучение и проверку знаний. Для управления всем комплексом работ в центральном аппарате министерств и ведомств и других центральных органах исполнительной власти создаются службы охраны труда. 
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах соответствующей территории обеспечивают: реализацию государственной политики; формируют при участии профсоюзов межотраслевые программы; контролируют соблюдение нормативных актов; создают при необходимости фонды по охране труда. Для выполнения возложенных функций создаются структурные подразделения по охране труда. 
Фундаментальные и прикладные исследования в области охраны труда проводятся в соответствии с Национальной программой и осуществляются научно исследовательским институтом охраны труда, институтами Академии наук Украины и другими научно-исследовательским институтами, вузами, специалистами.[9]
 
 

  Государственный надзор и общественный контроль 

  Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

  Государственный надзор за соблюдением законов и  других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют: 
 

  • специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
  • специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
  • специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;
  • специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Информация о работе Законодательные акты по охране труда