Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:39, реферат
В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты. Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии (собранием трудового коллектива, советом трудового коллектива, администрацией) и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (например, Положение о приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
1. Трудовое право как отрасль.
2. Граждане как субъекты трудового права.
3. Работодатели: права и обязанности.
4. Трудовые коллективы и их полномочия.
5. Профсоюзы: понятие и их основные права.
6. Социальное партнерство. Коллективные договоры.
7. Трудовые договоры и контракты.
8. Использованная литература.
7. Право участвовать в нормотворческой деятельности. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается в том, что они могут не только ставить вопросы о повышении и социальной защите работников предприятия, но и участвовать в создании корпоративных норм, повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии работников данного предприятия. Примером таких актов являются: Положение об оплате отпусков женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, Положение об условиях обеспечения работников предприятия жилой площадью. Положение о материальной помощи пенсионерам и др,
8. Право участвовать в правоприменительной деятельности. В применении норм трудового права работодателями профком участ-
вует по многим вопросам. Если классифицировать его права в этой области, то можно выделить:
а) права исключчтельной компетенции профкома, например выдача путевок в дома отдыха, санатории, надзор за охраной труда, соблюдением трудового законодательства;
б) совместные с администрацией права, например представление к награждению, распределение жилой площади и др.;
в) права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом, например увольнение по инициативе администрации члена профсоюза без вины работника, проведение сверхурочных работ и др.
Таким образом, профсоюзы имеют довольно широкие права. На сегодняшний день остро стоит вопрос о реальном их использовании. Не секрет, что в недавнем прошлом профсоюзы выполняли функцию защиты, но, к сожалению, не работников, а администрации, блокировались с ней по многим вопросам, оставляя работников в одиночестве со своими трудовыми проблемами. Из защитников власти профсоюзы должны превратиться в истинных защитников работников.
6. Социальное партнерство. Коллективные договоры.
Согласно ранее действовавшему Закону о повышении роли трудовых коллективов работники объявлялись ядром предприятия. В настоящее время положение изменилось. В хозяйственной жизни появились, помимо государства-собственника, иные собственники средств производства, использующие труд наемных работников. Трудовой коллектив —одна из договаривающихся сторон относительно применения труда на предприятии.
Взаимоотношения собственника и администрации, представляющей интересы собственника, с одной стороны, и трудового коллектива, от имени которого может выступать профсоюзный орган или иной, созданный в трудовом коллективе орган, с другой, должны строиться на принципе сотрудничества, учета взаимных интересов, на основе взаимных уступок и компромиссов. Одним словом, они должны быть партнерскими.
Средства производства, какими бы они современными и дорогостоящими ни были, без приложения к ним человеческого труда сами в движение не придут и прибыли не принесут. Более того, чем выше технологический уровень средств производства, тем более квалифицированная рабочая сила должна быть к ним приложена. Это означает, что персонал в своей основе должен быть более интеллектуален, иметь необходимые специальные знания, более широкий кругозор и т. п .."что не позволяет относиться, как в былые времена, к работнику как к винтику производства. Работники в современном мире в подавляющем большинстве сами хотят быть хозяевами своей судьбы и, в частности, на приемлемой для них основе продавать свой труд. Именно этим объясняется необходимость социального партнерства.
Одной из форм социального партнерства является заключение на предприятии коллективного договора. Коллективный договор — это самый «древний» корпоративный акт. Он использовался даже в советский период. Правда, носил он в те годы чаще формальный характер, а также выполнял в какой-то степени идеологиччскую нагрузку.
В настоящее время значимость коллективного договора возросла. Он стал наполняться конкретным содержанием. Законодатель же регулирует его в самом общем виде (схематично), предоставляя сторонам определять его содержание самостоятельно (Закон Российской Федерации от II марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»). Относительно же порядка заключения коллективных договоров законодатель высказывается более определенно.
Охарактеризуем коллективный договор и порядок его заключения.
Принципы коллективного договора. Заключение коллективных договоров должно осуществляться исходя из принципов, закрепляемых ст. 4 Закона. Это соблюдение норм законодательства; полно-мочноеть представителей сторон; свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность принятия обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Закон запрещает какое бы то ни было вмешательство со стороны работодателей, органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений,
Необходимо подчеркнуть, что Закон распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работающих.
Переговоры о заключении коллективного договора. Заключению коллективных договоров предшествуют коллективные переговоры. В нашей стране основные элементы процедуры — права и обязанности сторон, сроки, стадии переговоров—установлены законом. При этом сторонам предоставлены права по определению срока переговоров, состава комиссии, места проведения и повестки дня. Они самостоятельно устанавливают круг вопросов, подлежащих обсуждению.
Сторона, получившая уведомление, должна в семидневный срок начать переговоры. Указанная обязанность носит юридический характер: ее неисполнение влечет наступление установленной законом ответственности (ст. 25).
Однако уплата штрафа не освобождает работодателя от обязанности хоть и с опозданием, но начать переговоры. Допущенное нарушение не должно использоваться в качестве повода для отказа от переговоров.
Нарушение срока вступления в коллективные переговоры представителями работников не влечет юридической ответственности, поскольку предполагается, что они представляют заинтересованную сторону. В отношении работодателей Кодексом об административных правонарушениях РСФСР устанавливается ответственность за уклонение от участия в переговорах о коллективных договорах, нарушение сроков переговоров, необеспечение работы комиссии, отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора, непредставление информации для ведения переговоров по коллективному договору и осуществления контроля выполнения коллективного договора. Законом предусматриваются за эти административные проступки различные штрафы (до 100 минимальных оплат труда). Однако, если такое нарушение все-таки произойдет, представители работников могут быть переизбраны.
Первая встреча представителей сторон, видимо, должна быть посвящена образованию комиссии для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора.
После создания комиссии определяются сроки, место проведения и повестка дня переговоров. По этим вопросам решение принимает уже созданная комиссия, это вытекает из смысла ст. 7.
Комиссии может быть поручено осуществление в дальнейшем контроля за выполнением коллективного договора, толкование его положений, необходимое в процессе правоприменения, разработка изменений и дополнений, которые необходимо внести в коллективный договор.
На заседаниях комиссии целесообразно вести протокол, фиксируя предложения представителей и принятые решения.
Переговоры ведутся по плану, предусмотренному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора.
Представителями со стороны работодателя при переговорах по заключению коллективного договора могут выступать должностные лица, осуществляющие управление предприятием, которые обладают информацией, необходимой для ведения переговоров, соответствующей квалификацией и опытом, например руководители структурных подразделений, юрисконсульты, работники отдела труда и заработной платы, социологи и т.п.
По усмотрению работодателей его представителями могут выступать и лица, не работающие на данном предприятии, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров, например эксперты объединения работодателей.
Представители работников прямо поименованы в Законе. Это профессиональные союзы в лице их соответствующих органов, а также иные уполномоченные работниками представительные органы.
Долгое время в нашей стране единственным представителем трудящихся признавались профсоюзы. С принятием Закона «О коллективных договорах и соглашениях» положение изменилось. Наряду с профсоюзами право на ведение переговоров предоставляется иным уполномоченным работниками представительным органам. Какой-либо развернутой характеристики особых требований, предъявляемых к этому органу, Закон не содержит. Поэтому можно сделать вывод о том, что его количественный и персональный состав, условияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Представителями работников в соответствии со ст. 5 не могут быть организации или органы, созданные или финансируемые работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.
Помимо представителей сторон участниками переговоров могут быть специалисты и эксперты, приглашенные сторонами. Однако в голосовании и принятии решений комиссией они не участвуют. Их роль сводится к обоснованию (экономическому, финансовому, правовому) позиций работодателя и работников, непредвзятой оценке их предложений, консультированию.
Участники переговоров пользуются определенными правами и несут установленные Законом обязанности. Так, представители трудящихся имеют право на получение от работодателя (объединения работодателей), а также от государственных органов информации, необходимой для коллективных переговоров. Этому праву корреспондирует обязанность такую информацию предоставить.
В ходе переговоров могут возникнуть разногласия и обнаружиться непредвиденные обстоятельства, препятствующие достижению соглашения. Для их проведения Закон предусматривает использование различных методов. Так, если стороны по не зависящим от них причинам не смогли прийти к согласию, то составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин. Переговоры прерываются на установленный представителями сторон (комиссией) срок, но оговаривается время их возобновления (ч. 5 ст. 7).
Если разногласия возникают не в связи с непредвиденными обстоятельствами, вступает в действие правило ст. 8 Закона об использовании примирительных процедур. Закон предусматривает особую процедуру разрешения споров, возникающих на стадии переговоров по поводу заключения коллективного договора.
При обнаружении явных разногласий, которые представители сторон не смогли урегулировать в ходе работы комиссии по ведению переговоров, на очередном заседании указанной комиссии составляют протокол разногласий. В последнем следует отражать существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон.
В течение трех дней с момента составления протокола представители сторон проводят консультации с целью создания примирительной комиссии. Закон не предусматривает правил ее формирования.
Исходя из принципа равноправия сторон можно образовывать примирительную комиссию на паритетных началах из специально назначенных (выбранных) представителей (которые не принимали участие в переговорах).
Порядок работы определяется комиссией самостоятельно. Статья 8 Закона ограничивает лишь срок ее деятельности (7 дней). В этот срок орган примирения должен рассмотреть протокол разногласий и вынести рекомендации по существу спора.
При недостижении согласия в комиссии стороны обращаются к посреднику, выбранному по соглашению. По смыслу Закона посредником может быть любое лицо, выбранное по соглашению сторон. Критериями выбора посредника должны служить его нейтральность и независимость по отношению к сторонам переговоров, а также компетентность. Посредник выносит рекомендации по существу спора также в семидневный срок.
Рекомендации примирительных органов исполняются сторонами при согласии с их содержанием. При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускаются организация и проведение забастовок. Проведение забастовки можно считать стадией разрешения разногласий.
В связи с тем, что забастовка дезорганизует производство, влечет за собой другие Негативные последствия, прибегать к ней допустимо лишь в крайних случаях, и особенно тогда, когда масштабы предполагаемой забастовки выходят за рамки одного предприятия.
Содержание коллективного договора. Закон впервые дает легальное определение понятия «коллективный договор». Согласно ст. 2, это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Как видно из этого определения, основной акцент сделан на регулятивную функцию коллективного договора. Это полностью соответствует документам МОТ и подчеркивает нормативный характер коллективного договора.
Таким образом, коллективный договор нужно рассматривать прежде всего как нормативно-правовой акт, регулирующий комплекс общественных отношений. К их числу в соответствии со ст. 2 Закона можно отнести: трудовые (индивидуальные и коллективные) отношения; производные от трудовых отношений; отношения по социальному (бытовому и культурному) обслуживанию работников; отношения по медицинскому страхованию и социальному обеспечению.