Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:44, шпаргалка
Принципы уголовно-исполнительной политики - это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.
Судья может либо отказать в УДО, либо освободить лицо, отбывающее наказание, как с наложением на него определенных законом обязанностей, так и без наложения подобных обязанностей.
46. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.
Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан Российской Федерации. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитаюттрудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов.
Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства.
Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документ об образовании. При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции.
Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае отсутствия – справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.
Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное там время явиться для оформления. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью.
Данный документ возвращается в службу занятости, которая подбирает другую работу.
Ввиду того что в ряде регионов страны существует безработица, возникает вопрос о праве освобожденного на пособие по безработице, если с его трудоустройством возникли трудности.
Для начисления пособия по безработице освобожденный должен иметь справку из исправительного учреждения о заработке.
Трудоспособные инвалиды и лица, имеющие медицинские ограничения к определенным видам работы, должны иметь с собой справку ВТЭК или вра-чебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности.
Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного во время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы.
Пособие выплачивается до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Освобожденный гражданин, имевший до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.
Отмена ограничений в прописке по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России.
В ряде крупных городов установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов.
Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.
47. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
Контроль играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждении рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает четыре организационно-правовые формы контроля.
В отношении военнослужащих контроль осуществляется командованием воинских частей и учреждений. В ходе этого контроля проверяется, как условно-досрочно освобожденный выполняет обязанности, возложенные на него судом, – не менять место жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и др.
За лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, устанавливается административный надзор. Он устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
При необходимости он может быть каждый раз продлен еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, установленных для погашения или снятия судимости.
К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время, запрещения пребыва– ния в определенных пунктах района, города, запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств. Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих – командованием их воинских частей.
К осуществлению контроля могут привлекаться работники других служб органов внутренних дел и юстиции.
Уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется персональный учет условно осужденных и контролируется исполнение ими возложенных на них судом обязанностей.
Условно осужденный обязан отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на него судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию.
При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
В случае уклонения условно осужденного от проверки уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей в соответствии с законодательством.
48. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни.
Смертная казнь – исключительная мера наказания, предусмотренная Уголовным кодексом.
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
В Уголовном кодексе данная мера включена в санкции пяти преступлений: убийство (ст. 105 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ).
После вступления в Совет Европы Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Однако этот Протокол вступает в силу после его ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации и подписания Президентом России. Пока данный Протокол не ратифицирован.
2 февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд Российской Федерации.
Он признал, что поскольку лицо, которому инкриминируется обвинение по статье, предусматривающей в санкции смертную казнь, имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах Федерации, граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение.
Поэтому Конституционный Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.
Смертная казнь не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.
Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение проходит нередко достаточно большой срок, в ряде случаев исчисляемый годами.
После вынесения приговора осужденные к смертной казни переодеваются в одежду специального образца. Осужденный может направить Президенту РФ ходатайство о помиловании. Ходатайство о помиловании подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
При этом исполнение наказания приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.
При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора.
Однако рассмотрение вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия его ходатайства. Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана сообщить в Аппарат Президента о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании: тяжелая болезнь осужденного, совершение нового преступления.
Приговор приводится в исполнение только после получения администрацией учреждения, где содержится осужденный, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора и указа Президента РФ об отказе в помиловании.
49. Исполнения уголовных наказаний в США.
В США наблюдается довольно пестрая картина сочетания разных систем при организации исполнения лишения свободы в целом по стране и ее отдельных штатов.
Наиболее распространенными наказаниями являются штраф, пробация и тюремное заключение.
Институт пробации близок по своему существу к действующему в России уголовно-правовому институту условного осуждения, а по реальному содержанию является разновидностью уголовного наказания, не связанного с лишением свободы. Обязательные условия пробации – несовершение в течение срока пробации нового преступления, предусмотренного федеральным законом или законом штата.
Если одновременно с приговором к пробации вступает в силу приговор к штрафу, то выплата штрафа также становится обязательным условием про-бации.
Дополнительно назначенными судом альтернативными условиями пробации могут быть:
– материальная поддержка лиц, находящихся на иждивении осужденного, а также выполнение иных семейных обязанностей;
– осуществление реституции в отношении потерпевшего;
– добросовестная работа, прохождение курса профессиональной подготовки в целях последующего выполнения подходящей работы;
– воздержание от какого-либо конкретного выполнения занятия, дела или работы;
– воздержание от посещения определенных мест и общения с определенными лицами;
– воздержание от чрезмерного потребления алкоголя либо несанкционированных специальным медицинским работником наркотических и иных веществ, находящихся под контролем;
– воздержание от владения разрушающим устройством, огнестрельным или другим опасным оружием;
– прохождение доступного медицинского, психиатрического или психологического лечения (в том числе от алкоголизма, наркомании) с пребыванием, если это необходимо, в указанном судом учреждении.
Если осужденный нарушает условия пробации во время ее отбытия, то по инициативе службы проба-ции суд может принять следующие решения:
1) продолжить пробацию с продлением или без продления ее срока, с изменением либо без изменения условий;
2) отменить приговор к пробации и назначить другое наказание, которое может быть применено за совершенное преступное деяние.
Наиболее распространенным уголовным наказанием в СшА является штраф. Штраф должен быть уплачен немедленно, если суд во время вынесения приговора не потребует уплаты к определенной дате или не установит графика уплаты по частям с указанием конкретных сроков платежа.
Уплата штрафа считается просроченной, если какая-либо его часть не уплачена в течение 30 дней со времени, когда она должна быть уплачена, а если просрочка составляет более 90 дней, штраф считается невыплаченным.
Лицо, приговоренное к штрафу, проявившее добросовестность в соблюдении сроков исполнения наказания, может подать в суд заявление о продлении графика выплаты штрафа по частям на срок не более двух лет либо об отмене уплаты невыплаченной доли штрафа.
Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в США в исполнительных учреждениях, в систему которых входят федеральные тюрьмы, тюрьмы штатов и местные (окружные и муниципальные) тюрьмы.
50. Исполнения уголовных наказаний в Великобритании.
Порядок и условия исполнения наказания в Великобритании осуществляются с использованием положений прецедентного и статутного (уголовного, уголовно-процессуального, пенитенциарного) права.
В Великобритании к мерам, не связанным с лишением свободы, относятся отсрочка приговора, про-бация, предоставление услуг обществу.