Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:44, шпаргалка

Описание работы

Принципы уголовно-исполнительной поли­тики - это вытекающие из требования политики госу­дарства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих ор­ганов при исполнении уголовных наказаний.

Работа содержит 1 файл

Уголовно-исполнительное право.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения.

Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания

Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло.

Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Амнистия как государственно-прваовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.

Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания.

Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

 

 

 

56.  История телесных уголовных наказаний в России.

История Т. наказаний в России. До татарского ига Т. наказания в русском праве были мало известны и употреблялись лишь для несвободных: вечевой строй был несовместим с Т. наказаниями. Лишь с конца XIII в., когда русские превратились в ханских холопов, Т. наказания стали применяться ко всем классам населения. Царствование Петра I еще более увеличило значение Т. наказаний; появились новые их виды, заимствованные с Запада. Устрашение в форме битья стало еще интенсивнее, чем прежде. В России употреблялись все виды Т. наказаний. Главнейшими членовредительными наказаниями были: вырезание языка за "непристойные" или "невежливые слова" по отношению к государю, "за противность и ругательство церкви"; отсечение руки, назначавшееся за покушение на убийство господина, подлоги, кражи; отсечение пальцев у воров, разбойников и клятвопреступников, неопасных участников бунтов и, наконец, отсечение ушей, служившее главным образом для опознания преступников; с начала XVIII в. оно было заменено вырезанием ноздрей. Клеймение сохранилось до отмены Т. наказаний. По характеру и объему применения членовредительных наказаний русское право не отличалось от других европейских законодательств, но в области болезненных Т. наказаний Россия занимает совершенно особое место, главным образом, из-за кнута, наказание которым вызывало ужас и удивление иностранцев и надолго стало символом русской юстиции. С царствования Елизаветы Петровны палки остались в качестве специально военного наказания, которым широко пользовались еще в царствование Николая I. Следующей по тяжести за кнутом карой стали считаться плети (см.). Уже с начала XVII в. плети начали применяться вместо кнута во всех случаях, когда первое наказание считалось нецелесообразным с точки зрения интересов государства. С отменой кнута плети стали самым тяжким болезненным Т. наказанием, которое выполнялось с той же торжественностью, как и наказание кнутом. При Екатерине II от Т. наказаний были освобождены дворянство, именитые граждане и купцы 1 и 2 гильдий, при Александре I (после реакции при Павле I) — духовенство. Затем привилегии стали распространяться последовательно на все группы лиц, в большей или меньшей степени примыкавших к высшим классам; весьма много таких изъятий приходится на царствование Николая I. Отношение не только высших, но и других классов русского общества к Т. наказаниям видно из того, что в 1796 г. синод, прося освободить духовных лиц от Т. наказаний, указывал на то, что "чинимое им наказание в виду тех самых прихожан, кои получали от них спасительные тайны, располагает народные массы к презрению священного сана". В рассуждениях Государственного Совета (1847 г.) по поводу освобождения от наказания лиц непривилегированного состояния по образовательному цензу указывалось, что наказание к ним не могло применяться "без тяжкого для них посрамления" и что освобождение от Т. наказаний необходимо "для возвышения в них самих чувства собственного достоинства". Наряду с этим вымирание Т. наказаний шло и посредством их смягчения: старые формы жестокого битья становились не соответствующими взглядам и чувствам общества и вследствие этого переставали применяться. Уменьшалось постепенно и количество ударов, принимались большие меры предупреждения опасности для здоровья наказуемых. В 1833 г. состоялся указ об облегчении наказания преступникам, страдающим некоторыми перечисленными в законе болезнями; их предписывалось ссылать без наказания. В 1851 г. было подтверждено, чтобы при наказании присутствовал врач и по его требованию наказание отлагалось до выздоровления преступника. В 1855 г. слабосильные арестанты были освобождены от наказания плетьми, и оно безусловно отменялось при признании болезни неизлечимой. В 1848 г. приказано было отлагать исполнение наказания при сильных морозах (свыше 10°) и особенно при вьюге и сильных ветрах.

 

 

57.  Права и обязанности работников УИС.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания. Права и обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, нередко обозначают единым понятием – полномочия.

Правовое положение персонала различно. Прежде всего дифференцируется в зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т.е. чем больше оно изменяет общегражданский статус осужденного, тем в большей степени регламентировано правовое положение персонала.

Следует разделить персонал исправительных учреждений на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковый правовой статус:

Сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава.

Рабочие и служащие персонала исправительных учреждений.

Сотрудники составляют большинство персонала исправительного учреждения, они несут основную нагрузку по достижению поставленных перед учреждением задач в сферах охраны осужденных, обеспечения режима отбывания наказания и безопасности в исправительном учреждении, привлечения осужденных к труду.

Сотрудники в соответствии с этим имеют право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие, производить административное задержание и применять другие меры административного воздействия, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств на территории учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, осуществлять регистрацию осужденных, проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя или наркотиков, при проведении операций по задержанию бежавших или уклоняющихся от отбывания наказания осужденных в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов, использовать безвозмездно средства массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег, привлекать осужденных к труду, осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

 

Сотрудники обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, правопорядок и законность, безопасность осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории, обеспечить охрану здоровья осужденных, оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Важной обязанностью сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязанность на территории России, независимо от занимаемой должности, времени суток, и места нахождения, в случае обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принимать меры для спасения людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении преступлений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации (ст.26 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.).

Сотрудники начальствующего и рядового состава исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров и уголовно-исполнительных инспекций на основании законодательства Российской Федерации могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемом Министерством внутренних дел.

Правовое положение персонала из числа рабочих и служащих определяется законодательством о труде, а также нормативными правовыми актами.

Рабочие и служащие из числа персонала обязаны:

добросовестно выполнять трудовые обязанности;

соблюдать дисциплину труда;

бережно относится к имуществу предприятия, учреждения и организации;

выполнять установленные нормы труда.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны предупредить о намерении использовать эти средства, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда медлить с применением указанных средств не предоставляется возможным (могут наступить тяжкие последствия) или когда предупреждение в данной ситуации неуместно либо невозможно.

Сотрудники обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, и в случае необходимости предоставление медицинской помощи. О каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудники обязаны докладывать непосредственному начальнику. В случае ранения или смерти осужденных или иных лиц, начальники учреждений сообщают об этом прокурору.

Огнестрельное оружие применяется для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или работников уголовно-исполнительной системы, для освобождения заложников, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление администрации. Кроме того, оно может применяться для остановки транспорта, с использованием которого совершается побег осужденного, для подачи сигналов тревоги и вызова помощи.

Огнестрельное оружие может применяться без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, при побеге с оружием или с помощью транспортных средств. При попытке осужденного приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, а также при попытке прикоснуться к его оружию.

 

 

58.  Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.

1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:

а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;

б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

2. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.

3. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.

4. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

5. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

6. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

 

 

59.  Основания и порядок предоставления краткосрочных выездов из ИУ.

Ст. 97 УИК РФ. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в ИК и ВК, а также оставленным в СИЗО и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

а) краткосрочные до семи суток (не считая времени проезда) в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

Информация о работе Уголовно-исполнительное право