Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:47, реферат
Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание трудовых
отношений и в правовое положение их субъектов в связи с внедрением новых
форм собственности и методов хозяйствования, а также формирования рынка
труда. Трудовое законодательство - единственная отрасль законодательства,
которая способна не только непосредственно воздействовать на основную
производственную силу - людей, являющихся носителями рабочей силы, но и
защитить их в процессе трудовой деятельности. Под влиянием системы норм
трудового законодательства формируется правовой механизм социальной защиты
работников.
1) фактически проработанное время;
2) время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось
место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том
числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении
или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);
3) время, когда работник фактически не работал, но сохранял за собой
место работы (должность) и получал пособие по государственному социальному
страхованию, за исключением частично оплачиваемого отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет;
4) другие периоды времени, предусмотренные законодательством. Под
временем фактической работы здесь понимается время, проведенное на работе
(рабочем месте) в соответствии с правилами внутреннего трудового
распорядка, графиками работы (сменности).
Кроме того, в стаж работы, дающий право на отпуск, включается, например,
время выполнения работником государственных и общественных обязанностей
(ст. 111 КЗоТ); дни
сдачи крови донорами и
дни отдыха; время нахождения работника на обследовании в медицинском
учреждении, если он обязан его проходить.
В соответствии с законодательством в стаж работы, дающий право на
ежегодный оплачиваемый отпуск, включается также:
время обучения в школах и на курсах по подготовке и переподготовке кадров
(если работник
направлен на обучение
работать на то же предприятие);
свободные от работы дни, предоставляемые работникам, обучающимся без
отрыва от производства
в образовательных учебных
время отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние
специальные учебные заведения, время отпусков для ознакомления
непосредственно на производстве с работой по избранной специальности;
время производственной практики на оплачиваемых должностях студентов и
учащихся, высших и средних специальных учебных заведений;
время работы на другом предприятии изобретателей, рационализаторов,
авторов промышленных образцов в связи с их участием в подготовке к
использованию промышленного образца, изобретения или рационализаторского
предложения, но не более одиннадцати месяцев. Если эта работа длится
одиннадцать месяцев и более, то оплачиваемый отпуск предоставляется
предприятием, где осуществляется внедрение изобретения или
рационализаторского предложения;
время отпусков
без сохранения заработной
законодательством продолжительности.
Как отмечено
ранее, все дополнительные
дополнительные отпуска, основания предоставления и продолжительность
которых установлены непосредственно в законодательных актах, и
дополнительные отпуска, предоставляемые на основании коллективных договоров
или иных локальных актов.
В связи с этим Верховный Суд РФ сделал вывод, что если дополнительный
отпуск предоставляется работникам данного предприятия (учреждения,
организации) на основании локального акта, то в таком случае все вопросы,
связанные с его предоставлением и продолжительностью, регулируются
предприятием (учреждением, организацией), принявшим этот акт, исходя из
своих финансовых и производственных возможностей.
Что касается дополнительных отпусков, которые установлены непосредственно
в законодательных актах в отношении определенных категорий граждан
(например, работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, занятых во вредных условиях, и др.), то их предоставление не
может зависеть от локальных актов. Данные отпуска должны предоставляться в
безусловном порядке и в пределах предусмотренной этими актами
продолжительности'.
При суммировании отпусков, предоставляемых работникам, по различным
основаниям (в связи с работой во вредных условиях труда, с ненормированным
рабочим временем, в районах Севера и др.), помимо общего порядка существуют
специальные правила, касающиеся отдельных категорий работников.
Общий порядок суммирования отпусков в связи с увеличением минимума
ежегодного оплачиваемого отпуска с 15 до 24 рабочих дней в расчете на
шестидневную рабочую неделю был предусмотрен постановлением
Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О порядке введения в
действие Закона РСФСР «О повышении социальных -гарантий для трудящихся». В
ст. 2 этого постановления сказано, что впредь до принятия нового
законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления
дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством. При
этом у трудящихся, пользующихся ежегодным отпуском продолжительностью в 24
рабочих дня и более, продолжительность отпуска не изменяется. Предприятия
(учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых
возможностей могут предоставлять им отпуск большей продолжительности за
счет присоединения дополнительных отпусков (полностью или частично) к
отпуску продолжительностью в 24 рабочих дня.
Однако на практике полной ясности в суммировании отпусков не было, и
Минтруд РФ 23 июня 1993 г. дал свое разъяснение «О некоторых вопросах,
связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков,
предусмотренных действующим законодательством». В нем предусматривалось,
что общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных
отпусков (ст. 68 КЗоТ), предоставляемых работникам за ненормированный
рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж
работы на одном предприятии и по другим основаниям, за счет увеличения
минимальной продолжительности ежегодного отпуска не изменяется, если она
составляет 24 и более рабочих дней.
В том случае, когда общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом
дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством,
составляет менее 24 рабочих дней, предоставляется ежегодный отпуск
продолжительностью 24 рабочих дня.
В расчетах общей продолжительности отпусков, приведенных в качестве
примеров в упомянутом разъяснении, Минтруд РФ исходил из того, что
суммирование должно производиться к 12-дневному отпуску, который был
минимальным и основным еще до увеличения минимальной продолжительности
отпуска до 15 рабочих дней.
Однако споры о том, что считать основным отпуском, с которым суммируются
дополнительные отпуска, продолжались.
В некоторых отраслевых (тарифных) соглашениях прямо предусматривалось
предоставление дополнительных отпусков (и, в первую очередь, за работу во
вредных условиях труда) сверх 24 рабочих дней минимального отпуска.
Этот вопрос стал предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, который в
решении от 10 июня 1996 г. обратил внимание на то, что с увеличением
минимальной продолжительности отпуска до 24 рабочих дней Верховный Совет не
предусмотрел сохранение прежнего порядка и условий предоставления
дополнительных отпусков. Другая же продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска, кроме менее 24 рабочих дней никакими законами не
предусмотрена. По мнению Верховного Суда РФ указание в постановлении
Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие
Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» на то, что
впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и
условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим
законодательством, не дает оснований полагать о сохранении порядка и
условий, по которым именно к 12 рабочим дням следовало присоединять
дополнительные отпуска, а не к 24 дням основного (без учета дополнительных
отпусков) отпуска.
Следовательно, никакая иная продолжительность такого ежегодного
оплачиваемого отпуска не могла быть использована Министерством труда РФ в
качестве продолжительности основного (базового) отпуска, к которому
предприятия (учреждения, организации) вправе при определенных условиях
частично или полностью присоединять дополнительные отпуска.
По изложенным
в решении основаниям
РФ от 25 июня 1993 г. признал противоречащим статье 67 КЗоТ РФ и признал
его недействительным (незаконным).
Минтруд РФ был вынужден отменить это свое разъяснение'.
Однако попытки изменить официальную позицию по данному вопросу
продолжаются.
По-видимому,
он должен быть решен в
новом Трудовом кодексе, а возможно — в специальном Законе «Об отпусках»,
необходимость в котором давно назрела. Проект соответствующего Закона СССР
был рассмотрен Верховным Советом СССР только в первом чтении.
Если характер и условия труда таковы, что работник имеет право на
дополнительные отпуска по разным основаниям (за ненормированное рабочее
время, по вредности условий труда, за работу в районах Севера и т. д.), то
представляются все полагающиеся работнику отпуска.
Как правило,
максимальная