Российская Федерация как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение понятия «светскость государства»
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование Российской Федерации в качестве светского государства
4. Изучение проблем светскости в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5

Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13

Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………..…….……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

- не  возлагает на религиозные объединения  выполнение функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления;

- не  вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

- обеспечивает  светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

В законодательстве Российской Федерации закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого оказываются неурегулированными и неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования государством социально значимых инициатив крупнейших религиозных организаций России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).      

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» Содержание этого положения раскрывает статья 4 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом. Однако Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации: 
во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон8»; 
во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

В последнее  время лица, представляющие верховную  власть в России, которые должны соблюдать нейтралитет в вопросах религии,  все чаще стоят с зажженными свечами в церкви, истово крестятся, а телевидение транслирует это действо на всю страну9.       А17 февраля 2010 года правящая партия страны опубликовала документ «Нравственная основа модернизации». В документе три главы, одна из которых называется: Православие, как нравственная основа модернизации. Глава начинается со слов: «Для модернизации и развития России нужна идеология»10 и эта идеология заключается ни в чем ином, нежели православие, что подкрепляется цитированием никакого иного как митрополита Кирилла. Таким образам документ ущемляет права других религиозных объединений, существующих на территории Российской Федерации.

 В  настоящее время в России складывается  ситуация, когда религиозные объединения  активно сотрудничают с государственными  органами по различным вопросам. Складываются предпосылки к проникновению и чрезмерному усилению влияния религии на все сферы жизни. Для того чтобы этого не произошло необходимо конкретизировать принцип отделения религиозных объединений от государства, прописать цели, задачи, принципы, формы, предмет и сферы сотрудничества государства с религиозными объединениями, определить специфику взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней с церковной иерархией. И конечно необходимо разработать специальный нормативный акт, регламентирующий поведение государственных служащих в общении с религиозными организациями т представителями различных верований. Это необходимо, для того чтобы развить принцип светскости, укрепить его,  донести его значение до граждан, чтобы не возникало разногласий, недопонимая, и конечно же что бы Россия не встала на путь идеократии. 

Вывод: несмотря на то что в российском законодательстве провозглашено невмешательство  религиозных объединений в государственные  дела. В настоящее время в России складывается ситуация, когда религиозные объединения активно сотрудничают с государственными органами по различным вопросам. Складываются предпосылки к проникновению и чрезмерному усилению влияния религии на все сферы жизни.

Происходит  это потому, что в действующем  законодательстве  не конкретизируется принцип отделения религиозных объединений от государства, не прописаны цели, задачи, принципы, формы, предмет и сферы сотрудничества государства с религиозными объединениями, не определена специфика взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней с церковной иерархией. В результате светскость государства и ее составляющие толкуются произвольно, искаженно, что приводит к несоблюдению этих требований.

Необходимо  разработать специальный нормативный  акт, регламентирующий поведение государственных служащих в общении с религиозными организациями т представителями различных верований. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

1. Светское  государство – конституционно-правовая  характеристика государства, означающая  отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. 

2. Основные  модели светских государств - индифферентная; идентификационная; преференциальная.

Индифферентная  модель – отражает активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии.

Преференциальная  модель светского государства - предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве.

Идентификационная модель светского государства – характеризуется расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями.

3. Российская  Федерация - светское государство.  Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом

Что означает:

1)Отделение  государства от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

2)Правовое  равенство религиозных объединений. 

3) Недопустимость  установления общеобязательной  религии или идеологии 

4)Отделение  школы от церкви.

Цель  государства  – достижение баланса интересов личности, государства и религиозных объединений.

4. Несмотря на то, что в российском законодательстве провозглашено невмешательство религиозных объединений в государственные дела. В настоящее время в России складывается ситуация, когда религиозные объединения активно сотрудничают с государственными органами по различным вопросам. Складываются предпосылки к проникновению и чрезмерному усилению влияния религии на все сферы жизни.

Происходит  это потому, что в действующем  законодательстве  не конкретизируется принцип отделения религиозных объединений от государства, не прописаны цели, задачи, принципы, формы, предмет и сферы сотрудничества государства с религиозными объединениями, не определена специфика взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней с церковной иерархией. В результате светскость государства и ее составляющие толкуются произвольно, искаженно, что приводит к несоблюдению этих требований.

Необходимо  разработать специальный нормативный  акт, регламентирующий поведение государственных служащих в общении с религиозными организациями т представителями различных верований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Билль о  правах 1789г.  // Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Приложение. М., 2004
  2. Декларация прав человека и гражданина. Франция // http://larevolution.ru/declaration.html
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 1993. – 25 дек.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. М.: Юристь, 2003.
  5. Нравственная основа Модернизации: М. 17февраля 2010г.
  6. Останин А.В. Светское государство и демократия //  http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/325/image/325-104.pdf    
  7. Понкин И.В. Современное светское государство: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004.
  8. Понкин И.В. Типология государств по критерию светскости:  Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.
  9. Светское государство: Юридический словарь: Кодексы, законы, комментарии //  http://www.info-law.ru
  10. Федеральный закон « О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. Москва . Российская газета , 1 октября 1997г.

Информация о работе Российская Федерация как светское государство