Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение видов ответственности за нарушение прав граждан на оплату труда, выявление правовых проблем, связанных с оплатой труда.
Постановка цели предполагает решение ряда задач:
1) изучить общие положения, связанные с оплатой труда;
2) рассмотреть правовые проблемы оплаты труда в теории и на практике;
3) изучить понятие и основания применения административной ответственности за невыплату заработной платы;
4) рассмотреть предмет криминальной невыплаты заработной платы и основания применения уголовной ответственности за такую невыплату.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОПЛАТА ТРУДА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………….……6
1.1.Конституционное право граждан на оплату труда….……………………....6
1.2.Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика………………..….10
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕВЫПЛАТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…………………………………………………………………………...20
2.1. Административная ответственность за невыплату заработной платы ………………………………………………………………………………….…20
2.2. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…38
Предпринимателя, естественно, волнует вопрос: как быть теперь с локальным регулированием труда на предприятиях, где нет первичной профсоюзной организации? Ведь отсутствие профсоюзного представительства работников в организациях малого и среднего бизнеса – явление типичное. По данным, которые приводит В. Костиков, за последние 5 лет число членов профсоюзов в наших организациях сократилось на 10 млн. человек.
Сама жизнь диктует
Таким
образом, из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕВЫПЛАТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
2.1. Административная ответственность за невыплату заработной платы
В связи с действием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и многочисленными нарушениями его требований представляется необходимым более подробно рассмотреть нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение трудовых прав граждан, в том числе касающиеся оплаты труда.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность16.
Административная ответственность за правонарушения непосредственно в области трудовых правоотношений предусмотрена в десяти статьях главы 5 КоАП РФ («Административные правонарушения, посягающие на права граждан»). Объектами названных правонарушений в основном являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу: реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и заработной плате; заключения коллективного договора либо соглашения; выполнения указанных в них обязательств, в том числе достигнутых в примирительных процедурах; увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; сокрытия страхового случая.
В определенной мере исходя из изложенного законодателем отнесены к административным правонарушениям в сфере труда и охраны труда такие, как:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
2)
уклонение от участия в
3) непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
4)
необоснованный отказ от
5)
нарушение или невыполнение
6)
уклонение от получения
7) невыполнение соглашения (ст. 5.33);
8) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (статья 5.34);
9)
нарушение прав инвалидов в
области трудоустройства и
10) сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ).
Названные нормы КоАП РФ предусматривают административное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ), на должностных лиц — от 5 до 50 МРОТ, на работодателей — от 10 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ), а по части 1 этой же статьи за вышеуказанные нарушения, совершенные лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическими лицами, помимо штрафа установлено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности до 90 суток.
Следует особо подчеркнуть, что минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. составляет 2300 руб., однако ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» установлено исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб17. Таким образом, административный штраф, являясь денежным взысканием, выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда равной 100 руб.
КоАП РФ не содержит отдельно нормы, предусматривающей административную ответственность за неоплату труда работника. Однако все они в той или иной степени связаны с заработной платой. Тем более сравнительный анализ норм ТК РФ и КоАП РФ позволяет с определенностью сделать вывод о том, что содержание, например, статьи 5.27 КоАП РФ об административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда включает в себя и ответственность за нарушение законодательства, регулирующую порядок оплаты труда, равно как и понятие «трудовые права граждан» включает в себя и право их на оплату своего труда. Кроме того, изложенные в статье 2 ТК РФ основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с другими включают и такой принцип, как обеспечении прева каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Учитывая наибольшую распространенность нарушений законов о труде, в том числе об оплате труда, за которые административная ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, представляется необходимым более предметно рассмотреть данную правовую норму. В ней, в частности, указано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ)18. Совершение этих же нарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Объектом правонарушений по рассматриваемой статье являются отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, в том числе на оплату труда, предусмотренных трудовым законодательством. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом
ответственности за данный проступок
является работодатель независимо от
организационно правовой формы и
формы собственности. Часть 2 данной статьи
в качестве субъекта ответственности
предусматривает лиц, ранее подвергнутых
административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение. Кроме
того, этот субъект косвенно определен
в санкции части 2 статьи 5.27 кодекса. Применение
наказания в виде дисквалификации, согласно
статье 3.11 КоАП РФ, возможно лишь к лицам,
осуществляющим организационно-
Например, прокурор одного из районов г. Липецка вынес постановление о возбуждении дела об административном производстве в отношении индивидуального предпринимателя Г., который в нарушение статьи 303 ТК РФ не зарегистрировал в отделе труда администрации города трудовой договор, заключенный с продавцом киоска С. Кроме того, он (договор) не соответствовал требованиям статьи 57 ТК РФ, так как не содержал условий труда и отдыха работника. Вопреки установленной статьей 91 ТК нормы С. длительное время работала по 14 часов в день. При увольнении работодатель не выплатил ей все причитающиеся суммы, чем нарушил статью 140 ТК РФ, Поскольку в действиях Г. усматривался состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, прокурор направил постановление для рассмотрения в Государственную инспекцию труда Липецкой области согласно статье 23.12 КоАП РФ.
В связи с длительной
В части 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. В этой связи следует отметить, что ФЗ от 9 мая 2005г. № 45-ФЗ КоАП РФ дополнен новой статьей 3.12, предусматривающей административное наказание в виде «административного приостановления деятельности», которое назначается судьей на срок до 90 суток. Связанные с этим изменения внесены также в главу 27 КоАП РФ, регулирующую применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и в главу 32, регулирующую исполнение административных наказаний, дополняя их статьями 27.16, 27.17 и 32.12, устанавливающими порядок «временного запрета деятельности», его сроки и исполнение административного приостановления деятельности, а также временного запрета деятельности. Изменения внесены и в некоторые статьи Особенной части КоАП РФ, санкции которых дополнены административным приостановлением деятельности.
Административное приостановление деятельности за совершение правонарушений, подвергающих опасности жизнь или здоровье людей, создающих угрозу наступления иных тяжких последствий, заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также в прекращении эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ19.
Административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судом по ходатайству предпринимателя или юридического лица, если будет установлено, что для достижения цели наказания дальнейшего его исполнения не требуется.
Временный запрет деятельности может применяться как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях только в случаях, если за правонарушение предусматривается наказание в виде административного приостановления деятельности, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 48 часов.
Информация о работе Виды ответственности за невыплату заработной платы